Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности

Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности

Жизненный путь человека, стратегии жизни, жизненные ценности и цели являются предметом внимания различных гуманитарных наук — социологии, антропологии, психологии. Интерес к этой проблематике заметно возрастает в последние десятилетия в связи с усилением внимания к активности самого человека в выстраивании своего жизненного пути.

Для психологии тема жизненного пути человека является одной из традиционных. В ее поле пересекаются интересы разных направлений — психологии личности, психологии развития, возрастной психологии.

В последнее время все более заметное место наряду с традиционным понятием жизненного пути начинает занимать понятие жизненного сценария человека, которое, по мнению специалистов (см.: [1–3] и др.), в большей мере отвечает пониманию человека как субъекта своей жизни, подчеркивает его «авторство» по отношению к собственной жизни, возможность «переконструирования», изменения жизненного пути, выделяет аспекты существования человека как творца своей жизни в изменяющемся мире.

В контексте изменений современного общества проблема теоретической разработки понятия жизненного сценария и его эмпирических исследований приобретает особое значение и актуальность. Это связано в том числе с обостряющимися противоречиями между реалиями современного мира, идеями о смысле жизни, жизненных перспективах, которые транслируются через средства массовой информации и прежде всего в сети Интернет, и существующими традиционными представлениями о жизненных задачах человека (учеба, работа, семья / дети) и их временнóм диапазоне.

В то же время мы не можем обойти стороной ряд методологических трудностей, связанных с использованием понятия жизненного сценария как объяснительного конструкта для эмпирических исследований и теоретических обобщений. Во-первых, это отсутствие терминологической определенности. Существует ряд родственных понятий, таких как «жизненный путь», «жизненный план», «жизненная стратегия», «жизненная позиция», «жизненная роль», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временнáя перспектива», «жизненная перспектива», содержание которых не имеет четко закрепленных определений и часто пересекается. В этом же ряду находится и жизненный сценарий. Так даже самый краткий обзор определений жизненного сценария показывает, что он может пониматься в самых разных аспектах (см., например: [3; 4]):

  • как текущий жизненный план, характеризующийся неосознаваемостью и сформированный в раннем детстве под влиянием родителей, согласно которому люди структурируют более длительные периоды времени и даже всю свою жизнь, заполняя ее ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми;
  • автоматизированные событийные схемы — «скрипты», включающие представления об организованных последовательностях событий, целях поведения, возможных ролевых предписаниях;
  • индивидуальная, или личная, жизнь в ее динамике;
  • смысловая система, не только зависящая от социализирующего влияния, но и выстраиваемая самой личностью;
  • процесс упорядочивания опыта, сопровождающийся символизацией субъективных переживаний, результатом которого является связный рассказ — нарратив;
  • процесс структурирования личностной событийной картины жизни, направленный на ее самосовершенствование посредством творчества.
Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности
1
Начать дискуссию