Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Сейчас в большинстве B2B компании центр продаж — это менеджеры, которые звонят клиентам, отсылают прайс листы и собирают заявки. Это устоявшаяся схема с 90-х, но все меняется. Развитие электронной торговли в ближайшие 3-5 лет сдвинет менеджеров по продажам на вторые роли, поэтому важно вовремя перестроиться.

Какие процессы в B2B продажах можно улучшить?

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов
Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Кроме того, B2B-магазин позволит создавать персональные предложения для каждого сегмента клиентов и получать полную статистику по продажам за счет сквозной аналитики.

Как перевести B2B продажи в онлайн?

Нужно понять, что электронная торговля все же не заменит традиционные продажи полностью, это дополнительный инструмент. Поэтому нужно грамотно объединить каналы продаж и не вызвать конфликт интересов.

Что нужно сделать еще до обращения к разработчику:

  • Определить основные задачи, которые должен решить b2b-портал, учитывая при этом потребности своей аудитории. Можно провести глубинное интервью с лояльными покупателями и выяснить какие функции для них важны в первую очередь.
  • Определить правила ценообразования для каждого сегмента покупателей или конкретного клиента.
  • Подобрать команду проекта с вашей стороны. Даже самые опытные сторонние аналитики не знают всех нюансов вашего бизнеса. Поэтому обязательно включать в проект руководителей профильных отделов.
  • Навести порядок в ERP-системе. Дополнить и упорядочить необходимые данные по ценам и наличию, чтобы не тратить на это время на этапе интеграции.
  • В идеале определить фокус-группу для проведения бета-тестирования. Клиенты из этой группы первыми пройдут обучение, попробуют пользоваться новой платформой и дадут ценную обратную связь, которая поможет доработать проблемные места.

Важно еще на этапе планирования проекта заручиться поддержкой своих сотрудников. Объясните, что онлайн торговля — это не угроза их комиссионным, а новые возможности для более продуктивной работы. Так, менеджеры могут использовать сайт для презентации продукта и быстрого доступа к клиентской информации. Им больше не нужно тратить время на выставление счета и контроль статуса заказов, эта информация уже есть у клиента в личном кабинете. Можно полностью сосредоточиться на новых продажах.

Основные инструменты для B2B продаж онлайн

Личный кабинет

В личном кабинете клиент может просмотреть историю заказов, повторить заказ, получить данные о накопленных бонусах, отследить актуальные договоры и действующие доверенности пользователей. Так, например, это реализовано у Бауцентра.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Цены

Можно настроить разные цены для разных сегментов покупателей: каждый клиент после регистрации будет видеть только доступные ему предложения, в зависимости от его сегмента, объема закупок или других персональных условий.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Работа с каталогом

Чтобы клиенту было легко разобраться с огромным каталогом, можно настроить гибкую поисковую систему. Тогда поиск будет доступен не только по наименованию, но и по артикулу. А в корзине должна быть возможность просто отправить файл со списком товаров, как это делали через менеджера.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Кредитный лимит

Условия работы по предоплате или постоплате устанавливаются для каждого покупателя индивидуально. Он может проверить состояние своего счета и условия по рассрочке в личном кабинете. При этом можно ввести ограничения на оформление заказов, превышающих кредитный лимит.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Уровень доступа

Каждый B2B-клиент может иметь несколько пользователей с разным уровнем доступа (рядовой сотрудник, супервайзер). При регистрации нового пользователя его доступ к корпоративному личному кабинету должен подтвердить администратор. Также можно установить многоуровневое подтверждение заказа, тогда без согласования с руководителем заказ не будет оформлен.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Автоматизация

Внутренняя система обработки заказов позволит разгрузить ваших менеджеров и автоматизировать часть процессов, которые не требуют проверки специалистом. Например, система самостоятельно выставит счет, проверит наличие товаров, отправит сервисные письма покупателю или сформирует закрывающие документы.

Как автоматизировать B2B продажи, сократить издержки и обойти конкурентов

Мобильное приложение

С мобильным решением для торговых представителей менеджер больше не привязан к офису, а значит у него больше времени на встречи с заказчиками. А для клиента мобильный доступ позволит оперативно проверить состояние счета, изменить адрес доставки или согласовать заказ.

Чек-лист 5 ошибок при запуске B2B-платформы:

55
Начать дискуссию