Бизнес-модель Nike

Nike, Inc. со штаб-квартирой в Бивертоне, штат Орегон, является одним из самых успешных спортивных брендов в мире, производящим обувь и спортивную одежду. Особенность Nike заключается в том, что до этого Adidas и Puma полностью доминировали на спортивном рынке обуви.

Бизнес-модель Nike основана на производстве и продаже спортивной продукции, включая обувь, одежду, экипировку. Давайте подробнее рассмотрим, как и почему компания Nike стала столь успешной в своей сфере.

Бизнес-модель Nike

Краткая история Найк

Nike была основана как «Blue Ribbon Sports» в январе 1964 года Филом Найтом, студентом Орегонского университета и легкоатлетом, вместе со своим тренером Биллом Бауэрманом. В мае 1971 года компания была официально переименована в Nike, которая в греческой мифологии является богиней победы.

Благодаря партнерству с Onitsuka Tiger (теперь известной как Asics), японской компанией по производству кроссовок, в качестве дистрибьютора в США Найт решил представить дешевую, но качественную беговую обувь для американцев.

В 70-х партнерство между Blue Ribbon Sports и Onitsuka распалось, и Найт решил, что пришло время для собственной линии обуви. Компания была переименована в Nike, а всемирно известная галочка впервые была использована в 1971 году.

После этого Nike основательно завоевал рынок кроссовок спортивной обуви, занимая впечатляющие 38% рынка. У Найка есть фирменная обувь Майкла Джордана, Air Jordan (1984), а также известные лозунги - «Финиша нет» (1977) и «Просто сделай это» (1988).

Собственники компании Nike

Nike принадлежит одному из ее соучредителей, Филу Найту, почетному председателю совета директоров. Марк Паркер занимает пост председателя совета директоров. Джон Донахью – президент и исполнительный директор.

Миссия Nike

«Наша миссия – это то, что побуждает нас делать все возможное для расширения человеческого потенциала. Благодаря глобальной и творческой команде мы создаем спортивные инновации, делая наши продукты более экологичными, нужными для сообществ, в которых мы живем и работаем»

Как Nike зарабатывает деньги

Nike является крупнейшим продавцом обуви и одежды в мире. Несмотря на то, что обувь разработана специально для спортивных целей, большинство потребителей носят продукцию повседневной жизни.

Nike также продает спортивный инвентарь и аксессуары, такие как мячи, очки, сумки, перчатки, цифровые устройства и многое другое, а также товары для отдыха и занятий спортом. Компания нацелена на мужчин, женщин, молодых спортсменов и детей. Продукты Nike подразделяются на шесть категорий: бег, баскетбол, бренд Jordan, футбол, тренировки и спортивная одежда (товары для образа жизни). Причем категории: бег, Jordan и спортивная одежда – являются самыми прибыльными.

Аутсорсинг Nike

На самом деле Nike не производит товары, которые продает. Производство полностью передано на аутсорсинг, в основном за пределами США. Это более 300 внешних независимых поставщиков в более чем 35 странах, таких как Вьетнам, Китай, Индонезия и Таиланд.

Производители в Индии, Аргентине, Италии, Мексике и Бразилии также заключают контракты на производство для местных рынков. Несмотря на свою обширную цепочку поставок и производственную сеть, Nike по-прежнему уделяет особое внимание поддержанию качества и инновационного характера своей продукции, инвестируя значительные средства в исследования и разработки.

Проблемы бизнес-модели Nike

  • Конкуренция. Рынок спортивных товаров и одежды характеризуется огромной конкуренцией не только в США, но и во всем мире, как в маркетинге, так и в цепочке поставок – потому что количество поставщиков высококачественного сырья ограничено. Эта конкуренция приводит к большим инвестициям в исследования и разработку, а также в маркетинг и продажи;
  • Трены и инновации. Успех Nike зависит от предвосхищения потребностей клиентов, который не всегда легко предвидеть. Таким образом, нет никакой уверенности в том, что каждый новый продукт получит ожидаемое признание на рынке. Поэтому для поддержания прибыльности компания тратит значительные средства на корректировку структуры инноваций. Кроме того, для производства инновационных товаров Nike полагается на экспертов в нескольких областях, таких как: инженеры, физиологи, дизайнеры, биохимики, химики, ортопеды, тренеры и т. д.;
  • Глобальные риски. Некоторые глобальные условия и изменения могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на продажи, например, экономические кризисы или рецессии (особенно в странах с развивающейся экономикой), экологическая политика, правила торговли, безопасность и конфиденциальность данных и многое другое.

Канва бизнес-модели Nike

Давайте взглянем на канву бизнес-модели Nike.

