{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

С какого возраста учить английский ребенку? Начинаем обучение детей английскому языку

Существует широко распространенное мнение о том, что изучение нового языка проще всего дается в раннем детском возрасте.

Возникает вопрос: существует ли определенный возраст, после которого начинать изучение второго языка становится бесполезным? Оптимально ли начинать изучение иностранного языка в возрасте 3 лет или лучше дождаться школы? Все ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

*Данный материал содержит перевод исследования "Исследование влияния возраста на эффективность обучения изучающих второй язык" для 3-й Международной конференция по языку, искусству и культурному обмену (ICLACE 2022). Ссылка на оригинал.

Основные положения

Возраст на самом деле является важным фактором для людей, осваивающих второй язык. Исследования филологов, психологов и социологов также подтверждают большую значимость влияния возраста начала изучения языка на эффективность обучения.

Аспекты социальной и психологической сферы

Важную роль в процессе изучения второго языка играют социальные аспекты и психологические различия между взрослыми и детьми.

Взрослые и дети обычно имеют различные средства (экспрессивно-мимические; предметно-действенные и речевые) и особенности общения.

Например, взрослые могут склоняться к более формальному стилю общения, с использованием более сложных и технических терминов, в то время как дети предпочитают более простой и разговорный язык.

Кроме того, взрослые могут быть более осторожными в общении, тогда как дети могут быть более открытыми и экспрессивными.

Эти различия напрямую влияют на обучение и применение второго языка, учитывая социо-культурные нормы и коммуникативные ожидания, которые могут отличаться в зависимости от возрастной группы.

Гипотеза критического периода

Давайте рассмотрим гипотезу критического периода Эрика Леннеберга. В соответствии с этой гипотезой, наиболее подходящим периодом для освоения второго языка является период с двух лет до окончания полового созревания.

Согласно результатам его исследований, после завершения периода полового созревания, в мозге происходит латерализация, что означает процесс четкого разделения функций правого и левого полушария, отвечающих за выполнение собственных, свойственных им задач.

Латерализация создает значительные трудности или даже может ограничить способность к пониманию и освоению устных языковых навыков.

Когнитивный уровень детей все еще находится в стадии развития и незрелости, поэтому они меньше подвержены влиянию эмоций и других факторов при изучении нового языка.

В то же время взрослые используют свои логические и аналитические способности в процессе усвоения второго языка, что дает им преимущества в языковой точности и логике.

В контексте изучения второго языка, дети получают более значимый вклад, а также больше возможностей для практики языка через общение со сверстниками. Это способствует развитию более беглого и аутентичного владения вторым языком.

В одном из первых экспериментов, проведенных Марком Патковски в 1980 году, было выдвинуто предположение о критическом периоде овладения грамматикой посредством экспериментов.

Он исследовал 67 иммигрантов разного возраста и происхождения, которые изучали английский язык в США более пяти лет.

В результате исследования было обнаружено, что учащиеся, приехавшие в США до 15 лет, могут усвоить синтаксис лучше, чем те, кто приехал в возрасте старше 15 лет.

Противники гипотезы критического периода

Противники гипотезы критического периода изучения второго языка, такие как Стивен Крашенисследовании 1985 г.), используют результаты своих трудов с целью показать то, что дети и взрослые сталкиваются со схожими трудностями в изучении иноязычной грамматики. Они отмечают, что после полового созревания существует краткосрочная ускоренная стадия изучения языка, особенно в синтаксисе и морфологии языка.

Кроме того, некоторые исследования, например, работа Робин Скарселла (статья 1979 г.), даже утверждают, что взрослые могут овладеть языком быстрее, чем дети, а дети старшего возраста - быстрее, чем дети младшего возраста.

В другой группе экспериментов Кэтрин Элизабет Сноу и Мэриан Хёфнагель-Хёле проанализировали результаты трех групп испытуемых носителей английского языка, которые изучали голландский язык в естественной среде в течение 10 месяцев.

Результаты показали, что молодежная группа (в возрасте от 12 до 15 лет) достигла наиболее быстрого прогресса в изучении голландского языка в первые несколько месяцев, тогда как взрослая группа (старше 15 лет) продемонстрировала явные преимущества в понимании и овладении морфологией и синтаксисом.

Как итог, спустя три месяца проживания в Нидерландах, подростки достигли наилучших результатов в синтаксисе языка и объема словарного запаса, за ними следуют взрослые, а только потом дети.

Однако, семь месяцев спустя, самая младшая группа догнала подростков и взрослых учащихся в различных тестах. Вывод: на первых порах взрослые имеют определенные преимущества в скорости усвоения знаний, особенно в синтаксисе и грамматике.

