Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

В современной корпоративной культуре эффективная коммуникация стоит в центре успешного рекрутинга. Правильное общение может стать решающим фактором в выборе кандидата, а непрофессиональное отношение способно угробить даже самую замечательную вакансию.

СЕО HR-консалтинговой компании EMpower Ольга Саутолл и операционный менеджер EMpower Олеся Степанюк разобрали основные принципы и нюансы, которые помогут вам установить доверительные отношения с потенциальными сотрудниками и избежать распространенных ошибок.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Рекрутмент – это огромное количество ежедневной коммуникации с кандидатами, заказчиками, нанимающими менеджерами, коллегами и т. д. Если в процессе общения с нанимающими менеджерами и коллегами есть определенные общепринятые правила, установленные бизнес-этикетом и внутренними правилами компании, то в общении с кандидатами подобных правил может не быть, или про них просто забывают.

Мы сформулировали основные стратегии, которых стоит придерживаться в коммуникации с кандидатами.

1. Относитесь к кандидату всегда уважительно вне зависимости от должности, на которую он рассматривается. Никакого превосходства, пренебрежения, агрессии и прочих подобных эмоций в общении быть не должно. Сегодня он кандидат, а уже завтра может стать вашим заказчиком или руководителем.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

2. Не пропадайте с радаров кандидата. Не брать трубку или не отвечать на сообщения — плохо. Если не можете ответить прямо сейчас, перезвоните позже или ответьте сообщением.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Когда человек игнорирует вас и не отвечает на звонки — это первый признак безответственности. Это значит, что он не может держать ответ за свои действия. Такое поведение вряд ли вызовет определенный кредит доверия и, скорее всего, кандидат откажется с вами сотрудничать в дальнейшем при появлении новых вакансий.

Одновременно с этим хороший совет кандидатам: пожалуйста, не надо заваливать звонками и письмами консультанта. Целеустремленность — отличная компетенция, но главное, чтобы она не попахивала безысходностью.

3. Всегда давайте кандидату обратную связь. Отказ — это тоже форма обратной связи, при которой соискатель понимает, стоит ли ему рассчитывать на продолжение взаимодействия по вашей вакансии или нужно планировать коммуникацию с другими компаниями.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Предоставить обратную связь вовремя поможет сервис для автоматизации рекрутинга FriendWork. В нем есть специальные формы. Для оценки кандидата как раз подойдет форма обратной связи, которая прикрепляется к профилю кандидата. Вам нужно внести в нее всю необходимую информацию во время собеседования — так вы сможете составить наиболее полный портрет кандидата.

Обратите внимание, что при создании формы вы можете внести в нее вопросы по тем категориям, которые необходимы для оценки человека, например общий уровень грамотности, навыки, личностные качества, опыт и т. д.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

При добавлении объективных вопросов с диапазоном оценки от 1 до 5 вы сможете минимизировать субъективность. Общий балл будет подсчитан автоматически.

4. Будьте пунктуальны и соблюдайте договоренности. Опаздывать к кандидату на интервью без предупреждения — непрофессионально.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Пунктуальность — крайне важная черта, которая дисциплинирует любого человека и помогает решать важные задачи в бизнесе. Она не только формирует доверительные отношения с кандидатом, но и повышает вашу самоценность. Пунктуальность говорит о вашей способности правильно планировать время и жизнь, что очень помогает в построении карьеры и минимизирует стресс от того, что вам придется спешить, переносить или оправдываться из-за причин опоздания.

5. Если кандидат позволяет себе неуважительное, токсичное поведение или агрессию в вашу сторону, не бойтесь открыто сказать, что такое отношение неприемлемо. Сохраняйте профессионализм, не позволяйте выводить вас на эмоции.

