Что такое эмоциональный интеллект или как научиться управлять своими эмоциями

Еще IV в. до н.э. Гиппократ утверждал, «что из мозга, и только из мозга возникают наши радости, удовольствия, смех и шутки, точно так же, как и наши горести, боль, печаль и слезы».

© ERHUI1979 / ISTOCKPHOTO.COM
© ERHUI1979 / ISTOCKPHOTO.COM

Благодаря мозгу мы приобретаем мудрость и знания, видим и слышим, отличаем плохое от хорошего, вкусное от пресного. Из-за мозга мы сходим с ума и бредим, нас одолевает страх и ужас. Нам приходится все это терпеть, когда мозг нездоров. В связи с чем я придерживаюсь мнения, что этот человеческий орган обладает огромной властью. И вот в 21 веке мы задаемся вопросом: «я у мозга?» или «мозг у меня?».

Американский нейропсихолог Майкл Газзанига в книге «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» обоснованно утверждает:

Наш мозг — это чрезвычайно распределенная параллельная система с несметным количеством точек принятия решения и центров интеграции. Круглосуточно семь дней в неделю мозг управляет нашими мыслями, желаниями и телом. Миллионы нейронных сетей — это туча вооруженных отрядов, а не одинокий солдат, ожидающий приказания командира. Кроме того, это детерминированная система, а не какой-то лихой ковбой, который действует вне физических и химических законов, работающих в нашей Вселенной. И все же эти современные факты нисколько не убеждают нас, что не существует главного «себя» — собственного «я», командующего в каждом из нас. Опять парадокс. И наша задача — попытаться понять, как все это может работать"

Да, сегодня нейронауки движутся вперед семимильными шагами: изучают мозг, залезают в него, регистрируют, стимулируют, анализируют, но мы похожи на муравья, бегущего по экватору: быстро, но до результата еще далеко. Мозгу не просто изучать самого себя.

Раскрыто много тайн мозга, построено множество гипотез. Но каждое новое открытие порождает новые вопросы. Поэтому, на простой, но сложный вопрос «Как стать хозяином своих эмоций?» отвечу советом Шерлока Холмса:

Трудность в том, чтобы выделить из массы измышлений и домыслов досужих толкователей несомненные, непреложные факты. Установив исходные факты, мы начнем строить, основываясь на них, нашу теорию и попытаемся определить, какие моменты в данном деле можно считать узловыми.

Загадка нашей жизни: «кто мы: биологические машины в детерминированной Вселенной или целостные сознательные субъекты?» — остается загадкой.

Что такое эмоциональный интеллект или для чего он нужен?

В основе эмоциональный интеллекта, как и в основе любого из девяти (как утверждает Говард Гарднер) видов интеллекта — это знания. Но у эмоционального интеллекта есть еще один важный аспект — осознание.

Знание и осознание

Если упрощенно, то знание — информация плюс понимание, а осознание предполагает еще и опыт, как телесный, так и чувственный опыт. Причем, как утверждают ученые, этот опыт запечатлевается совсем в других отделах мозга и не дает действовать по-старому, совершать то, что имело негативные последствия.

Итак, эмоциональный интеллект — это в первую очередь осознание собственных эмоций, а также знание и понимание эмоций другого человека.

Кстати, в интернете часто путают аббревиатуру EQ и эмоциональный интеллект. EQ (Emotion Quotient) — дословно переводится как «коэффициент эмоциональности» и означает степень, силу выражения эмоций, а это уже совсем другая история.

Человек с высоким коэффициентом эмоциональности — это тот, кто сильнее чувствует и сильнее проявляет свои эмоции.

А человек с высоким эмоциональным интеллектом — это тот, кто умеет определять и использовать эмоции.

В чем проявляется эмоциональный интеллект?

Можно выделить 4 основных проявлений эмоционального интеллекта:

1. Умение распознавать эмоции — собственные эмоции и эмоции другого человека. Анализируя комплексно все аспекты: мимику, жесты, поведение, голосу. Многие люди с большим трудом могут ответить на вопрос: а какие эмоции испытываете вы сейчас? А какие эмоции испытывает ваш коллега?

Проблема заключается в том, что:

  • человеку просто не хватает запасов лексикона, он не находит нужных слов. А не зная азбуку эмоций, человек не может распознать определенную эмоцию у себя и у другого.
  • часто эмоции путают с чувствами.
  • привычка воспринимать свое состояние оценочно: хорошо/плохо...нет плохих или хороших эмоций, все эмоции важны и нужны. Каждая эмоция внесла свой вклад в наше выживание и эволюционное развитие.

2. Понимание причины возникновения эмоций; знание своего «эмоционального сценария», то есть, как и что влияет на ваше эмоциональные состояния, а также умение заметить, какую эмоциональную реакцию вызывают наши «безобидные» слова или действия.

3. Умение использовать эмоций: для каждого дела — своя эмоция. Например, если гнев переполняет душу, то не следует садится за подготовку или просмотр отчета, а в состоянии радостного возбуждения — не рекомендую заниматься планированием.

Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях.

4. Умение «переключать» эмоциональные рычаги свои и другого человека. Я не про бездушное «успокойся», как обычно говорят человеку в гневе, и не про «не расстраивайся».

Самое лучшее — это дать человеку проявить свою эмоцию, про то, плакать — это нормально (кортизол выйдет со слезами), что прокричаться — это тоже полезно.

Как развить в себе эмоциональный интеллект?

  • понимание своих потребностей. Помним, что эмоции — это сигнал о удовлетворении или не удовлетворении наших потребностей. Причем у каждого человека своя карта потребностей, свои приоритеты.
  • включение режима осознанности. Периодически задавайте себе вопрос: «что я сейчас чувствую? Удовлетворением какой потребности вызвана моя радость? Хорошо работает метод «5 почему?» (помогает докопаться до сути).
  • расширяйте свой словарный запас (я про азбуку эмоций).
  • учитесь «гасить миндалину» и включать свой неокортекс.

Неокортекс, или "мозг человека«( благодаря неокортексу мы называем себя «человек разумный»).

Именно он отвечает за контроль, мышление, самосознание, интеллект. Неокортексу всего то около 2 миллионов лет, а то и меньше. Ему сложно справляться со «старожилами» мозга. Но он старательно учится, хотя и устает быстро, и зачастую на схватку с лимбической системой, которая генерит эмоции, ресурсов у него просто не останется.

Вопрос — ответ

— Как научиться управлять своими эмоциями?

— Ответ краткий: развивать эмоциональный интеллект.

— Можно ли держать все эмоции в себе?

— Можно, но не нужно, поскольку это приводит к саморазрушению.

— Как выпустить эмоции наружу экологично?

— Кто-то из мудрых сказал: «моя свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека».

— Выпускайте свои эмоции наружу, как хочется, но при этом не причиняй боль другому. Если гневаешься, бей по боксерской груше, а не по собеседнику.

— Как научиться выражать свои чувства и эмоции, если ты эмоционально-закрытый человек?

— Если закрытость не мешает жить, то ничего делать не надо. Это ваш уровень эмоциональности, и он заложен генетически.

— Если закрытость мешает, давит на психику, учитесь доверять миру и шаг за шагом развивайте эмоциональный интеллект.

66
Начать дискуссию