Радуга PR: зимой и летом – разным цветом

Далекие от маркетинга люди, некогда слышавшие такое определение, как public relations – он же, пресловутый PR, делят его на две категории: белый и черный, смутно, но представляя себе, чем один отличается от другого и какие приемы используются. Более продвинутые понимают, что ничего сплошного белого и черного не существует и представляют себе, что такое серый PR. Но, далеко не все профессионалы знают, что пиар бывает еще желтым, зеленым и даже розовым.

Конечно, вся эта цветовая гамма – не более, чем условность, обозначающая набор приемов, используемых при продвижении. Однако, если маркетолог называет себя настоящим профи и требует заработок на уровне топа, золотой парашют и бесплатные печеньки, то хотя бы в общих чертах иметь понимание об этой радуге он обязан. Так что, после прочтения этого материала у руководителей есть возможность сэкономить на зарплате, отправив нерадивого сотрудника учить чем розовый пиар отличается от желтого. А у маркетолога – вполне может получится выбить себе печеньки. Итак…

Радуга PR: зимой и летом – разным цветом

Белый PR – он же обычный, обладающий исключительно позитивной коннотацией и использующийся как удобная возможность контакта между брендом и его целевой аудиторией В набор штампов можно добавить тот факт, что используются только достоверные проверенные сведения, но это не точно, так как за фасадом белого цвета вполне возможна черная краска.

Черный PR – на бытовом уровне понятен пользователю интуитивно, но мы все-таки очертим его контуры несколько глубже и поделимся пониманием, что в первую очередь – это отражение жесткой рыночной конкуренции, которая нередко использует дискредитацию «соперника», чтобы перетянуть клиентов в свой лагерь.

Причем, ограничения тут ставятся только фантазией инициатора. В ход может пойти все: от подробностей личной жизни и ошибок молодости руководителей бренда, до того, что секретарша у генерального не только носит чай и кофе, а еще и в Excel работать не умеет, компенсируя это совсем другими скиллами.

Радуга PR: зимой и летом – разным цветом

Серый PR – нечто среднее между первым и вторым, и, как правило, использующийся чаще всего. Именно ему, а не белому стоит отдать засуженную пальму первенства. Его цель – распространение достоверных фактов в условиях информационного голода, когда некоторые сферы деятельности бренда скрыты от глаз целевой аудитории. По сути, от черного он берет задачу нанести вред конкуренту, но использует для этого только правду и в рамках закона…но это тоже не точно…

Желтый PR – он же «газетная утка» - комплекс приемов подтасовки, фальсификации и использования определенного ракурса при освещении каких-либо фактов. Со всей этой историей знаком каждый читатель современной прессы, особенно той, где рассказывают о «скандалах, интригах и расследованиях». О том, что некий Дудь посетил контактный зоопарк и погладил там козу Машку можно написать совершенно по-разному, но если бы этой истории нужно было придать желтизны, то журнал бы назывался «Звездный интим», а заголовок звучал бы примерно так: «Юрий Дудь любит коз!».

Радуга PR: зимой и летом – разным цветом

Зеленый PR – излюбленная история ESG -пропагандистов, Green Peace, эко-активистов и прочих радетелей прав крабов, которым обязательно надо вернуть их палочки. Красивый успешный кейс такого пиара – еще не совсем забытая Гретта Тунберг. Еще одна интересная, но уже отечественная история – ВкусВилл, который просто весь закопался в зеленый и пытается ему соответствовать. Надо сказать, что получается это у сети совсем не дурно.

Розовый PR – вы этого ждали с самого начала текста? Поздравляем – дождались. Да, pink public relations существует и используется для того, чтобы выдать желаемое за действительное, но не с помощью лжи или подтасовки фактов, а путем недомолвок и однобокого освещения. Самый простой кейс из этой практики – любой туристический буклет, рисующий красивый пляж и фотогеничное бунгало, но забывающий рассказать о том, что примерно на этом месте троих туристов уже сожрали акулы, один заболел энцефалитом от укуса клеща, а последний - простыл, потому что бунгало – это прикольно, но тропический дождь лучше все-таки пережидать под нормальной крышей...

Начать дискуссию