Кейс: рост выручки и прибыли магазина детской одежды в 2 раза после оцифровки

В мае месяце ко мне обратился клиент с запросом оцифровать бизнес - оффлайн магазин детской одежды в небольшом городке Урала.

В ходе созвона-знакомства выяснилось, что клиент хочет сделать не только оцифровку, чтобы понять, сколько реально зарабатывает его бизнес, но и самому разобраться в том, как работает бизнес и управлять им более профессионально для роста выручки и прибыли.

Клиент не мог принять решение: открывать ли еще одну торговую точку в ТЦ в центре города, а также хотел заработать на сезоне подготовки к школе. (Поясню, что из оцифровки почти ничего не было)

В ходе переговоров договорились, что разделим работу на этапы, т.к. цель была озвучена достаточно большая и бизнес не готов к резкому росту.

Договорились, что первый этап будет состоять из первичной оцифровки, обучения клиента анализировать цифры бизнеса и принимать по ним управленческие решения.

рис. 1 Скрин плана-графика договора первого этапа проекта
рис. 1 Скрин плана-графика договора первого этапа проекта

Забегу немного вперед и поясню, что проекты делю на следующие этапы:

1) первичная оцифровка текущего состояния
2) настройка бизнес-системы
3) автоматизация процессов
4) запуск саморазвивающихся процессов в бизнесе
5) выход сособственника бизнеса из операционки

Мне, как бизнес-эксперту, важно, чтобы после того, как я закончу работать с клиентом на любом этапе и выйдя из него, бизнес мог дальше сам развиваться без моего наставничества.

Итак, приступили к работе и начали с ежедневного заполнения простых таблиц - взяли под контроль входящие и исходящие платежи, как по безналичному расчету, так и наличными.

Выяснили, что смешаны деньги бизнеса и деньги собственника. Разделили, внедрив процесс перевода личных денег на зарплатную карту.

Далее, при расчете прибыли данной бизнес-модели, поняли, что нигде нет учета себестоимости товара, который закуплен и который уже лежит в магазине.

Приняли решение в майские праздники провести инвентаризацию. Почти неделю пересчитывали весь запас, нашли много товаров, которые были закуплены несколько лет назад при открытии магазина, и товары, которые уже не продать. Срочно придумали акции, чтобы распродавать этот товар: на что-то сильно снизили цены, а какие-то товары просто стали давать подарком к покупке, т.к. их уже не продать отдельно.

Нам на руку был тот факт, что ранее клиент внедрил сбор контактов клиентов в группу в мессенджере. Стали активно оповещать клиентов о распродажах в магазине. Внедрили это как бизнес-процесс, а не событие от случая к случаю.

После инвентаризации выяснилось, что товара в магазине лежит в 10 раз больше, чем выручка в месяц. Пока этот факт просто приняли, но не стали его прорабатывать, чтобы не смешивать этапы проекта. Впереди 2 больших сезона, в тот период и нужно будет поработать с излишками.

Далее взяли по контроль продажи, а именно, стали вести отчет с ежедневными показателями:
1) Сумма продаж в день
2) кол-во чеков
3) кол-во проданных товаров
4) средний чек (сумма продаж разделить на количество чеков)
5) средняя цена 1 проданной единицы товара

таблица 2. Ежедневные показатели
таблица 2. Ежедневные показатели

Выяснили, что в те дни, когда в магазине был собственник, то и сумма продаж выше, и средняя цена 1 проданной единицы товара. По этим цифрам можно предположить, что нужно продавцов дополнительно обучить продавать.

Поясню, почему я говорю «можно предположить» - данных на тот момент было накоплено мало, и по ним нельзя делать строгие выводы.

Имея опыт работы с другими клиентами оффлайн магазинов, я сделала предположение: нужно рассчитать уровень обслуживания, а именно посчитать сколько клиентов в день заходит в магазин, сколько уходит с покупками. Поэтому в таблицу 2 добавили столбцы «Количество посетителей» и «%% обслуживания».

таблица 3 Уровень обслуживания покупателей
таблица 3 Уровень обслуживания покупателей

Как почитать, сколько посетителей заходило в оффлайн магазин? Кто-то сейчас скажет, что нужно оборудование, но обороты магазина небольшие и такую роскошь нет возможности себе позволить. Поэтому пошли на выдумку: просили продавцов в тетрадке ставить галочки, когда кто-то заходит в магазин. Конечно, их не предупредили, что так станем измерять качество их работы. Сказали, что нужно для отслеживания маркетинговых акций.

