Различия в продуктовом менеджменте b2b и b2c

Найди 5 отличий
Найди 5 отличий

Я с 2011 года в продакт менеджменте, и за это время удалось поработать над разными продуктами и b2b и b2c, и даже немного b2g. Чуть порефлексировал и попытался понять в чем разница между продуктовым менеджментом в b2b и b2c. Это исключительно на моем опыте, возможно у вас другие ощущения, делитесь в комментах)

Обучение:

Большинство курсов по продакт менеджменту делают фокус на b2c продуктах. Оно и понятно, тут и примеров побольше, и студентам полегче, все таки это как-то ближе. На конференциях тоже чаще рассказывают про b2c продукты. Где-то особой разницы нет, но все таки в b2b есть своя специфика. Как-то организовывал одно обучение для продактов из b2b, заранее проговорили с экспертом, что нам бы побольше примеров из b2b. Он действительно попытался их добавить, но их было мало, в основном были возражения, что разницы особой нет, но смотрю в свою книжечку добавил раздел про b2b, где рассказывает про отличия подходов).

MVP:

Разработка MVP для b2b и b2c, по усилиям может не отличаться. Но вот в b2c как-то проще найти тестовую группу, да в крайнем случае на себе потестить) А вот в b2b это прямо целое приключение, примерно как в сказке про дядю Федора.

— Уф! Ну что-за дичь пошла бестолковая! Я полдня за ней бегал, чтобы сфотографировать! — Это ещё что! Ты за ним ещё пол дня бегать будешь!

— Это ещё зачем?

— А чтоб фотографию отдать!

В идеале конечно иметь лояльную клиентскую базу, работа в большой корпорации с известным брендом сильно помогает в этом деле)

Ну и запустить MVP в крупном b2b клиенте, когда требуется большое количество участников процесса, то еще приключение. Иногда, чтобы заставить сотрудников воспользоваться, требуется немало усилий, а если еще и баги всплыли в процессе, то количество хейта будет зашкаливать, был по обе стороны баррикад и очень понимаю и тех и других))

Тестирование гипотез и выкатка новых фич:

В b2b часто изменения приходится долго согласовывать. Согласование может все сильно затянуть. Под какие-то сценарии написаны инструкции, которые уже глубоко осели в недрах корпоративной библиотеки знаний, а тут раз и что-то меняется. С тестированием гипотез еще хуже может поменяться на чуть- чуть, а потом заново вернуться как было, если вдруг ошиблись.

В b2c попроще, могут и не спросить даже. Вот вам новый продукт) Так конечно тоже делать нельзя, но тут всем не угодишь, а в b2b приходится угождать (и не только ЛПРам, но и реальным пользователям), особенно если у тебя всего несколько клиентов.

Приоритизация бэклога:

В b2b разработка иногда становится похожей на заказную для самого крупного клиента, особенно если ресурсов мало. Был у нас крупный клиент, который подписал годовой контракт под обещания сделать под него несколько доработок. Да, они довольно важные, но хочется ведь гибкости и есть другие не менее важные. Половину ресурсов на ближайшие полгода заняли 😔 А еще цели ЛПРа и реальных пользователей могут различаться… приходилось внедрять функции, за которые пользователи меньше любили продукт и старались меньше им пользоваться, а вот ЛПР считал это важным.

В b2b для функций, которые пока не планировались к внедрению, можно использовать такой фреймворк приоритизации. 😀

Различия в продуктовом менеджменте b2b и b2c

В b2c как то с этим попроще, главное выбрать правильный фреймворк и настроить его применение, но конечно генеральный, у которого “”чуйка”, есть везде)

Но при этом в b2b часто проще посчитать финансовый эффект от той или иной фичи, особенно когда ее делаешь под кого-то. А вот в b2c иногда вообще не разберешься, нужно эта опция, на кого она повлияет и пр.

Исследования:

В b2b для анализа рынка нужна глубокая отраслевая экспертиза, нужно понимать специфику бизнеса, иногда специфику конкретного клиента, кто и как принимает решение. Готовых исследований мало, все приходится долго и нудно узнавать.

Как-то проводили custdev на b2b, первого респондента почти 1,5 месяца искали.

В b2c попроще, и респондентов найти (можно даже в фейсбуке клич кинуть), и какие-то готовые отчеты или тренды посмотреть.

Продажи и маркетинг:

В b2b наиболее эффективным инструментом были прямые продажи, все остальное пробовали, но в моих продуктах особо эффекта не давало. И сам процесс продажи долгий… может быть очень долгим, особенно если это проекты связанные со строительством, можно немного заскучать в процессе.

В b2c все поживее, используются все доступные каналы, много автоматизации, главное за конверсиями следить. Изменил пару экранов, посмотрел как это все повлияло почти сразу.

166166 показов
109109 открытий
11 репост
Начать дискуссию