Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Кажется, что еще буквально вчера Telegram был простейшим мессенджером, VK — обычной соцсетью с текстами, фото и музыкой, а приложение Яндекс.Такси делало ровно то, что вынесено в название — заказывало вам такси. Сейчас функциональность этих сервисов выросла в разы и разработчики, похоже, не собираются на этом останавливаться. В нашем материале мы постараемся разобраться, кому и для чего это нужно.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Наверное, абсолютно никого не удивляет тот факт, что приложения меняются с течением времени. Безусловно, внедрение новых функций и даже обновления дизайна — это важно и нужно. Однако нетрудно заметить, что многие сервисы в процессе неугомонной эволюции теряют самое главное — фокус. Так почему и главное зачем разработчики намеренно усложняют свои продукты? Что заставляет их наращивать функциональность сервисов до того порога, когда открывать приложение уже просто не хочется?

Чем больше, тем лучше

Для начала нам нужен простой и наглядный пример. Telegram вышел на рынок в середине 2013 года и представлял собой еще одну вариацию на тему мессенджера, но с упором на безопасность. Поначалу приложение развивалось именно в этой парадигме — уже в октябре в нем появились секретные чаты с таймером самоудаления сообщений.

В начале 2014 года Telegram стал немного файлообменником — пользователи получили возможность отправлять файлы любых типов размером до 1,5Гб. Тогда же появились клиент Telegram для десктопа и отдельная веб-версия. В течение 2014 года мессенджер стремительно обрастал функциями — удаление сообщений для обеих сторон переписки, голосовые сообщения, отправка группы изображений, поддержка GIF-анимации, публичный юзернейм вместо номера телефона, поддержка iPad, а также планшетов и умных часов на Android и многое другое.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Сейчас Telegram обладает колоссальным количеством функций и опций, на освоение которых может уйти несколько дней непрерывного использования. В приложении есть собственный браузер, медиаплеер, простой фоторедактор, огромная библиотека стикеров, каналы, боты, своя платежная система, видеоаватарки — этот список можно продолжать бесконечно. Кстати, эволюция мессенджера подробно документирована самими авторами, и это очень объемный материал.

Тем временем куда более простой и в чем-то даже примитивный WhatsApp до сих пор занимает первую строчку по числу активных пользователей. Ведь большинство самых обычных, рядовых потребителей мессенджеров по-прежнему хочет решать одну единственную задачу — переписываться с друзьями, родственниками и коллегами.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Очевидно, что Telegram и WhatsApp преследуют разные стратегии. Разработчики "телеги" начали с предельно простого и минималистичного мессенджера, но теперь, похоже, ориентируются на самых продвинутых пользователей(с гипотетически большим ARPU). В свою очередь, разработчики “вотсапа» по-прежнему настроены на максимальный рост базы потребителей. Поэтому, вероятно, стараются не усложнять мессенджер, справедливо беспокоясь о реакции среднестатистических пользователей. Вот почему среди ваших друзей и знакомых до сих пор есть те, кто про Телеграм даже не слышал.

Куда уходит фокус?

Самое время разобраться, почему это происходит. От чего продукты становятся всё сложнее и сложнее с течением времени? Назовем три базовых причины: требования бизнеса, специфика самого процесса разработки и потребность в новинках.

Бизнес просит перемен

Маркетологи всегда заняты одной глобальной задачей — придумать еще что-нибудь, чтобы продукт или хотя бы его коммуникация с аудиторией стали на несколько процентов привлекательнее и еще на процент-полтора-два увеличили прибыль компании. К слову, это работает фактически во всех товарных категориях, которые чуть сложнее, чем сахар, соль и бетон.

Выстреливший в пандемию Zoom использует именно такую модель. Его функциональность разумно достаточна для звонков 1 на 1 или коротких групповых сессий, но сервис предлагает массу дополнительных фич за отдельную плату.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Вся бизнес-модель «зума» построена на тщательном изучении сценариев использования сервиса в среде бизнес-пользователей и последующей монетизации на них. Все, что нужно сделать компании — показать, что апгрейд на платный тариф действительно стоит того.

Маркетологи понимают, что подтверждать потребителю ценность купленной им премиум-версии продукта в долгосрочной перспективе можно только за счет постоянного потока апдейтов. Вот почему за последний год в Zoom появилось несколько десятков софтовых и аппаратных решений для бизнеса. Про подавляющее большинство из них наверняка мало кто слышал: линейка конференц-телефонов, платный аддон «Вебинары», платный саппорт, выделение ключевых фрагментов записи звонка с помощью ИИ, интеграция с Google Workspace и Microsoft Dynamics и многое другое. Учитывая, что пандемия до сих пор не отступает, а Zoom становится стандартной практикой практически во всех социальных институтах, нас ждут еще десятки и сотни платных нововведений.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Бывает и по-другому — расширенная функциональность не стоит юзеру ничего, но заставляет его проводить больше времени с сервисом и больше вовлекаться. Генерируя гигабайты контента в виде вишлистов, впечатлений, гайдов и отзывов, AirBnB повышает шансы на то, что пользователи закажут больше разных тревел-продуктов через сайт. Разработчики отдельно отмечают, что в 2021 году в AirBnB внедрено более 100 нововведений. Сервис просто не смог бы извлекать дополнительную прибыль, если бы оставался таким же минималистичным, как в самом начале.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Каждому по фиче