Понимаю, что многие сейчас возмутятся такой технологии и начнут писать комментарии, но поясню: да, у такого подхода есть погрешность, этот факт мы не отрицаем и всегда его держим в голове. Но, согласитесь, это лучше, чем ничего не делать?! Так у нас появились хоть какие-то критерии оценки.

Итак, давайте посмотрим на порядок цифр в таблице в новых столбцам и сделаем выводы: Уровень обслуживания достаточно большой! В некоторые дни даже 100%. Тут можно предположить, что в данный магазин люди идут за покупкой, а не просто "посмотреть".

По мере накопления данных возник следующий вопрос в нашем бизнес-квесте: это происходит случайно, это свойственно магазинам детской одежды или мы управляем потоком? Чуть позже промоделировали связку: анонс товара в группе мессенджера и посчитали продажи по нему. Оказалось, что данная связка работает у клиента. Значит, мы нашли педаль газа!

Далее у клиента стали возникать вопросы к продавцам, и мы опять внесли новый столбец в нашу таблицу оцифровки - «Продавец», чтобы с июня привязать зарплату к выручке.

таблица 3. Ежедневные показатели со столбцом Продавец
таблица 3. Ежедневные показатели со столбцом Продавец

К концу мая частично внедрили учет себестоимости проданного товара в приложении Эвотор.Маркет. Это дало возможность считать чистую прибыль.

Итак, давайте подведем итоги работы и оценим получившийся результат:

1) ввели учет денежных средств (ОДДС)
2) отделили деньги бизнеса и деньги собственника
3) провели инвентаризацию, поставили весь товар на учет в Эвотор
4) взяли контроль за продажами
5) нашли рычаг управления продажами через рабочую связку
6) настроили учет себестоимости (частично) в Эвотор для расчета прибыли бизнеса

Результат: рост выручки на 25,13% за месяц! Неплохой результат. Рентабельность по чистой прибыли осталась на том же уровне.

Обычно после оцифровки чистая прибыль прирастает на 2-3 месяц, когда работа переходит на этап контроля за затратами бизнеса.

Но это еще не все. Первичный этап оцифровки был в мае, а в ноябре бизнес прирос х2. И это еще до начала новогоднего сезона. Весьма неплохо для небольшого магазина в небольшом городке.

Поясню, как специалист, некоторые моменты этого проекта.

Да, можно было внедрить облачную 1С и начать в ней вести учет товара, но я брала во внимание вторую половину запроса клиента, касаемо его желания научиться управлять бизнесом. Если бы мы взялись на этом этапе за внедрение 1С, то результатом проекта было бы внедрением 1С, а это уже совсем иная цель.

Возможно, я описала происходящие события слишком радостно и легко, а на самом деле было внутреннее сопротивление у клиента, и на второй неделе мне пришлось аккуратно его уговаривать, что нужно вести таблицу ежедневных показателей, чтобы он смог сам увидеть, как меняются цифры и тем самым запустить аналитику: а почему сегодня больше или меньше, а почету сегодня не все купили. а вчера все, а почему… Ведь из этих «почему» и формируется понимание, как работает бизнес-модель.

Рис.2 Сообщение от клиента после 3х недель пользования таблицами
Рис.2 Сообщение от клиента после 3х недель пользования таблицами

Таблицы оцифровки сформированы самые простые, т.к. на этом этапе не столь важны формулы, графики и диаграммы, как сбор данных. Затем со временем можно добавить еще столбцы для аналитики, сложные формулы прогнозирования, красивые графики для визуализации, но это уже следующий этап и новая цель работы.

Кстати, после того, как клиент настроит работу с этим магазином, тогда можно открывать новые точки и работать по аналогии с этой.

Рис. 3 Отзыв клиента
Рис. 3 Отзыв клиента

И в заключении хочу сказать следующее: берите этот алгоритм в работу, результат отличный.

Помните, что с небольших действий начинаются большие дела, а из небольших цифр вырастают крупные бизнесы.

Начать дискуссию