Когда мы впервые разрабатывали стратегию в компании, оказывающей услуги связи корпоративным клиентам, мы допустили несколько ошибок.
У нас не было практического опыта. Мы понимали, чего хотим достичь (развить розницу), но не учли, что добиться желаемого можно по-разному. У нас же было всего два варианта: чуть-чуть подрасти, чтобы нас купил монстр рынка, или же уйти в розницу самостоятельно. Мы выбрали второй путь.
Мы не знали, как оценивать риски. Мы оказывали услуги связи корпоративным клиентам и были готовы к выходу в розницу, но как охватить весь рынок? Можно было устроить промо или построить дилерскую сеть, но как их мотивировать предлагать наши пакеты услуг?
Когда мы придумали, как мотивировать руководство дилерских центров, возникла новая сложность. Выяснилось, что мотивировать нужно не только руководителей, но и сотрудников дилерских центров. А к ним нужен совсем другой подход.
В общем, третий этап стратегического планирования оказался для нас самым сложным. Мы потратили много времени и сил, чтобы изучить все аспекты, принять решение и скорректировать его позже.
Нам было трудно сформировать команду, которая смогла бы эффективно реализовать стратегию, оперативно реагировать на изменения. Мы, как и большинство компаний, рассчитывали собрать команду из своих же сотрудников. Но часть людей делали задачи кое-как, другие сознательно саботировали процесс стратегического планирования, третьи жаловались. Они постоянно критиковали любые действия, не предлагая ничего взамен и раскачивая компанию изнутри. В итоге часть людей отстранили от отдела развития, остальные ушли из компании по своему желанию. Мы собрали новую команду.
Также нам не хватило средств. Учитывая количество ошибок, лишних трат по ходу реализации первых итераций и дополнительного найма сотрудников — у нас просто кончились средства.
У нас была некоторая кредитная линия на чёрный день, но собственники отказались её использовать, что оказалось правильным решением. Владельцы (на тот момент их было двое), верили в идею и вкладывали свои деньги. Позже, когда мы уже прошли часть этапа и поменяли команду, некоторым сотрудникам предложили опционы взамен премий, что, кстати, не сработало. Лишь несколько человек согласились.
Займов не брали, но по ходу реализации стратегии удалось договориться с новым партнёром, который выкупил 30% компании.
Когда пошли продажи, увеличилась нагрузка на колл-центр — и в наших офисах (Москва, Санкт-Петербург) буквально кончилось место, пришлось открывать колл-центр в регионе. Нам пришлось влиться в новый бизнес, совсем незнакомый для нас. Нам пришлось урезать зарплаты, набрать новых людей, обучать, контролировать.
Ещё мы недооценили силу и значимость поддержки — ведь из-за работы операторов службы поддержки клиенты остаются или уходят. Были случаи, когда отток абонентов был больше, чем приток. В общем, каждый шаг, каждая маленькая победа влекла за собой ещё большую работу с ещё большим количеством ограничений.
Мы ошибались из-за недостатка опыта. Мы не стали привлекать внешних консультантов, а всё делали сами, в том числе слушали советы «умных» людей. Из-за этого мы неправильно посчитали бюджет, не провели важные исследования, спалили много денег на ненужное и поначалу никак не взаимодействовали с чужими продавцами. Мы даже с ценообразованием умудрились ошибиться, потому что не учли, что люди будут просить скидки.
И сейчас, уже в других компаниях, мы не допускаем подобных ошибок. Теперь мы разрабатываем стратегию на 3−5 лет, а все задачи сроком реализации до года считаем операционными.
Пересматриваем планы каждый год, если нужно — чаще. Срок стратегического планирования может изменяться в зависимости от внешних факторов и изменений внутри компании.
Привлекаем к разработке стратегии целую команду. В неё входят топ-менеджеры и ключевые работники из разных отделов. По моему опыту в процессе должны участвовать не больше восьми человек, иначе их действия будет сложно контролировать.
Составляем поквартальный KPI, учитывающий достижение глобальных целей и решение главных задач.
Мониторим процесс реализации стратегии через личные KPI и вовлекаем персонал в её разработку (опросы, анкетирование). Это помогает избежать саботажа и повышает мотивацию людей.
Объясняем важность каждого шага. Даём возможность высказать свои идеи и предложения. Тех, кто выдвигает рабочие гипотезы, которые мы можем далее использовать в работе, премируем.
Стараемся поощрять и мотивировать наших работников в достижении поставленных задач. А KPI по инициативам используем при расчёте премий, а не основной зарплаты.