{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что такое нейроискусство? Сможет ли нейросеть заменить художника?

Как искусственный интеллект помогает творить и способен ли он прийти на смену живописцу? Почему работы, созданные ИИ, сейчас стоят сотни тысяч долларов. Об этом нейрохудожница Валерия Титова, выставка которой прошла недавно в московском парке «Зарядье». Внутри топ инструментов!

В интерактивной экспозиции «Алиса в Нейроцарстве» создатели предложили посмотреть на произведения популярного английского писателя Льюиса Кэрролла через призму русской изобразительной традиции. Это мультижанровый микс из иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России — от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого. Мультимедийное оформление и видеоарт создали с применением нейросетей, которые обработали образы Льюиса Кэрролла в стиле Ивана Билибина, известного иллюстратора русских сказок. О том, как уже сегодня нейросети могут нарисовать изображение по тексту с помощью схематичного наброска или зарисовки, мы поговорили с художницей Валерией Титовой.

Работы Валерии Титовой

— Начнем с того, что такое нейроискусство?

— Это любое художественное высказывание, созданное с помощью нейросетей.

— Как тогда вы работаете с нейросетью?

— Обычно я иду от идеи или от хода работы. Мне либо интересно искать технические возможности воплощения моих мыслей — и тогда я пробую знакомую программу, пишу сценарии из текстовых подсказок для нейросети (промты), подбираю референсы (исходные эскизы, зарисовки) для визуальной части, а потом реализую. Либо это новая технология — и я достаю что-то из своих идей или постоянных мотивов творчества.

— Получается, ИИ — это инструмент художника? Или его соавтор и даже автор произведения?

— Разумеется, это только инструмент в отношении художника. Так же как соавтором не являются кисти живописца и камера фотографа.

— Чем тогда нейрохудожник отличается от того, кто использует похожие инструменты и скачивает, например, приложение Lensa, а потом создает новые изображения из своих фотографий?

— Я считаю, что каждый человек — художник. Если он чувствует творческий порыв, думает и делает выводы, обрабатывая фотографии в Prisma, Lensa или где-то еще, пусть будет художником. Мы говорим о самоидентификации человека как творца и его выборе творить даже нажатием одной кнопки.

Что такое Lensa?

Lensa — мобильное приложение, разработанное российской компанией Prisma Labs. Оно появилось около года назад и изначально было стандартным фоторедактором. В ноябре 2022-го вышла обновленная версия, в которой добавили функцию, делающую людей на фотографиях похожими на персонажей кино, мультфильмов и комиксов. Загрузив в Lensa с десяток своих фотографий, можно получить от 50 до 200 сгенерированных портретов.

— Изображения рождаются из текста. Получается, формулировки играют важную роль. Не становится ли в этом случае художник писателем?

— Да, слова играют особенную роль, но это совершенно не литературный язык, а язык текстового запроса. Я думаю, художник — это широкое понятие, которое может вмещать все детали процесса — внешние и скрытые. Последний век художники работают не только с визуальными медиумами.

— Какова роль непредсказуемости в работе с нейросетями?

— Я работаю не очень аккуратно и по вдохновению, поэтому если говорить о моем творчестве, то случайных находок там очень много. При этом я понимаю, как могут отображаться художественные стили, свет и материалы — для этого есть специальные таблицы и библиотеки, где собрана вся эта фактура.

— Созданные нейросетями изображения продаются на аукционах наравне с картинами, написанными людьми. Как вы к этому относитесь? Сможет ли нейросеть заменить художника?

— Аукционы — это отдельная тема, где на искусство наслаиваются другие контексты и особые правила. Отношусь к этому хорошо — так нейросети легитимизируются, а разработчики получают больше финансирования. Это здорово для нашего общего будущего.

Сама по себе нейросеть не сможет заменить никого. Для хорошего, даже не превосходного, а просто хорошего результата за ней должен сидеть творческий эрудированный человек. В противном случае работа не заладится.

— На каком уровне вы можете реально контролировать эстетику сгенерированного изображения?

— С точки зрения образов этим можно управлять. Все зависит от эрудиции или терпения автора. Достаточно знать художников и техники, понимать, как устроен свет и работает камера, чтобы писать хорошие промты, или искать примеры того, как может выглядеть задумка, в библиотеках. Для качественного контроля над произведением и его визуальным стилем нужно иметь желаемый образ, а он может взяться только из головы художника.

Работы Валерии Титовой

— Нейросеть работает только с набором уже существующих изображений. Выходит, она не способна придумать ничего принципиально нового?

— Принципиально нового — нет. Для этого за ней сидит художник.

— Эстетика нейроискусства часто психоделична. С чем это может быть связано?

— Думаю, с тем, что нейросеть превращает одни предметы в другие, а человек привык видеть такое в состоянии измененного сознания или во сне. При этом технологии достаточно хороши, чтобы многие предметы узнавались и были похожи на реальные. Скоро видеоролики, созданные нейросетями, станут неотличимы от снятых на камеру и не будут иметь своей конкретной эстетики.

— Техническая сторона нейроискусства развивается очень быстро. Каким вам представляется его скорое будущее?

— Если человечество в который раз не испугается и не даст по тормозам и не наступит «зима ИИ», то нас ждет много понятных инструментов для любого уровня. Сама я хочу попробовать инструменты text2video, чтобы создавать не просто покадровую анимацию, а полноценные фильмы и мультфильмы с сюжетом. Жду, когда это все внедрится в каждый продакшен наравне с более простыми нейроинструментами, к которым все уже привыкли.

Пять ИИ-кистей для начинающего нейрохудожника

Валерия Титова составила для «С(Ж» список программ, которыми пользуется сама и рекомендует новичкам:

Phygital Plus. Удобный инструмент — простой интерфейс, много нейросетей «под капотом», постоянные обновления, а также нейросетевая библиотека, которая даст понять, что сегодня умеют нейросети.

Midjourney. Самая эстетичная нейросеть для генерации изображений с кнопкой «красиво».

StableDiffusion. Самый легкий способ поиграть с моделью преобразования текста в изображение.

Runway. Инструмент со множеством удобных функций для обработки видео.

DALL-e 2. Эта нейросеть для генерации изображений хоть и появилась более двух лет назад, сегодня не теряет актуальности, и ее стоит попробовать.

Больше интересного и полезного материала ищите на сайте: )

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Валентин Потапов

Хотел запустить сервис проката картин от художников или нейросетей. Готов взять на себя ИТ часть. Ищу кому интересно участие в таком проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Редакция С(Ж

Удачи вам :3

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

Возможно и заменит, но всё же рисовать самим - это некий вид медитации, всё же занятие хобби - это всегда о пользе) Тут важен уже не результат, а процесс

Ответить
Развернуть ветку
Погребнова Раиса

заработок на творчестве станет значительно труднее, все уже видят, насколько прогрессирует ИИ и это далеко не всё..

Ответить
Развернуть ветку
Редакция С(Ж

Вот это уже сложно отрицать... Будем смотреть к чему это приведет :)

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

не нужно забывать что ИИ не создает нового, заработок станет сложнее это верно но зато уйдут всякие посредственности и останутся только оригинальные авторы

Ответить
Развернуть ветку
Редакция С(Ж

Конечно, мы с вами согласны! :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Искусство ли это? Вот в чём вопрос. По мне так это симуляция современного искусства, которое впрочем также порой очень сомнительно. Возможно, что я ретроград.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лаздинш

А современное искусство не симуляция? Это ж чисто абстракция, по факту, который мы сами придаем смысл какой захотим

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Орлов

Живопись — дело тонкое, здесь не всегда нужно рисовать уметь!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда