Tesla: бизнес-модель и SWOT-анализ

Тела Моторс
Тела Моторс

Бизнес-модель компании Tesla Motors работает по принципу "от потребителя к потребителю" (D2C - Direct-to-Consumer или B2C (Business-to-consumer), поскольку она осуществляет прямые продажи, отсекая посредников, таких как дилерские центры, и предлагая собственную сеть зарядных станций.

Tesla характеризуется тем, что является компанией, которая в основном разделена на три бизнес-модели: автопроизводитель, поставщик оборудования и технологическая компания.

Краткая история Теслы

Tesla, Inc. – американская компания, основанная в 2003 году двумя инженерами, Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, первоначально как Tesla Motors.

Первый продукт компании Tesla был выпущен в 2008 году – Tesla Roadster, высокопроизводительный электрический спортивный автомобиль, продажи которого закончились через четыре года, в 2012 году. Вместо того чтобы выпустить более дешевый первый автомобиль, чтобы набрать количество, Roadster стал предметом роскоши. Илон Маск, генеральный директор компании, объяснил, что со всеми технологиями, которые они собирались внедрить в автомобиль, было бы невозможно выпустить его на рынок по низкой цене.

В последующие годы Tesla инвестировала значительные средства в маркетинг, исследования и разработки, отдавая приоритет исследованиям в области безопасных, автопилотируемых и заряжаемых автомобилей. В 2018 году Tesla уже была крупнейшим продавцом электромобилей в мире с более чем 250 000 проданных единиц, занимая 12% этого рынка.

Кому принадлежит компания Tesla

Компания Tesla принадлежит миллиардеру Илону Маску. Хотя компания была основана Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом в июле 2003 года, Илон Маск является генеральным директором и председателем совета директоров компании с 2008 года.

Миссия компании Tesla

Миссия Tesla заключается в ускорении перехода мира к устойчивой энергетике.

Направления работы Tesla

В настоящее время бизнес-модель Tesla базируется на трех направлениях: модель продаж, сервисное обслуживание, зарядная сеть.

  • Продажа автомобилей. Прежде всего, в отличие от других автопроизводителей, которые продают свои автомобили через дилерские центры по всему миру, Tesla делает ставку на прямые продажи. Это означает, что все магазины Tesla являются филиалом самой компании.
  • Сервисное обслуживание. Это позволяет Tesla совершенствовать свой продукт благодаря прямому и быстрому контакту с клиентами, что гарантирует покупателю индивидуальное обслуживание, включающее возможность настройки автомобиля через Интернет. Кроме того, в салонах продаж у компании функционируют сервисные центры, в которых работают Tesla Rangers – технические специалисты, которых компания посылает на дом к людям для обслуживания автомобилей.
  • Зарядные станции. В этих центрах также есть услуга зарядки. Но, помимо этого, Tesla также имеет обширную сеть станций Tesla Supercharger, где автомобили бесплатно могут быть полностью заряжены за 30 минут. Конечно, помимо этих трех направлений у компании есть еще другие продукты. Кроме того, у Tesla самые емкие батареи, позволяющее машинам показывать хороший пробег до полного разряда аккумуляторов, а также электромобили очень быстрые и мощные с уникальным дизайном и фирменным стилем.
  • Исследования. Кроме того, существует еще весь процесс исследований и разработок, продвигаемый компанией. Tesla инвестирует значительные средства в аппаратное и программное обеспечение, уделяя особое внимание цифровым технологиям и автономному вождению автомобилей. И при этом компания стремится к сокращению выбросов CO2, инвестируя в устойчивую энергетику, что гарантирует поддержку правительства США.

Как Tesla зарабатывает

Самой важной статьей доходов компании была и остается продажа электромобилей, составляющая более 80% ее доходов, которые оцениваются более чем в 20 миллиардов долларов. Остальные 20% дохода включают в себя автомобильные услуги и лизинг транспортных средств, а также продажи солнечных батарей и аккумуляторов для хранения энергии (около 1,5 миллиарда долларов).

Канва бизнес-модели Tesla

Вы можете ознакомиться с бизнес-моделью Tesla ниже:

Канва Теслы
Канва Теслы

[1] Потребительские сегменты Tesla

Компания Tesla разработала автомобили для каждого типа потребителей.

