Рынок FoodTech в новой реальности: что нас ждет?

Рынок FoodTech – один из самых быстрорастущих в мире. В России он развит не в полной мере, но оценивается как перспективный, в том числе для инвестиций.

<i>FoodTech - целая пищевая индустрия, соединяющая еду (от выращивания сырья до утилизации пищевых отходов) и современные технологии</i>
FoodTech - целая пищевая индустрия, соединяющая еду (от выращивания сырья до утилизации пищевых отходов) и современные технологии

По сути, это целая пищевая индустрия, соединяющая еду (от выращивания сырья до утилизации пищевых отходов) и современные технологии. К ее быстрому развитию приводит в первую очередь то, что на базовые потребности людей в еде накладывается стремление к экологичности, полезности, а также активная технологизация всех процессов.

Рынок FoodTech объединяет сегменты агротехнологий (Agtech), доставки (FoodTech Delivery), технологий для кухни и ресторанов (Kitchen & Restaurant Tech), сегмент, отвечающий за безопасность пищевых продуктов и также за способы обнаружения нежелательных пищевых ингредиентов (Food Safety & Traceability), сегменты еды и напитков нового поколения (Next-Gen Food And Drinks), управления отходами (Surplus & Waste Management), пищевую промышленность (Food Processing), приложения и сервисы, облегчающие доступ к продуктам (Consumer Apps & Service).

Однако в России наиболее развит сегмент FoodTech Delivery, который часто называют просто FoodTech. О нем и будем говорить.

События конца февраля 2022 года существенно затормозили развитие рынка FoodTech
События конца февраля 2022 года существенно затормозили развитие рынка FoodTech

Последние 3 года сильно повлияли на развитие рынка FoodTech. И если пандемия 2020 года привела к его значительному росту (на 50-60%), то события конца февраля 2022 года существенно его затормозили: ушли многие иностранные компании, повысились цены на оборудование и продукты. В новых условиях, чтобы выжить, остаться на плаву и продолжать развиваться нужно было научиться быстро приспосабливаться к реальности, искать замену ушедшему и создавать новое.

Такое оказалось по зубам, например, Сбермаркету, который сохранил свои лидирующие позиции в списке крупнейших FoodTech-компаний, по версии агентства Smart Ranking. Компания стала расширять сотрудничество с «Лентой», к ним присоединились тысячи магазинов «Магнит». А какие-то компании вынуждены были уйти с рынка (например, сервисы доставки готовых рационов «КилоВкуса», Prime Fit, Juicy-food, Rock’n’raw и т.д.).

<i>Очень важным современным процессом является расширение границ доставки: она идет в регионы</i>
Очень важным современным процессом является расширение границ доставки: она идет в регионы

Что же надо учитывать, чтобы остаться на плаву в новой реальности? Среди всех видов услуг, которыми располагает рынок FoodTech, самой популярной оказалась экспресс-доставка. Возможно, из-за увеличения темпов жизни, из-за омоложения клиентов служб доставки, из-за необходимости больше работать в связи с повышением цен и, соответственно, отсутствием лишнего свободного времени на ожидание.

Наверное, самым актуальным сейчас является акцент на цифровизацию. Происходит так называемая цифровая трансформация рынка доставки еды. Очень востребованы были IT-решения для сегмента сферы услуг, в которой товары потребляются в месте продажи (сокращенно HoReCa), особо популярными стали сервисы автоматизации точек общепита. Несмотря на то, что весной 2022 года многие иностранные компании ушли из России, пришлось быстро искать им замену, что временно затормозило процессы развития, но сейчас большинство сложностей позади. Компании, рестораны, магазины создают свои приложения, создают свои сервисы доставки. Автоматизируются процессы работы сервисов/компаний. Экономический кризис приводит к тому, что компаниям необходимо оптимизировать свои затраты. Тут тоже цифровизация и автоматизация приходят на помощь.

Очень важным современным процессом является расширение границ доставки: она идет в регионы. «Яндекс Доставка», «Вкусвилл» и «Самокат» запустили доставку в Подмосковье, многие компании стали открываться в других городах.

<i>Молодая компания доставки роллов «Инь-Янь» за 2 года достигла прибыли в 30 миллионов в месяц, активно развиваясь и открывая точки в разных городах России</i>
Молодая компания доставки роллов «Инь-Янь» за 2 года достигла прибыли в 30 миллионов в месяц, активно развиваясь и открывая точки в разных городах России

В этих условиях активно развиваются молодые и гибкие компании, которые легко могут адаптироваться под любые условия, увидеть для себя точки роста в переломных моментах. Так, молодая компания доставки роллов «Инь-Янь» за 2 года достигла выручки в 30 миллионов в месяц, активно развиваясь и открывая точки (а с недавнего времени и продавая франшизы) в разных городах России и даже Ближнего Зарубежья: 2 и более точек на город с населением от 50 тысяч жителей, их цель - открывать 1 точку на 20 тысяч населения. Такое покрытие позволяет существенно увеличивать скорость доставки. Компания работает только на доставку, то есть не тратит средства на аренду больших площадей, что дает возможность увеличивать рекламный бюджет. А создание приложения и собственной информационной системы оптимизирует работу, улучшает коммуникацию с клиентами и делает компанию уникальной единицей, а не одной из компаний, о которой узнают лишь через агрегатор.

В новой реальности без сотрудничества не обойтись. Либо это поглощение/покупка крупными компаниями более мелких, либо коллаборации, взаимовыгодное сотрудничество, либо партнерство. Компания «Инь-Янь» открыла большое количество точек благодаря партнерам и их желанию развиваться. В итоге появилось некое комьюнити бизнесменов, которым компания передает свой опыт работы в доставке, содействует открытию новых точек и с недавнего времени продает франшизы.

Следите за жизнью и развитием Инь-Янь в формате live в соцсетях Максима Дубровина - основатели сети: мы любим делиться новостями, цифрами, динамикой и лайфхаками. видеть все цифры, динамику и новости:

77
5 комментариев

очень ёмкий анализ трендов на рынке FoodTech и свежие рекомендации, спасибо!!

2
Ответить

Большое спасибо, очень своевременно, информация оказалась весьма полезной.

1
Ответить

Хорошо что фуд теч развивается и каждый раз всё удобнее заказывать доставку чего угодно, главное чтобы в наличие было

1
Ответить

Добрый день! Что будет пиком развития данной индустрии?

Ответить

Очевидна что доставка еды будет расти, дома люди будут готовить все меньше. Взлетит!

Ответить