Рынок доставки еды в России: тренды и прогнозы

Темпы роста рынка доставки в России сильно увеличились во время пандемии, за время которой люди стали относиться к ней не как к баловству, а как к необходимости и способу сделать жизнь комфортнее. Но события весны 2022 года внесли свои коррективы. Ушло большое количество иностранных компаний, инвестиций, возникла необходимость заполнять пустоты и быстро адаптироваться к новым условиям. При этом все не так плохо. Например, за 2021 год рынок доставки готовой еды увеличился до 329 млрд рублей, в 2022 рост составил всего 10%, но согласно прогнозам уже к 2024 году достигнет 1 триллиона рублей. Что же сейчас происходит с российскими доставщиками и чего ждать в дальнейшем?

<i>За 2021 год рынок доставки готовой еды увеличился до 329 млрд рублей, в 2022 рост составил всего 10%, но согласно прогнозам уже к 2024 году достигнет 1 триллиона рублей</i>
За 2021 год рынок доставки готовой еды увеличился до 329 млрд рублей, в 2022 рост составил всего 10%, но согласно прогнозам уже к 2024 году достигнет 1 триллиона рублей

Рост цен на продукты и оборудование привел к росту среднего чека, особенно это касается доставки готовой еды, и в первую очередь доставки еды из ресторанов, которые также вынуждены платить за аренду помещения. Прогнозов относительно снижения цен не предвидится, и, возможно, количество людей, которые смогут себе позволить заказывать еду даже из любимых ресторанов, уменьшится. Тут в выигрышном положении оказываются компании, которые работают только на доставку. Например, компания, занимающаяся приготовлением и доставкой суши и пиццы «Инь-Янь». Они не тратятся на ресторанные помещения, поэтому ценник не сильно растет. Кроме того, за счет большого количества точек, рассредоточенных по городу, они так или иначе недалеко от дома, что уменьшает срок ожидания заказа без увеличения цены.

Поиск новых рекламных каналов. Произошла потеря некоторых привычных каналов, в том числе на площадках, которые стали запрещенными в России, и понадобилось какое-то время, чтобы развиваться на других платформах, больше использовать внешнюю и индор-рекламу.

Развитие собственной доставки у ритейлеров. Большинство магазинов и ранее предоставляли услуги доставки продуктов на дом, теперь эта сфера развивается. «Вкусвилл», «Лента», «Перекресток», «Пятерочка» и т.д. сами осуществляют доставку, отвечая за работу сборщиков и доставщиков и поддерживая связь с клиентом.

Проблемы с развитием за рубежом. Это, конечно, проблемы бизнеса с российскими корнями за рубежом. За последний год отношение к ним в мире становится более настороженным, негативным, что приводит к проблемам с инвестициями и тормозит развитие. Хотя не во всех странах так. В прогнозах – налаживание связей с Китаем и другими восточными странами, Турцией, государствами Латинской Америки. Но это привело и к положительным последствиям. Компании стали более активно развиваться в регионах. «Инь-Янь», например, регулярно открывает новые точки и продает франшизы в разных городах: 2 и более точек в городе с населением от 50 тысяч жителей, что приносит огромную прибыль. Это связано в том числе с тем, что там меньше конкуренции, соответственно, легче привлечь новых клиентов. В итоге компания с 6 точек доставки в конце 2020 года выросла до 30 точек в феврале 2023 года.

Перераспределение сил для оптимизации работы. Такие процессы уже идут. Так, VK стал владельцем одного из крупнейших представителей сегмента «IT-технологии для HoReCa» ООО «Фудплекс». А «Яндекс», получив в собственность «Delivery Club», стал монополистом среди агрегаторов доставки готовой еды и продуктов в России. Сейчас происходит этап интеграции сервисов Delivery Club и «Яндекс Еда», которые будут работать на единой технологической платформе. В дальнейшем ожидается продолжение консолидации крупных игроков.

Уход иностранных операторов общепита. Уход некоторых иностранных компаний, безусловно повлиял на привычки людей, однако ненадолго: бизнес выкупается, появляются новые российские компании, частично оригинальные, частично использующие привычный формат, однако они заполняют образовавшиеся пустоты. И этот процесс будет продолжаться.

Сокращение инвестиций. Если в 2021 году инвестиции в эту сферу составляли более 200 млн долларов, то за 2020 год это число сократилось примерно до 50 млн. Этот процесс, являясь абсолютно закономерным и обусловленным в первую очередь внешними причинами, привел к снижению интереса инвесторов к сервисам доставки. Им пришлось жить максимально сегодняшним днем, а не строить долгосрочные перспективы, не экспериментировать, думать больше об уже имеющихся клиентах, чем акцентировать внимание на привлечении новых. Строить прогнозы относительно дальнейшего количества инвестиций в российский рынок доставки пока сложно.

<i>Рынок доставки в России трансформировался по сравнению с 2019 годом: на нем большое количество игроков. Но нет кого-то, кто занимал бы долю в общем количестве более 20%</i>
Рынок доставки в России трансформировался по сравнению с 2019 годом: на нем большое количество игроков. Но нет кого-то, кто занимал бы долю в общем количестве более 20%

Сейчас рынок доставки в России трансформировался по сравнению с 2019 годом: на нем большое количество игроков: агрегаторы, дарксторы, маркетплейсы, торговые сети, кафе и рестораны, дарк-китчен, фабрики-кухни, магазины, работающие на доставку и т.д. Но нет кого-то, кто занимал бы долю в общем количестве более 20%. Это приводит к большой конкуренции и, соответственно, необходимости завоевывать внимание аудитории. Особенно в нише доставки суши, где нет очень крупных игроков. Это дает возможность проявить себя, в первую очередь, небольшим и гибким компаниям. На примере сети компаний «Инь-Янь», выручка которой взлетела с 19,1 млн рублей в марте 2022 года до 30,5 млн рублей в январе 2023 года, можно сказать, что важно быть всегда рядом: компания активно развивается, увеличивая количество точек в разных городах, что делает ее всегда доступной, улучшает логистику, сокращает время ожидания заказа, а также улучшает сервис и дает возможность увеличивать рекламный бюджет. Кроме того, они активно используют повальную цифровизацию, создали свою информационную систему и приложение.

Сложно делать какие-либо прогнозы относительно процессов, связанных с взаимодействием рынка доставки еды в России с зарубежными компаниями, активами, инвестициями. Трудно предугадать уровень цен в долгосрочной перспективе. Однако рынок доставки еды в России продолжит активно развиваться за счет цифровизации и автоматизации, за счет грамотного распределения бюджета, быстрой доставки, качественной продукции и систем лояльности. Казалось бы, очевидные вещи, но именно за ними будущее.

Следите за жизнью и развитием Инь-Янь в формате live в соцсетях Максима Дубровина - основатели сети: мы любим делиться новостями, цифрами, динамикой и лайфхаками. видеть все цифры, динамику и новости:

77
реклама
разместить
10 комментариев

Спасибо за такой подробный обзор рынка!

3

Рады делиться полезной и актуальной информацией! Подписывайтесь на наш блог :)

очень подробно и понятно! спасибо!

2

Спасибо! Будем и дальше продолжать делиться полезной и важной информацией. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на наш блог

в общем ясно, цены будут расти

2

При росте спроса всегда так ;)

Добрый день! Рынок ощущает нехватку в картоне и бумаге, а Доставка активно использует эти материалы. Ваши прогнозы/ мнение?

1