Современные тенденции защиты прав на товарные знаки
Если раньше многие правообладатели брендов, особенно те, которые только начинали свой бизнес, не хотели регистрировать товарной знак или не знали о такой возможности, то сейчас ситуация изменилась. Большинство предпринимателей уже признали важность такой регистрации, как минимум, потому, что она позволяет избавиться от недобросовестных конкурентов или «патентных троллей», которые регистрируют чужие обозначения с целью заработать на этом в будущем.
В последние годы правообладателей стало интересовать не только наличие товарного знака, но и фактическая борьба с продажей контрафактной продукции. Объем предлагаемого к приобретению контрафакта обычно настолько велик, что требуется не точечная защита против нескольких отдельных нарушителей, а планомерная работа с десятками, иногда – сотнями нарушений ежемесячно.
В последнем случае правообладатели предпочитают не судиться с каждым нарушителем в отдельности, а с минимальными издержками пресечь деятельность большей их части. Действует известный закон (или принцип) Парето, согласно которому для пресечения 80 % нарушений достаточно 20 % усилий, и наоборот, для борьбы с 20 % злостных нарушителей порой требуется потратить до 80 % усилий.
В современной практике мероприятия по защите товарного знака от контрафакта обычно включает в себя несколько этапов:
- Мониторинг возможных нарушений интеллектуальных прав, а именно – поиск нарушений в результатах выдачи поисковых систем, а также отдельно на маркетплейсах (агрегаторах).
- Проверка информации о выявленных возможных нарушениях, обычно – посредством направления запроса об происхождении предлагаемого к продаже товара.
- Сбор информации о нарушителях, который может включать направление адвокатского запроса администратору доменных имен для получения информации о владельце домена или проведение контрольной закупки.
- Направление претензий нарушителям. Поскольку основная цель претензионной работы – это наискорейшая блокировка страниц или сайтов с контрафактом, правообладатели направляют претензию не только бумажной, но и электронной почтой, а также через мессенджеры.
Целью указанных мероприятий является не столько получение компенсации от нарушителей, сколько увеличение прибыли компании, поскольку с рынка устраняются конкуренты, продающие контрафактный товар. Еще одна цель – это сохранение деловой репутации производителя за счет защиты потребителей от приобретения контрафактных копий низкого качества.
Защитой товарного знака занимаются не только сами производители, но также и дистрибьюторы товаров, которым предоставлено эксклюзивное право на реализацию продукции на определенной территории.
Существенные организационные и финансовые издержки, а также часто небольшие размеры компенсаций, взыскиваемые судом за нарушения интеллектуальных прав, ведут к тому, что правообладатели обычно ограничиваются массовой рассылкой претензий к небольшим нарушителям. Если же речь идет о крупной партии товара либо о конкуренте с большими оборотами, то в таком случае правообладатели, нацеленные на наказание нарушителя, прибегают к классической схеме работы: фиксация нарушения – предъявления претензии – обращение в суд и взыскание компенсации.