Модели монетизации программных продуктов: статистика и факты

Стратегия монетизации каждого программного продукта уникальна и требует индивидуального подхода. Грамотный выбор модели монетизации позволяет растить бизнес не только за счет получения новых клиентов и добавления новой функциональности в продукт, но и за счет переосмысления и переупаковки уже имеющихся компонентов.

Разберемся, какие бывают модели монетизации программных продуктов.

  • Бессрочная лицензия: единовременная оплата с дальнейшим неограниченным использованием ПО.

  • Подписка (срочная лицензия): ежемесячная или ежегодная оплата за использование ПО.

  • Лицензирование по модулям: модель с оплатой в зависимости от того, какие именно модули приобретаемого программного комплекса планирует использовать клиент.

  • Сетевая лицензия: оплата зависит от количества сетевых лицензий. Сетевые лицензии могут считать и ограничивать как количество пользователей, которые работают с системой, так и количество подключаемого оборудования (например, видеокамер) или вычислительных потоков.
  • Потребление (использование): общий термин, обозначающий объём использования продукта.

  • Оплата за фактическое потребление: модель, основанная на измерении реального потребления услуг за определённый поставщиком период (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, дважды в год и т.д.). Объёмы, используемые пользователем за определённый период, образуют потребление.
  • По результату или ценностно-ориентированная: модель с оплатой в зависимости от измеримой и фактической ценности, которую программное обеспечение приносит клиенту.

Модели монетизации программных продуктов: статистика и факты

По данным зарубежных экспертов, сегодня наибольшей популярностью пользуется модель подписки. Компании, которые используют только одну модель лицензирования, как правило, выбирают именно её (таких более 51%).

Всё чаще встречаются модели оплаты за фактическое потребление и измеряемое потребление с использованием токенов. Например, за последний год доля широкого применения моделей оплаты за фактическое потребление выросла с 14% до 26%.

Модели на базе бессрочных лицензий всё ещё актуальны и распространены достаточно широко. Их умеренное использование отмечено у 78% компаний. Всё это свидетельствует о разнообразии комбинированных подходов к монетизации продуктов.

В 2023 году в среднем более 80% опрошенных компаний сообщили, что хотя бы умеренно используют подписки. Это больше, чем в 2022 году, когда эта доля составляла 68%.

Подписки и модели с оплатой за фактическое потребление одинаково популярны: каждая из этих моделей упоминается в 59% случаев как наиболее перспективная в ближайшие полтора года.

Начать дискуссию