В последнее время мы очень много слышим про эмоциональный интеллект. Умение осознавать эмоции и управлять ими — это лидерский навык, требующий огромной осознанности, рефлексии и работы над собой. Все, что происходит на работе, всегда должно оставаться на работе.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

6. Согласовывайте интервью заранее. Редкий кандидат может найти час свободного времени для интервью с вами в тот же день, что вы к нему обратились.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Если кандидат не может прямо сейчас поговорить с вами, это не значит, что он не заинтересован в вакансии. Он может работать, у него могут быть личные планы и дела. Кандидат имеет право на личные границы точно так же, как и вы. Взаимоуважение — важная составляющая процесса взаимодействия с кандидатом.

7. Не забывайте, что рекрутер или HR-специалист — это лицо компании. Обычно это первый представитель организации, с которым общается кандидат. Первые выводы о возможном будущем работодателе он может сделать по общению с рекрутером или HR-специалистом. Будьте профессиональны, ведите себя корректно, предоставляйте кандидату правдивую информацию, не придумывайте то, чего нет.

К сожалению, многие HR-специалисты не задумываются об этом аспекте, а зря. Первое впечатление крайне важно. От общения с вами зависит, заинтересуется ли кандидат в проекте или нет.

Вы продаете компанию так же, как и кандидат продает свои навыки. Более того, вы являетесь своеобразной лакмусовой бумажкой для определения корпоративной культуры и ценностей компании. Это глобально ответственная миссия. Выражение «по одежке встречают» здесь данная фраза будет очень даже кстати.

8. Планируйте интервью. Четкий план поможет выстроить ход беседы, выяснить все интересующие вас вопросы и не упустить ничего важного.

К любой встрече необходимо готовиться, абсолютно к любой. Будь то интервью, встреча с клиентом или сотрудником. Если вы приходите неподготовленными, если не нашли 5 минут, чтобы предварительно посмотреть резюме кандидата и сформулировать вопросы, есть риск, что встреча пройдет не особо успешно и эффективно.

9. Управляйте беседой. На интервью тон и ход разговора задает интервьюер. Если кандидат уходит в сторону от темы разговора, от заданного вопроса, корректно верните его к сути. Если он все равно уклоняется от прямого ответа на заданный вопрос, уточняйте детали, задавайте дополнительные вопросы.

Коммуникации — наше все! Только от того, насколько мы открыты и честны в диалоге, зависит исход встречи. Бывают моменты, когда нам неудобно задать какой-то вопрос, особенно, если он не очень удобный: мы можем выглядеть некомпетентными в каких-то темах.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

10. Абстрагируйтесь от личных впечатлений и будьте объективны. Бывает, рекрутеру кандидат становится симпатичен на личном уровне, и это может помешать объективной оценке его опыта и компетенций.

Слова, которые работают: 11 стратегий коммуникации с кандидатами

Отойти от субъективизма бывает порой очень сложно. Рекрутмент — это вообще субъективная история. Когда нам нужно беспристрастно оценить кандидата, я рекомендую попросить коллегу или еще кого-то присоединиться ко встрече или встретиться с ним позже. Это поможет вам взвешенно принять решение, особенно если ваши мнения совпадут.

11. Профессиональную поддержку кандидата во время его коммуникации с вашим заказчиком или нанимающим менеджером не стоить переводить в дружеское взаимодействие: это может помешать вашему профессиональному общению или внести элементы манипуляции. Если вам трудно разделять личное и рабочее, общайтесь с кандидатом исключительно в профессиональном ключе.

Очень много говорят о том, что нельзя дружить с подчиненными или коллегами, а в нашем случае — с кандидатами. Мне кажется, все зависит от человека. Если он зрелый, может контролировать личные границы и сказать нет своему другу, тогда никаких проблем не будет. К сожалению, таких людей довольно мало, поэтому лучше придерживайтесь стратегии «I don't mix business with pleasure» (Я не смешиваю работу с удовольствием).

1 комментарий

Мотивы из первого пункта об уважительном отношении выглядят так, будто нефиг рисковать напрасно, ибо завтра он может стать начальником и как-нибудь нагадить в отместку. О правильных мотивах догадайтесь сами.

Ответить