Канва бизнес-модели Nike
Канва бизнес-модели Nike

[1] Сегменты клиентов Nike

Потребительский сегмент Найка - международный массовый рынок – потребители, которые хотят купить спортивные товары: одежду, обувь и снаряжение.

С географической точки зрения рынок Nike разделен на четыре основных подразделения, также в порядке доходов: Северная Америка; EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка); Большой Китай; APLA (Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка).

[2] Ценностные предложения Nike

Ценностные предложения и преимущества Найк:

  • Приносить вдохновение и инновации каждому спортсмену в мире. Если у вас есть тело, вы спортсмен.
  • От имени компании выступают такие спортсмены, как Майкл Джордан, Тайгер Вудс и Криштиану Роналду.
  • Nike предлагает продукты, которые вдохновят любого стать спортсменом. Их продукция в значительной степени зависит от качества, инноваций и статуса бренда. Компания предлагает большое разнообразие товаров для самых разных видов спорта и занятий.

[3] Каналы сбыта Nike

Nike использует множество различных каналов сбыта для маркетинга и продаж. Основной канал Nike – это магазины, особенно фирменные. В 2019 году насчитывалось 1152 магазинов по всему миру. У Найк также есть платформа электронной коммерции, которая обслуживает более 45 стран.

Кроме того, Nike использует другие каналы, такие как социальные сети, рекламные кампании (в интернете, печатных и телевизионных СМИ), брендовые мероприятия и активное спонсорство спортсменов и команд. Таким образом, его маркетинговые расходы обычно превышают 3,5 миллиарда долларов в год (3 753 миллиона долларов в 2019 году).

[4] Взаимоотношения с клиентами Nike

Отношения с клиентами практически ограничиваются самообслуживанием в онлайн или офлайн магазине. При необходимости клиент взаимодействует с продавцом. Также, на веб-сайте есть сервис по часто задаваемым вопросам и поддержке клиентов (по телефону, электронной почте или чату). У Nike также есть Nike ID – сервис персонализации, который подбирает под предпочтение клиента продукцию.

[5] Потоки доходов Nike

Потоки доходов компании – это продажа своей продукции: обуви, одежды, оборудования и аксессуаров. В 2019 году общий доход достиг 39,1млрд долларов.

[6] Ключевые ресурсы Nike

Ключевые ресурсы Nike состоят из:

  • Логистическая инфраструктура. Пять распределительных центров в Мемфисе и другие в Калифорнии;
  • Человеческие ресурсы. Исследовательская лаборатория Nike Explore Tea Sports, в которой более 40 исследователей работают над инновациями;
  • Интеллектуальная собственность. Третий по величине портфель патентов на образцы в США.

[7] Ключевые направления деятельности Nike

Основным направлением деятельности компании является проектирование и разработка продукции (исследования о материалах, технологиях и тенденциях / поведении), а также переговоры с поставщиками. Кроме того, для этой бизнес-модели необходимы маркетинг, продажи и реклама.

[8] Ключевые партнеры Nike

Ключевые партнеры компании:

  • Производственные партнеры – поскольку Nike полагается на сторонних подрядчиков для производства своих товаров, эти производители, безусловно, являются ее самыми важными ключевыми партнерами. Это более 145 обувных фабрик и более 400 швейных фабрик.
  • Спортивные институты и инновационные центры – в число других партнеров входят некоторые университеты и учреждения в Северной Америке, Европе и Азии, занимающиеся спортом и научными исследованиями.

[9] Структура затрат Nike

Самые большие расходы Nike – это расходы на продажу (в том числе инвентаризация, логистика и складирование), которые составляют более 21 миллиарда долларов в год. Кроме того, около 3 миллиардов долларов уходит на маркетинг (в том числе презентация бренда в розничной торговле), связи с общественностью (спонсорство, средства массовой информации, бренд-мероприятия). Прочие общие и административные расходы обходятся более чем в 500 миллионов долларов в год.

Заключение

Успех бизнес-модели Nike основан на сочетании инноваций и маркетинга. Компания сталкивается с рядом сильных игроков на рынке, таких как Adidas или Under Armour. Именно поэтому бренд уделяет особое внимание исследованиям и разработкам. Его планы на будущее, состоят в том, чтобы увеличить использование экологически чистых материалов, что является стратегией роста популярности и привлечения аудитории.

Оригинал статьи опубликован 14.04.2023.

Для самых внимательных предлагаем присоединиться к нашему телеграмм-каналу "Business Models Templates" в котором уже собрано более 30 шаблонов по бизнес-моделям.

99
Начать дискуссию