  • Покупатели дорогих, люксовых спортивных автомобилей. От автомобилей среднего ценового диапазона с доступными ценами до роскошных и спортивных автомобилей высокого класса, конкурирующих с Porsche или Ferrari.
  • Покупатели и энтузиасты высокотехнологичных и экологичных изобретений. В сегмент потребителей Tesla входят любители быстрых, экологичных автомобилей с автопилотом; Покупатели солнечных батарей и аккумуляторов – и, конечно, последователи Илона Маска.
  • Собственники бизнеса, которым требуется коммерческий транспорт. Кроме того, Tesla охватывает сектор коммерческих автомобилей, предлагая более экологичные варианты транспортировки и доставки.

[2] Ценностные предложения и преимущества Tesla

Ценностные предложения и преимущества Тесла:

  • Высокотехнологичные электрические автомобили. Что касается автомобилей, то ценностное предложение Tesla включает в себя более экологичное решение, которое добавляет высокую производительность, дизайн, функциональность, эффективность, заряд батареи, гибкость и недорогую (или бесплатную) подзарядку.
  • Система сбора и хранения солнечной электроэнергии. Помимо собственных автомобилей, стоит помнить, что Tesla продает домашние аккумуляторы и солнечные панели для жилых и коммерческих помещений, обеспечивая удобство при получении электроэнергии.
  • Продажа систем и компонентов для автопроизводителей. Кроме того, Tesla по-прежнему продает системы и компоненты другим автопроизводителям.
  • Оказание финансовых услуг. Оказывает финансовые услуги, предоставляя кредиты и лизинг.

[3] Каналы сбыта Теслы

Компания не тратит много средств на рекламу. Она верит в силу собственного бренда и репутации, а также в обаяние, создаваемое генеральным директором Илоном Маском. Каналы сбыта, которые Tesla использует для охвата своей аудитории – это:

  • Собственные магазины (автосалоны);
  • Веб-сайт (интернет-магазин самообслуживания);
  • Конференции и мероприятия по продажам.

[4] Взаимоотношения с клиентами Tesla

Взаимоотношения с клиентами Тесла включают:

  • Персональная поддержка клиентов через собственные автосалоны. Одной из основ Tesla являются отношения с клиентами, поскольку с самого начала компания сосредоточила свои усилия на работе с клиентами. Именно поэтому компания решила внедрить собственные магазины вместо дилерских центров в рамках модели продаж "напрямую клиенту".
  • Персональная поддержка клиентов через сайт компании. Кроме того, клиенты могут выбирать, заказывать и настраивать свой автомобиль непосредственно через веб-сайт.
  • Взаимодействие с клиентами через сеть зарядных станций. Кроме того, Tesla все больше инвестирует в свою сеть зарядных станций, чтобы быстрее заряжать автомобили Tesla при низких или бесплатных затратах.
  • Работа по формированию общественного мнения – инновационной и экологичной компании. Tesla создала очень позитивный бренд и репутацию у общественности, всегда ассоциируясь с роскошными, технологичными и инновационными автомобилями, а также с учетом воздействия на окружающую среду.

[5] Потоки поступления доходов Tesla

Потоки поступления доходов Тесла:

  • Продажа, модернизация и техническое обслуживание автомобилей.
  • Панели солнечной энергии и батареи;

[6] Ключевые ресурсы Tesla

Ключевые ресурсы Tesla – это те, которые позволяют ей выполнять свои ключевые действия для реализации своего ценностного предложения. Поэтому мы можем выделить:

  • Заводы по сборке автомобилей и аккумуляторов;
  • Бренд;
  • Передовые технологии и инженерные разработки, аккумуляторные системы с длительным сроком службы,
  • Дизайн
  • Программное обеспечение;
  • Станции зарядки автомобилей;

[7] Ключевые виды деятельности Tesla

Основные направления деятельности компании Tesla включают:

  • Производство автомобилей. Да, основная деятельность Tesla по-прежнему заключается в выпуске обещанного продукта – электромобилей. Для этого ей также необходимо инвестировать в производство батарей и, по-прежнему, солнечных панелей;
  • НИОКР. Компания всегда ищет инновационные, передовые и экологически чистые технологии;
  • Дизайн. Одно из отличий продукции – Илон Маск с самого начала дал понять, что, поскольку его технология в любом случае окажется дорогостоящей, Tesla будет инвестировать в дизайн, а не бороться за цену;
  • Строительство и обслуживание электрозарядных станций. Tesla распространяет станции подзарядки по всему миру, чтобы больше людей могли приобрести электромобили;
  • Разработка программного обеспечения. Tesla применяет принципы agile для разработки и совершенствования своего программного обеспечения;
  • Продажи и маркетинг. Компания не вкладывает много средств в рекламу. С другой стороны, вся ее деятельность сосредоточена на обслуживании клиентов.

[8] Ключевые партнеры Tesla

Ключевые партнеры Тесла:

  • Поставщики комплектующих. Tesla производит всю основу своих автомобилей, но есть некоторые детали, которые приобретаются у третьих лиц. Поэтому крупнейшими ключевыми партнерами Tesla являются поставщики, например производители лобовых стекол и тормозов;
  • Альянсы с другими лидерами рынка. Tesla заключила альянс с Toyota для совместной разработки деталей и систем для электромобилей, что позволит увеличить долю рынка. Tesla и Panasonic также совместно строят производственный завод в Нью-Йорке для разработки крупномасштабных аккумуляторов и солнечных батарей;
  • Правительство США и поддержка развития. Благодаря своей ориентации на разработку экологически чистых транспортных средств и источников энергии, а также количеству рабочих мест, которые компания создает в США, Tesla получает налоговые льготы от федерального правительства США;
  • Партнеры, у которых можно разместить пункты зарядки автомобилей. Некоторые партнеры Tesla, например отели, курорты, рестораны и торговые центры устанавливают места для быстрой зарядки автомобилей.

[9] Структура издержек Tesla

Как и у любого производителя, у Tesla очень широкая структура затрат, которая включает в себя:

  • Производство;
  • Содержание инфраструктуры продаж;
  • Административные расходы;
  • Исследования и разработки.

Конкуренты Tesla

  • Nio. Основанная в 2014 году, китайская компания Nio производит электромобили премиум-класса для международного рынка. Продажи компании растут более чем на 100% в год, однако в Китае насчитывается менее 200 зарядных станций;
  • Ford. Форд мотор компани – это традиционная автомобильная компания вышла на рынок электромобилей. Ее продажи электромобилей растут более чем на 70% в год, и большинство покупателей – новички для Ford. Будучи одним из старейших автопроизводителей в мире у компании большой опыт в автоиндустрии;
  • Volkswagen. Volkswagen – немецкая компания выпустила свои первые электромобили через десять лет после Tesla. Тем не менее, она прогнозирует, что 50% ее продаж в США будут составлять электромобили, и намерена произвести 1,5 миллиона таких автомобилей к 2025 году. Как и Ford, компания обладает силой бренда;
  • Li Auto. Li Auto – один из самых новых конкурентов, основанный в 2015 году, эта китайская компания удивила публику своими технологиями. Она быстро растет и продала более 10 тысяч электромобилей за первый год работы в Китае;
  • Nikola Corp. Nikola Corp – компания сочетает в своих автомобилях электрический аккумулятор и водородные топливные элементы. Но основное внимание будет уделено большим автомобилям – грузовикам с электрическим и водородным топливом. Компания Nikola была основана в 2014 году в Америке, ее автомобили с 2016 по 2020 год имеют нулевой уровень выбросов;
  • Workhorse Group. Workhorse Group – эта компания, расположенная в США, специализируется на производстве электрических фургонов для служб доставки. Она уже выполнила заказ UPS на 950 фургонов. Компания была основана в 1998 году, но предлагать электромобили начала только в 2015 году;
  • Canoo Holdings. Canoo Holdings – это последний участник с другой бизнес-моделью. Автомобили Canoo вышли на дороги в 2022 году с уникальным ценностным предложением – водители будут оплачивать ежемесячную подписку вместо того, чтобы покупать или арендовать автомобили.

