Почему учебный год школьники и родители называют «МУчебным»?
Сегодня 01.06.23, школьные каникулы начались, выпускники примеряют ленточки, а на заднем дворе сожжены учебники, но мы не успеем оглянуться, как начнется новый учебный год.
Школа – это неизбежный этап в жизни человека, важный, фундаментальный этап. Так почему же так часто в коуч-сессиях школьники (и их родители) называют учебный год «МУчебным», почему основные стрессы у детей связаны именно со школой?
Почему взрослые люди в коуч - сессиях так часто обращают свой взор к школьным годам и ищут решения проблем, которые «родом из школы»?Согласитесь, это же крайне не эффективно, отучиться в школе 10 лет, а потом всю жизнь расплачиваться за ошибки педагогов, доставая из своей психики «школьные занозы».
Мой коучинговый опыт позволяет сделать вывод, что Школа не успевает за изменчивым миром, что один из « плюсов» школьной системы – консерватизм - стал сегодня «минусом». Да, сейчас активно меняют директоров школ: уходят те, кто лет 30,а то и более отдал школе… Но почему критерием отбора стал возраст? Вот взять хотя бы мою родную «дягилевскую» гимназию - дух школы, атмосфера, система, педколлектив – это все заслуга Раисы Дмитриевна, это ее многолетний труд, ее неугомонная энергия, и вряд ли найдется такой молодой директор, который сможет хотя бы сохранить достигнутое. Это я к тому, что возраст педагога или директора – это не тот определяющий фактор, от которого зависит способность школы «встроиться» в этот изменчивый мир.
Технологии сейчас развиваются так стремительно, что треть навыков, на которые еще пять лет назад не обращали внимания, уже в самые ближайшие годы станут жизненно важными. И навыки эти связаны с человеческими качествами.
Кстати, ряд серьезных исследований, направленных на выявление взаимосвязи между компетенциями и возможностями продвижения по социальной лестнице, показали, что для достижения позиций высшего уровня необходимыми являются шесть компетенций:
• Быстрое обучение
• Выстраивание связей и знакомств
• Находчивость
• Развитие инноваций
• Качество принимаемых решений
• Управление сложностями
И с этой позиции посмотрите на школьную систему, на ее оценочные критерии. Они зачастую совсем не коррелируют с тем, какие задачи придется решать сегодняшним школьникам, какие им для этого понадобятся компетенции.
Финские педагоги говорят: «либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому никаких «суровых испытаний» по типу наших ЕГЭ в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе учит преимущественно тому, что может понадобиться в жизни. А сегодняшним школьникам жить совсем в другом мире, в так называемом, мире 4 промышленной революции - VUCA-мире.
И чтобы выжить в этом мире, нужно быть быстрым, динамичным, способным постоянно меняться, адаптироваться, подстраиваться под требования этого мира. Поэтому людям, которые хотят преуспеть в новом мире, придется постоянно учиться. Эта концепция получила название «life-long learning» – обучение, продолжающееся всю жизнь.
На мой взгляд, школа и должна подготовить ребенка к жизни в мире неопределенностей, научить его учиться, привить системный взгляд на мир (поскольку знание одной закономерности избавляет от необходимости заучивать тысячу фактов).
В доверительной беседе попросите своего ребенка продолжить фразы: « я хожу в школу для того, чтобы…» и « я хожу в школу потому, что…». И если ребенок может себе позволить быть с вами откровенным, его ответы заставят вас о многом задуматься….