Недавний опыт

В работе Джонсона и Ньюпорта 1989 года было проведено исследование в котором применялось задание на грамматическое суждение для изучения уровня владения английской грамматикой. В эксперименте участвовали 46 китайцев и корейцев, проживающих в Соединенных Штатах и изучающих английский язык дополнительно.

Возраст испытуемых варьировался от 3 до 39 лет, при этом они иммигрировали в Соединенные Штаты и проживали там более 3 лет, а изучали английский язык более 5 лет (за исключением совсем маленьких детей).

Результаты исследования показали, что существует отрицательная корреляция между владением грамматикой и возрастом прибытия испытуемых в США. В ходе работы было выявлено, что уровень английского языка в группе от 8 до 16 лет снижался с возрастом.

Этот линейный спад начался в возрасте 7 лет и заканчивался в возрасте 15-17 лет.

Существует определенный “критический” возраст в изучении второго языка и 7 лет могут стать ключевым поворотным моментом.

После анализа результатов работы, исследователи подтвердили, что время проживания в Соединенных Штатах не оказывает существенного влияния на испытуемых, поскольку они учли в том числе и дату прибытия иммигрантов в страну.

Китайское исследование

В настоящее время в Китае большое значение придается изучению английского и других иностранных языков. С появлением множества транснациональных компаний стало очевидно, что существует пробел в знаниях иностранных языков. Поэтому английский язык стал обязательным курсом во многих начальных школах Китая.

Ученики даже должны проводить время, занимаясь внеклассными видами спорта на английском языке, чтобы улучшить свои оценки по английскому языку. В связи с этим, возникает следующий вопрос: как влияет возраст на успех в освоении нового языка?

Дальнейшее исследование направлено на проверку существования критического периода для изучения второго языка. Справедливо ли утверждение, что после критического периода ученики могут достичь высокого уровня во втором языке, но это потребует значительно больше времени и усилий, чем при изучении в критический период?

Цель

Цель исследования – определить различные особенности учащихся разного возраста в изучении второго языка. Выяснить наличие/отсутствие критического периода в процессе изучения второго языка.

Субъект исследования

В данном случае субъектами исследования были 191 ребенок в возрасте от 7 до 9 лет. Эти 191 испытуемых являлись учениками начальной школы и получали базовые знания английского языка в детском саду.

Инструменты

Состав инструментов включал один экзамен и девять собеседований. Данные теста являются результатами Кембриджского детского теста по английскому языку Band 2. Экзаменационная работа состоит из 11 частей, а именно: “Звуковая дискриминация” (9,09%), “Аудирование и выбор” (4,55%), “Прослушивание и заполнение пропусков” (10,91%), “Прослушивание и упорядочивание предложений” (7,27%), “Просмотр и чтение” (4,55%), “Написание правильных слов” (18,18%), “Заполнение пробелов с предлогами” (4,55%), “Выбор правильных ответов” (13,64%), “Союзы“ (9,09%), “Смотри, читай и заполняй пробелы” (9,09%) и “Перепишите предложение после примера” (9,09%).

Какую онлайн-школу английского языка выбрать для ребенка? Читайте по ссылке.

Результаты и анализ исследования

Среди 191 ребенка, 27 начали изучать английский язык в возрасте 3 лет; 89 человек начали в возрасте 4 лет; 57 учеников в возрасте 5 лет, и 18 учеников в возрасте 6 лет. Мы видим, что диапазон возраста испытуемых составлял 3-6 лет, а средний начальный возраст всех испытуемых на экзамене составлял 4,35 года.

Результаты студентов на экзамене сгруппированы в соответствии с разным начальным возрастом первого изучения английского языка в таблице 1.

Таблица 1

Данная таблица показывает средние баллы студентов с разным возрастом начала обучения нового языка. Среди этих групп, первой была категория 3-летних, у которых средний балл составил 92,21.

Второе место заняла группа 4-летних со средним баллом 87,45, а группа 5-летних немного ниже средним баллом 87,21.

Стало быть, что группа 6-летних была последней, у которой средний балл составил 85,71.

Корректно ли на основе этой таблицы сказать, что изучение английского языка в раннем возрасте лучше? На самом деле это неверное суждение.

Это объясняется тем, что испытуемые дают разные ответы на разные части теста. Исходя из анализа различных типов вопросов, чем раньше вы начинаете учить язык, тем выше ваш балл.

Однако, разница в баллах между каждой возрастной группой иногда не так очевидна. В части звуковой дискриминации (таблица 2) 4-летняя группа заняла первое место со средним баллом 8,63. Результаты 5-летней группы были ниже, со средним баллом 8,38. 6-летняя группа заняла третье место со средним баллом 7,44. 3-летняя группа была последней, со средним баллом 7,38. Как раз-таки через ранжирование в этой части мы не можем сделать вывод, что чем раньше мы выучим английский язык, тем выше балл.

