Магнит и фильтр: как проявить ценности компании и для чего это нужно

Ценности компании — это отражение жизненных смыслов собственника и его ключевых сотрудников, которые вы вместе реализуете через бизнес. Также ценности помогают с определением вектора развития компании, построением корпоративной культуры и повышением привлекательности HR-бренда.

Магнит и фильтр: как проявить ценности компании и для чего это нужно

Ценности — это одновременно магнит и фильтр. Они привлекают близких по духу людей — сотрудников, заказчиков, подрядчиков, и отсеивают тех, чье присутствие для вас нежелательно.

Каждый человек индивидуален, все мы — носители разных ценностей. Когда ценности собственника проявляются в компании, она становится местом притяжения для людей определенного склада. Опыт взаимодействия с компанией через ценности становится ее важным преимуществом на конкурентном рынке.

Ценности и масштабирование

Собственник — это автор и создатель, а компания — его аватар. На начальных этапах вы много времени проводите с командой и вкладываете в нее свои ценности на интуитивном уровне.

Когда масштаб растет, появляются новые уровни сотрудников, которые находятся всё дальше от вас. Интуитивного управления становится недостаточно. На этом этапе ценности стоит проявить и проговорить. Команде важно понимать, для какой цели она собралась вместе и какие люди подходят для того, чтобы двигаться к ней.

Сформулированные ценности помогают находить в команду более вовлеченных людей и не тратить время и силы на бюрократизацию процедур. Сотрудники, которые разделяют ваши ценности, на глубинном уровне понимают правила игры. Они проявляют больше активности и инициативности, а значит, вы можете добиваться лучшего результата с привлечением меньшего количества специалистов. Карьерный рост и передвижение людей в компании происходит быстрее там, где ценности являются магнитом и фильтром.

Ценности как магнит

Чтобы привлекать своих людей (сотрудников, заказчиков, подрядчиков), необходимо сделать ваши ценности видимыми для них. Для этого существуют различные инструменты. Самый очевидный — это раздел на сайте, где прописаны ценности и миссия компании. Но это не единственный способ.

Ценности можно размещать в описаниях вакансий, в рекламных макетах, в том числе, через визуал. Ценностям могут соответствовать цвета, образы и метафоры. Например, открытость и прозрачность компании легко считывается через нежно-голубой цвет, образы капли воды, неба и облаков. У вас эти образы могут быть своими. Те, кто действительно разделяет их с вами, на интуитивном, глубинном уровне поймут, что вы имеете ввиду. Также можно обратиться к дизайнерам, которые занимаются разработкой визуала через ценности. Сейчас отличным помощником в этой работе стал искусственный интеллект. С ним вы можете самостоятельно сгенерировать уникальные изображения, отражающие ваши ценности и смыслы.

Ценности как фильтр

Проявленные ценности помогают не только привлекать своих людей, но и отсеивать тех, кто точно вам не подойдет. У каждой ценности есть своя противоположность - антиценность: например, открытость/прозрачность и двуличие/скрытность.

В процессе собеседования с кандидатом или общения с заказчиком вы можете на ранних этапах обнаружить у них проявление своих антиценностей. В таком случае у вас будет возможность оперативно принять решение о прекращении сотрудничества, поскольку расхождения по ценностям рано или поздно приводят к негативным последствиям.

Как проявляются ценности

Для каждой компании ведущими становятся пять-шесть ценностей. Для того, чтобы их проявить и сформулировать, необходимо пройти через несколько этапов.

1 шаг — проявить ценности собственника. С этим может помочь коуч или психолог, занимающийся темой ценностей.

2 шаг — проявить через индивидуальные интервью ценности сотрудников уровня СЕО-1. В небольшом стартапе — это круг из приближенных к руководителю специалистов, которых он считает своими людьми. Таких людей может быть 5-8.

3 шаг — проанализировать, какие ценности у собственника и сотрудников руководящего звена совпадают, ранжировать их и выделить приоритетные. Обычно в ценности компании попадают 5-6 общих ценностей.

Результатом этой работы станут проявленные ценности компании. Их важно обсудить на общей встрече команды, проиллюстрировав каждую яркими примерами из истории компании. Также полезно открыто проговорить и прописать антиценности и их возможные проявления. Тогда сотрудники будут четко понимать границы, за которые не следует выходить, и смогут противодействовать ситуациям, когда кто-то хочет поступить не в соответствии с ценностями компании.

Проявленные ценности компании могут стать для вас новым эффективным инструментом управления. А сам процесс их проявления, продумывания образов, иллюстрация историями – интересное и глубокое мероприятие, которое запомнится надолго, сплотит и вдохновит вашу команду. О том, как работать с ценностями и миссией компании, мы поговорим в одной из следующих статей.

Если вы хотите проявить свои личные ценности или ценности вашей компании, будем рады сделать это для вас. Ваши Rich Witches.

Ценности также являются важным инструментов в рекрутинге. Узнать об этом вы можете в статье о применении ценностей на этапах воронки найма.

Начать дискуссию