Стратегия монетизации каждого программного продукта уникальна и требует индивидуального подхода. Грамотный выбор модели монетизации позволяет растить бизнес не только за счет получения новых клиентов и добавления новой функциональности в продукт, но и за счет переосмысления и переупаковки уже имеющихся компонентов.Разберемся, какие бывают модели монетизации программных продуктов.Бессрочная лицензия: единовременная оплата с дальнейшим неограниченным использованием ПО.Подписка (срочная лицензия): ежемесячная или ежегодная оплата за использование ПО.Лицензирование по модулям: модель с оплатой в зависимости от того, какие именно модули приобретаемого программного комплекса планирует использовать клиент.Сетевая лицензия: оплата зависит от количества сетевых лицензий. Сетевые лицензии могут считать и ограничивать как количество пользователей, которые работают с системой, так и количество подключаемого оборудования (например, видеокамер) или вычислительных потоков.Потребление (использование): общий термин, обозначающий объём использования продукта.Оплата за фактическое потребление: модель, основанная на измерении реального потребления услуг за определённый поставщиком период (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, дважды в год и т.д.). Объёмы, используемые пользователем за определённый период, образуют потребление.По результату или ценностно-ориентированная: модель с оплатой в зависимости от измеримой и фактической ценности, которую программное обеспечение приносит клиенту.По данным зарубежных экспертов, сегодня наибольшей популярностью пользуется модель подписки. Компании, которые используют только одну модель лицензирования, как правило, выбирают именно её (таких более 51%). Всё чаще встречаются модели оплаты за фактическое потребление и измеряемое потребление с использованием токенов. Например, за последний год доля широкого применения моделей оплаты за фактическое потребление выросла с 14% до 26%.Модели на базе бессрочных лицензий всё ещё актуальны и распространены достаточно широко. Их умеренное использование отмечено у 78% компаний. Всё это свидетельствует о разнообразии комбинированных подходов к монетизации продуктов.В 2023 году в среднем более 80% опрошенных компаний сообщили, что хотя бы умеренно используют подписки. Это больше, чем в 2022 году, когда эта доля составляла 68%.Подписки и модели с оплатой за фактическое потребление одинаково популярны: каждая из этих моделей упоминается в 59% случаев как наиболее перспективная в ближайшие полтора года.