Таблица 2

В разделе «Прослушайте и заполните пробелы» (таблица 2), 3- летний мальчик занял первое место со средним баллом 10,18. Оценка 5-летней группы была ниже, со средним баллом 8,75. 6-летняя группа заняла третье место со средним баллом 2,96. 4-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 6,66.

В части «Прослушайте и упорядочите эти предложения» (таблица 3), 3-летняя группа заняла первое место со средним баллом 6.50. Оценка 6-летней группы была ниже, со средним баллом 6,43. 4-летняя группа заняла третье место с оценкой 6,30. 5-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 5,92.

Таблица 3

В разделе «Смотри и читай» таблицы 3, 4-летняя группа заняла первое место со средним баллом 4,71. Оценка 6- летней группы была ниже, со средним баллом 4,41. 5-летняя группа заняла третье место со средним баллом 3,16. 3-летняя группа была последней, со средним баллом 3,13.

Однако написание правильных слов показала совсем другой результат. В этой части баллы действительно были выше, если дети начинали учить язык в раннем возрасте.

Исходя из результатов таблицы 4, 3-летняя группа заняла первое место со средним баллом 18,32. Оценка 4-летней группы была ниже, со средним баллом 15,40. 5-летняя группа заняла третье место со средним баллом 15.20. 6-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 14,65.

Таблица 4

В разделе «Заполнение пробелов предлогами», группа 5-летних детей заняла первое место со средним баллом 4,23. Оценка 4-летней группы была ниже, со средним баллом 4,22. Трехлетняя группа заняла третье место со средним баллом 3,92. Шестилетняя группа заняла последнее место со средним баллом 3,69.

В части «Выбери правильный ответ» 4-летняя группа заняла первое место со средним баллом 13,09. Оценка 3-летней группы была ниже, со средним баллом 12,67. 5-летняя группа заняла третье место со средним баллом 12,38. 6-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 12,29.

В части «Союзы» 4-летняя группа заняла первое место со средним баллом 9,39. Оценка 3-летней группы была ниже, со средним баллом 8,92. 6-летняя группа заняла третье место со средним баллом 8,57. 5-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 8,31. (См. таблицу 5)

Таблица 5

В таблице 1 раздела «Смотри, читай и заполняй пробелы» 5-летняя группа заняла первое место со средним баллом 9,50. Оценка 4-летней группы была ниже, со средним баллом 8,74. 3-летняя группа заняла третье место со средним баллом 8,71. 6-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 8,57.

В разделе «Переписать предложение после примерной части» 3-летняя группа заняла первое место со средним баллом 8,35. Оценка 4-летней группы была ниже, со средним баллом 8,21. 6- летняя группа заняла третье место со средним баллом 8,03. 5-летняя группа заняла последнее место со средним баллом 7,89.

Заключение

После разбора этих данных, автор исследования провел корреляционный анализ Пирсона. Подробные результаты приведены в таблице 6.

Таблица 6

Согласно статистической таблице корреляции Пирсона, можно заметить, что, за исключением 2 блоков: "Смотри, читай и заполняй пробелы", “Просмотр и чтение”, где значение r положительное, все остальные блоки имеют отрицательную корреляцию.

Положительный коэффициент r указывает на то, что чем позже начинается возраст изучения английского языка, тем выше оценка.

В других частях тестов отрицательная корреляция, которая подтверждает гипотезу того, что в раннем возрасте изучения английского языка дает большие плоды.

Вывод

При обобщении всех ранее упомянутых результатов исследований, можно явно увидеть, что существует значительная связь между итоговыми результатами экзаменов по дополнительному языку и возрастом, с которого начинается обучение.

Если учащиеся приступают к изучению второго языка в более раннем возрасте, у них есть больше шансов достичь более высокого уровня владения этим языком.

Например, в последнем исследовании наивысшие результаты получили испытуемые, начавшие изучать язык в 3 года. Это подтверждает положительную связь между результатом на экзаменах и возрастом начала изучения английского языка.

Важно! Английский язык для детей от 1 до 16 лет: ТОП-20 лучших онлайн-школ и курсов.

Впрочем, не стоит отчаиваться насчет того, что взрослым людям уже не удастся выучить новый язык.

Возраст является только одним из факторов при изучении языка, и с достаточным усердием и настойчивостью взрослые могут достичь значительных успехов в овладении новым языком.

В каком возрасте вы начали учить английский язык и как он у вас сейчас? Если есть дети, учат ли они английский ? Если да, то с какого возраста? Если нет, в каком возрасте планируете начать?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда