Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов

Анализ конкурентов – важный этап системного digital-маркетинга. Его результаты помогут эффективно продвигать ваш продукт на рынке и покажут верные ориентиры для вашего бизнеса. Анализ конкурентов поможет избежать ошибок и слива рекламных бюджетов.

Без подробного конкурентного анализа невозможно понять своё положение в digital-среде, определить точки роста бизнеса и не получится создать эффективную стратегию интернет-маркетинга.

Как выбрать конкурентов для анализа

Прежде чем начать изучать своих конкурентов, составляем их список (прямых и косвенных)

  • В поисковых системах Яндекс/Google ищем тех конкурентов, кто лидирует в органической выдаче и контекстной рекламе по ключевым запросам в нашей сфере бизнеса;
  • Изучаем отраслевые ассоциации, рейтинги, выставки и конференции;
  • Ищем исследования и публикации на отраслевых ресурсах;
  • Выписываем тех, кого и так знаем.

И так, что мы должны знать о наших конкурентах и что проанализировать:

  • Брендинг и позиционирование;
  • Уникальное торговое предложение (УТП);
  • Клиентский сервис;
  • Популярность бренда;
  • Упоминания в информационном поле;
  • Инструменты привлечения клиентов;
  • Инструменты удержания клиентов;
  • Видеоконтент;
  • Cоциальные сети;
  • Сайт;
  • Ценовая политика;
  • Ассортимент;
  • Распределение рекламных бюджетов.

1. Брендинг и позиционирование

Изучаем:

  • Общую информацию о компании: год создания, история создания, миссия и ценности бренда, учредители;
  • Концепцию (главную идею);
  • Продукты компании (что предлагают);
  • География продаж;
  • Tone of voice бренда (стиль, манера подачи информации, тональность сообщений, которые транслируются от лица компании);
  • Фирменный стиль;
  • Заголовки на сайте;
  • Слоганы компании.

2. Анализ УТП

Изучаем продукты компании: какие товары и услуги предлагают рынку. Разбираемся, какие характеристики своим товарам или услугам они присваивают и каким образом транслируют их клиентам. На основе полученных данных пытаемся понять, с какой аудиторией работают наши конкуренты.

3. Клиентский сервис

Используем метод "Тайный покупатель" и узнаём:

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов
  • Как быстро отвечают на заявку с сайта, обращение в социальных сетях, отправленный email, заказ обратного звонка и т.д.;
  • Как быстро берут телефон;
  • Условия обслуживания, доставка и т.д.;
  • Соответствуют ли указанные условия на сайте реальным: цены, наличие товара, акции и скидки;
  • Как вежливо общаются менеджеры, какие методы продаж используют и какая манера общения с клиентом;
  • Как оформляются презентации, прайс-листы, коммерческие предложения;
  • Можно посетить точки продаж.

4. Популярность бренда

Смотрим историю запросов в поисковых системах (есть ли всплески активности по брендовым поисковым запросам, если есть – то когда, стабильный рост или нет) - https://wordstat.yandex.ru, https://trends.google.ru.

5. Упоминания в информационном поле и анализ репутации компании

  • Составляем список поисковых фраз конкурента (название компании, бренда, товаров и услуг, торговых марок, телефоны и email, адрес сайта, ключевые сотрудники) и смотрим в поисковых системах Яндекс/Google.
  • Отзывы о компании (https://2gis.ru, http://www.yell.ru);
  • Отзывы от сотрудников (https://otzyvov.net, https://orabote.top и другие).

Где ищем информацию:

6. Анализ сайта

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов

Изучаем:

  • Механики вовлечения и тип контента (текстовый контент, графика, видеоконтент, вовлекающие элементы);
  • Как происходит сбор контактов и заявок (корзина, форма заказа, онлайн-консультант, всплывающие окна, мессенджеры);
  • Оцениваем сайт с точки зрения дизайна и удобства использования;
  • Какие элементы повышающие доверие есть на сайте (сертификаты, благодарственные письма, отзывы, кейсы).

7. Инструменты привлечения клиентов

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов
  • Используют ли офлайн рекламу (https://mediascope.net);
  • Анализируем с каких рекламных каналов получают трафик на сайт (можно использовать бесплатную версию www.similarweb.com и примерно понять процентное соотношение);
  • Анализируем поисковый трафик и контекстную рекламу (https://ru.megaindex.com, https://pr-cy.ru, www.spywords.ru – запросы и позиции в Яндекс/Google, упущенные ключевые слова - приносящие заявки конкурентам, бюджеты используемые на контекстную рекламу, тексты объявлений конкурентов в контекстной рекламе);
  • Анализ объявлений в РСЯ (Рекламная сеть Яндекса) – https://advspider.ru.

8. Инструменты удержания клиентов

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов
  • Email-маркетинг (подписываемся на рассылку конкурентов и изучаем какие акции проводят, какие и по каким поводам присылают письма, анализируем прогревающую клиента воронку продаж, систему лояльности и т.д.);
  • Личный блог (какие статьи пишут и их популярность, на какую тему большие охваты).

9. Видеоконтент

  • Есть ли YouTube, RUTUBE или Vimeo каналы и как они оформлены;
  • Какой видеоконтент публикуют (отзывы, вебинары, развлекательный контент, подкасты, интервью, рекламные ролики, инструкции и т.д.);
  • Качество видеоконтента;
  • Количество просмотров.

10. Социальные сети

  • Анализируем группы и сообщества (можно использовать сервис https://popsters.ru):
  • Тип и качество публикуемого контента;
  • Вовлечённость и количество аудитории;
  • Периодичность выхода публикаций;
  • Динамика роста аудитории.
  • Изучаем какие рекламные кампании запущены в социальных сетях;
  • Смотрим их рекламные креативы (http://publer.pro/).

В итоге: можно собрать все полученные данные в отдельный документ или в табличном формате, для удобства использования и наглядности.

И конечно же, важно проанализировать и свой бизнес, тогда станет понятнее куда расти и в каком направлении работать.

Никогда не начинайте расходовать маркетинговый бюджет, пока подробно не изучите своих конкурентов

Да, подробный анализ конкурентов займёт немало времени, но мы же понимаем, что "без разведки не бывает побед". В итоге получим ясную картину куда и как двигаться дальше.

Теперь, опираясь на полученные данные можно сделать правильные выводы и с большой долей вероятности выстроить эффективную маркетинговую стратегию.

3 комментария

Покажите пожалуйста пример итогового файла с таким описанием конкурентов!

Ответить

Присоединяюсь к вопросу)

Ответить

Достаточно ёмкая статья по анализу конкурентов) Подчеркнул для себя несколько способов.

Ответить