Но далеко не во всех сервисах постоянная генерация фич продиктована стратегией коммерческого департамента. Его может не быть вовсе, а все стратегические вопросы находятся в ведении самой команды разработчиков.

Для идеологов и продуктологов на старте проекта не существует ничего, кроме сверхзадачи — как можно скорее вывести на рынок продукт, который будет лучше всего присутствующего на рынке в одном-единственном сценарии. Не считая поиска инвесторов, в этом и заключается секрет успешного стартапа. Простота сервиса и «чистота» его рыночного предложения и формирует изначальное ядро пользователей — тех, кому понравилось как приложение решает определенную задачу.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Популярность приложения начинает расти. Растут бюджеты, а вместе с ними и команды. Обновления продукта начинают выкатываться один за другим. Поначалу все они действительно приносят пользу. Юзеры радуются новым фичам, рассказывают о продукте друзьям, а те пробуют пока еще совсем простое приложение и пополняют собой лояльную аудиторию.

Пользователи словно растут вместе с продуктом — они изучают его, дают качественный фидбек и предлагают разработчикам идеи доработок. Разработчики берутся за исполнение самых разных пожеланий. Сложность продукта начинает неконтролируемо расти.

Рано или поздно приложение превращается в настоящий швейцарский нож для узкого круга существующих юзеров. Конечно, у разработчиков есть свой резон. Чем больше потребностей получается удовлетворить, тем шире рыночная ниша приложения.

Тем временем новые пользователи уже не видят в сервисе простого и элегантного решения своей проблемы. Приложение перестает быть однозадачным — оно здорово справляется с множеством самых разных задач. При одном условии — нужно хорошо знать, как пользоваться всеми этими кнопками, переключателями и подменю. Так и появляются такие комбайны, как новый суперапп VK или Яндекс.Go. Хардкорные юзеры обожают новые фичи, а новые пользователи видят в приложении только слишком запутанный интерфейс. Во многих случаях они просто откатываются к привычным старым схемам коммуникации и потребления контента.

Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно

Хочу что-то новенькое

Антон Тарасенко, генеральный директор DNA Group:

Вопрос с оверфичурингом действительно многогранный, называть одну причину и объяснить ей все случаи не получится. Но все же самый фундаментальный резон постоянных обновлений — это потребность пользователей в постоянной подпитке новизной. Фантастическая доступность информации выработала у социума чрезвычайно мощную привычку к новому контенту. Подавляющее большинство людей не представляют своей жизни без соцсетей, новостей и медиаматериалов, а это, фактически, постоянно обновляемые источники информации. По этим же законам теперь живут десятки отраслей, включая гаджеты, автомобили, СМИ, поп-музыку, блоггинг и многое другое. Никто из производителей не может остановиться, потому что другие производители не останавливаются. Современный человек, как в диджитал, так и в офлайн-пространстве, привык, что ему постоянно дают что-то новое. Отсутствие новой информации может вызывать даже физический дискомфорт.

Абсолютно неудивительно, что тренд на постоянные обновления распространился и на приложения. До появления смартфонов и их аппсторов, программы могли существовать в неизменном виде по несколько лет и никого это особо не волновало. Сейчас ни один из разработчиков не решится навечно заморозить функциональность своего приложения, сосредоточившись исключительно на багфиксах. Разработчики понимают, что пользователя нужно постоянно держать в тонусе, напоминать о себе, пусть даже и уведомлениями об обновлениях. Ведь конкуренты точно не будут сидеть сложа руки, и жаждущие новизны пользователи обязательно обратят внимание на что-то новое, яркое и более функциональное.

Антон Тарасенко, Генеральный директор DNA Team
Оверфичуринг: почему приложения становятся сложнее и кому это нужно
3838 показов
202202 открытия
1 комментарий

Так почему же?) 
Если вкратце, то мода. Мода на супераппы, особенно в СНГ. Она естественна по двум причинам
1. юзеру скучно и хочется нового
2. бизнес хочет удержать у себя пользователя как можно дольше.
Отсюда совершенно естественная реакция рынка на запрос рынка же )
Меня, к примеру, сейчас поедает сбер. Езжу на их такси, прошу их приставку доставить мне еду их службой самокат и так далее. Пример удачной интеграции и решения проблемы сложности, попросить голосом попкорн у телека очень просто.

Ответить