Кризис в компании? Доставайте партитуру!

К кризису надо готовиться заранее и к кризису невозможно подготовиться всецело: что-то всегда пойдет не по плану. Недавно специалисты по коммуникациям государственных учреждений и НКО приняли участие в программе, которая предлагает участникам «прожить» кризис в компании. В ее основе — система К.С.Станиславского.

Участники  программы на экскурсии по театру  перед началом программы.
Участники  программы на экскурсии по театру  перед началом программы.

Полное погружение в ситуацию обеспечивало само место ее проведения — театр «Геликон-опера». Открывая программу, ее автор, зампред Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ, Ольга Голышенкова объяснила, почему для разговора о работе с кризисом выбран именно театр: «Любой кризис – это сверхзадача. А где как ни в театре накоплен большой опыт работы со сверхзадачами, с кризисом и поиском изящного выхода из него. Именно здесь мгновенно сменяются декорации, надеваются и сбрасываются маски. Мы предлагаем вам сегодня приобщиться к уникальному опыту, основанному не только на системе Станиславского, но и на всей истории мирового театра. Если вы сможете воспринять эти секреты мастерства, научитесь проживать и проигрывать кризис, то любые предлагаемые обстоятельства встретите во всеоружии, и вместо роли статиста, станете тем, кто разыграет ситуацию как по нотам и выведет компанию из тупика».

Преподаватели программы были одновременно и опытными управленцами, и людьми, погруженными в атмосферу искусства: художественный руководитель «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, Дина Кирнарская, проректор академии имени Гнесиных, продюсер и телеведущий Сергей Майоров. Конечно в увертюре, как назвали вступительную часть мастер-класса организаторы, говорили о таких обязательных приемах в журналистике и pr как «human touch», понятии «новая искренность», принципе «следуй за мной».

Работая над сохранением имиджа компании в период кризиса, большинство упускают из внимания человека, клиента, хотя основные месседжи должны быть адресованы именно ему, а не высокому начальству.

Представляя режиссерскую позицию Дмитрий Бертман начал выступление с утверждения: «Любой кризис вырастает из конфликта. Решайте конфликты своевременно». Станиславский говорил о методе «Если бы это был я», вслед за ним Бертман предлагает во время конфликта «нырнуть» в другого персонажа, постараться почувствовать, что он хочет услышать, понять его правду. Важно видеть историю человека целиком. Однако, часто во время кризиса компания транслирует свою точку зрения, не задумываясь о том, что слышит клиент. В этот момент и возникает дисконнект, который позволяет конфликту перерасти в кризис. В принципе, эти советы согласуются с практикой крупных компаний — глубоко прорабатывать аватар клиента, и корректировать его с учетом конкретных деталей и ситуаций.

Сергей Новиков, поставивший на сценах Москвы и Петербурга несколько оперных спектаклей, проанализировал работу пиарщика с точки зрения позиции дирижера. В кризис приходится дирижировать огромным оркестром, в котором собраны и спикеры, и комментаторы, и эксперты, и СМИ — всех надо держать в зоне своего внимания. Как и дирижер, специалист по коммуникациям, должен точно знать, где какие группы музыкантов располагаются, и прекрасно представлять возможности каждого «инструмента». Партитура антикризисных коммуникаций должна быть прописана заранее. Если партитура написана не вами, изучите ее досконально и сделайте пометки. Если это ваша партитура, все равно досконально изучите, откроется много нового. Надо помнить, что как характер, темп, изложение партитуры зависит от дирижера, так и характер и темп кризисных коммуникаций зависят pr-специалиста.

Кризис в компании? Доставайте партитуру!

Сергей Новиков провел небольшой эксперимент со слушателями, который продемонстрировал, что без дирижера зачастую невозможно даже спеть хорошо знакомую песню: ошибаешься в темпе, не вовремя вступаешь. Посмотрите, как дирижируют оркестрами великие дирижеры: Герберт фон Караян, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, выберите, и как говорят артисты, «присвойте» себе манеру и дирижируйте кризисом гениально.

Разговор о том, чем поможет пиарщику опыт работы актера начался с анализа понятия «предлагаемые обстоятельства». Не бывает кризиса вообще, у него есть начало, причины, поводы, время дня, года, место действия, ситуативные обстоятельства: зачем мы здесь, чего хотим, что нам мешает добиться желаемого. Как актеры, работая над ролью задают себе эти вопросы, так и pr-специалисты должны точно представлять кто, откуда, куда, зачем выходит пишет, говорит. Те же требования предъявляются и к проработке «легенды», которую надо прописывать, начиная от Адама и Евы. В противном случае появляются на свет невнятные депутатские откровения про лося.

По Станиславскому, любое ваше действие должно быть оправданно. Если, не дай Бог, случилась трагедия, не играйте образы и страсти. Следуйте «искусству переживания», а не «искусству представления». Чтобы достичь искусства переживания, вспоминайте о принципе «если бы это был я» (моя мама, мой близкий). Вообще все выступающие призывали участников прочитать книги К.С.Станиславского «Работа актера над собой», «Этика», «Работа над собой в творческом процессе воплощения. Смысл творчества – в подтексте». Станиславский ставил на первое место естественность и логичность. То же самое актуально и для коммуникаций. Ни мы, ни актеры не должны обрастать штампами, а уж в условиях кризиса штамп – верное средство усугубить ситуацию.

Совершенно неожиданно повернулся разговор, когда музыковед Дина Кирнарская начала рассказывать, как классическая музыка помогает чувствовать время и выбирать верные инструменты в работе. Это выступление достойно того, чтобы быть прослушано целиком в авторском исполнении, здесь приведу только краткие выводы. Классическая музыка (не популярная!) помогает понять, какая эпоха на дворе. Современная классическая музыка отличается простотой, в ней нет нагромождения музыкальных партий, звуков смыслов. Пример этому творчество Софьи Губайдулиной или Эрикса Эшенвальдса.Такая музыка означает, что прямо сейчас мы живем в античную весеннюю эпоху. Это время легкого отношения к жизни, минимума выразительных средств, невосприимчивости людей к масштабным произведениям и проблемам, неприятия слова «должен».

Каков же вывод? говорите и пишите просто, лаконично. Даже если ваша задача продавать серьезные глубокие идеи, делайте это легко, в современном стиле. Вспомните, как тяжело заходят сейчас лонгриды, зато расцветает ТикТок с его ограничением до минуты. Даже если вам хочется создавать тяжеловесные релизы – время против вас, дождитесь осенней эпохи, лет через двести.

Наверное, главным выводом программы стал призыв к чуткости и эмпатии, которую можно и нужно развивать. Сегодня выйти победителем из кризисной ситуации, опираясь только на рациональное начало, невозможно. Логика и рационализм проиграли антиваксерам. Как сказала Кирнарская: «Учитесь чувствовать время и делать выводы, что хочет публика», в этом помогут хорошие спектакли, книги, музыка и система Станиславского.

Кризис в компании? Доставайте партитуру!
11 показ
1717 открытий
Начать дискуссию