SWOT-анализ Tesla

Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании Tesla:

СВОТ-анализ Теслы
СВОТ-анализ Теслы

(1) Сильные стороны Tesla

  • Энергоэффективность. Tesla является лидером рынка не только по количеству продаж, но и по использованию возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия;
  • Партнерства с лидерами. Tesla сотрудничает с гигантскими энергетическими компаниями, которые помогают расширить ее усилия по использованию возобновляемых источников энергии;
  • Лучший работодатель. Компания была отмечена в журнале Forbes как один из лучших работодателей 2019 года и известна как отличное место для молодых сотрудников благодаря своей диверсифицированной деловой культуре;
  • Самая дорогая автомобильная компания. В результате своего экстраординарного роста и лидерства в продажах электромобилей Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в 2020 году;
  • Инвестиции в инновации. Tesla инвестирует значительные средства в исследования и разработки, чтобы создавать новые технологии и обеспечивать первоклассный дизайн и комфорт, тем самым повышая свою популярность среди покупателей;
  • Бренд лидера электрокаров. Когда компания Tesla была основана для создания электромобилей, у нее не было конкурентов, поэтому она стала лидером в области электромобилей. Кроме того, рынок доверяет компании в разработке экологически чистой энергии, а также прибыльных продуктов.

(2) Слабые стороны Tesla

  • Слабая производственная инфраструктура. По сравнению с другими автомобильными компаниями, Tesla имеет меньшую производственную инфраструктуру, что приводит к ограниченному производству автомобилей и задержкам в доставке;
  • Ограниченное присутствие на международных рынках. Несмотря на свой рост, ядром рынка Tesla по-прежнему остаются США, где сосредоточено более 70% ее доходов;
  • Премиальной класс пользователей. Tesla – это премиальный бренд чистой энергии, поэтому, несмотря на значительный рост, у него все еще небольшая целевая группа из-за высоких цен;
  • Высокие операционные расходы. Tesla все еще сжигает наличность из-за высоких операционных расходов, что угрожает ее прибыльности и, следовательно, мнению инвесторов;
  • Ассоциация Tesla с именем Илон Маск. Илон Маск – лицо компании Tesla, и его имя стало неотделимо от бренда.

(3) Возможности Tesla

  • Расширение присутствия по всему миру. США и Китай генерируют большую часть продаж Tesla, особенно в Америке, на долю которой приходится около 70%. У бренда есть много возможностей для расширения продаж по всему миру, особенно на азиатских рынках, таких как Китай и Индия;
  • Технология автономного вождения. Эту технологию ждал весь мир, и технология автономного вождения Tesla получила известность как безопасная и удобная, и она продолжает развиваться;
  • Спрос на технологии устойчивого развития. По мере того, как люди становятся более сознательными в отношении окружающей среды, спрос на экологически чистые продукты быстро растет, увеличивая тем самым потенциальный рост;
  • Производство собственных аккумуляторов. Tesla работает над создание собственного производства аккумуляторных батарей, что позволит снизить себестоимость продукции и одновременно создать много новых рабочих мест.

(4) Угрозы Tesla

  • Рост конкуренции. Конкуренты Tesla работают на рынке десятки лет и активно инвестируют в технологии электромобилей – это создает угрозу предложения более доступных продуктов;
  • Внедрение новых технологий. Разработчики транспортных средств внедряют все больше инновационных технологий и новые способы получения энергии – это может увеличить эксплуатационные расходы и снизить маржу;
  • Слабая проработка законов по отношению к автопилотам. Пока не существует адекватных правил для автономных автомобилей, что может поставить под угрозу будущее Tesla;
  • Ограниченная инфраструктура устойчивого развития. Компании, работающие на чистой энергии, требуют долгосрочных стратегий устойчивого развития, а ограниченная инфраструктура Tesla может не обеспечить это;
  • Илон Маск не всегда соответствует социальным ожиданиям. Хотя Илона Маска можно считать гением и визионером, Маск создает себе противоречивый имидж из-за своего неустойчивого поведения, которое часто не соответствует социальным ожиданиям.

Заключение

Компания Tesla не изобретала электромобиль, но, возможно, она в значительной степени ответственна за то, что дала новый импульс данной технологии, производя автомобили с выделяющимся дизайном, долговечными батареями и целой сетью технологической поддержки и обслуживания.

Кроме того, Тесла реализовала практически уникальную в своей области бизнес-модель, продавая товар напрямую потребителю, без посредников, не боясь ошибиться. Можно сказать, что Tesla является одной из самых успешных автопроизводителей на сегодняшний день, и, безусловно, Илон Маск и его коллеги продолжают искать новые и оригинальные методы передвижения.

Бонус

Для большего погружения прикладываю видео опубликованное на YouTube о компании Тесла.

Разбор компании Тесла
Статья была полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

9
Начать дискуссию