В рамках Пищёвка 3D «ВМЯСО», 3-ей федеральной независимой конференции мясопреработчиков, проходившей 6-7 апреля 2023 года в Москве, состоялась сессия «Альтернативное мясо – уже не модная ниша, а рабочий ассортимент», модераторами которой выступили Роман Калинин, CEO проекта «Пищёвка3D», и Артём Пономарёв, генеральный директор Greenwise и со-основатель АПАПП.

Артём Пономарёв, эксперт альтернативного рынка России, поделился впечатлениями по итогу мероприятия.

В ходе сессии были затронуты вопросы развития рынка, стандартизации, нейминга в категории альтернативных продуктов на растительной основе.

К сожалению, всё ещё остро стоит вопрос, связанный со непониманием и недоверием представителей традиционной мясопереработки к инновационным альтернативам, что ощущалось в настрое аудитории мероприятия. Если 4-5 лет назад к теме допустимо было отношение с некой долей иронии и скепсиса, то сейчас комментарии и «шутки» некоторых представителей сегмента мясопереработки и пищевой индустрии вообще выглядят спорно и жалко. Бессмысленные цитаты, вырванные из статей о падении акций Beyond Meat, озвученные без комплексного анализа рынка альтернативных предложений, включая его качественное и количественное масштабирование и вход мировых гигантов, например, Cargill, DBN Group, GbS Global Biopharma, Nestle, Tyson Foods и др., а также неподобающее сравнение альтернативной продукции с резиновой женщиной свидетельствуют о полном отсутствии стратегического планирования и анализа пищевых трендов, преобладающих не только на российском рынке, но и на глобальном уровне. Учитывая бесконечные споры #plantbased и #meatbased представителей о терминологии, комментарий модератора о сравнении альтернатив с резиновой женщиной, которая также не является «женщиной», поставил всех в тупик.

«Зачем-то традиционные мясники сами ставят себе подножку, вместо того, чтобы вместе зарабатывать на рынке, который уже открыт, категория уже сформирована. Они с их консервативным подходом продолжают и себя лишать возможности открыть новые ниши для заработка, и потребителя лишают возможности оценить новые продукты с учётом тех наименований, которые удобны покупателю. А мы [производители] всё пытаемся как-то его [покупателя] защитить, оградить, хотя на самом деле это выглядит лицемерно, ведь потребитель уже сделал свой выбор, а пытаться его насильно переучить в угоду какой-то отрасли – не очень способствует формированию доверия».

Исследовательская компания GfK в ходе сессии продемонстрировала реальные цифры, свидетельствующие о ежегодном росте категории альтернативных продуктов на растительной основе, но и они были подвергнуты сомнению со стороны традиционной мясной отрасли.

Самым эффектным выступлением сессии, поставившим жирную точку в споре между «мясниками» и «альтернативщиками», была презентация Кирилла Александрова, генерального директора компании ООО «Котлетарь». Компания ООО «Котлетарь», являясь активным игроком мясного рынка России уже более 20 лет, с 2019 года запустила альтернативный проект: альтернативные мясные продукты на растительной основе «неМясо». Показав реальные цифры экономической эффективности нового направления, руководитель ООО «Котлетарь» детально рассказал о том, как «мясник» начал развивать альтернативное направление, и что рост и развитие проекта «неМясо» и всей альтернативной категории реально подтверждается.

«Кирилл Александров посоветовал всем остальным мясникам, которые всё ещё испытывают скепсис, правда не лезть в этот рынок. Потому что пока они не будут лезть, нам [Котлетарь, Greenwise] останется больше места для работы на этом рынке».

Интересно то, что публика сессии поникла после вопроса Артёма «Какой за последние 5 лет сформировался рост замены мясного сырья растительным в рецептурах?»

Робкое «10%», прозвучавшее из зала, абсолютно не соответствует реальности. Замена мясного сырья на растительное в рецептурах мясных продуктов различных ценовых категорий варьируется от 30% до 80%, например, в дешевых мясных полуфабрикатах или консервах. Включение растительного сырья в состав позволяет на сегодняшний день сохранять продукцию на полках розницы и удерживать цены, приемлемые для потребителя. В связи с этим вопрос «Что на самом деле является продуктом на растительной основе?» остаётся открытым.

реклама
разместить
Начать дискуссию