1.10 Память

Определение и общая характеристика памяти

Как уже говорилось, каждое движение во внешнем и внутреннем мирах сопровождается изменениями среды. Колебания различной частотности и модальности, которые регистрируются рецепторами человека, воспринимаются как ощущения и направляются по нервным волокнам в центральный процессор – мозг, где трансформируются посредством операционной системы «сознание» в образы, модели, восприятия и представления.

Среды обитания нашего Я упорядочены, поэтому любое происходящее изменение всегда представляет собой определенную причинно-следственную, пространственную и временную последовательность по принципу «было-стало». С этой точки зрения нам следует говорить о том, что всякое движение в мире оставляет не только физический, но информационный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь, становясь предметом сознания. Вся совокупность этих следов представляет собой целостное отражение окружающего мира, его информационный аналог. В человеческом языке эта совокупность называется памятью.

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга благодаря пластичности нервной системы. Любой нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, оставляет в нервной ткани «след», называемый энграммой. Эти определенные функциональные изменения облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также последующее возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Память – это наша реальная информационная вселенная, в которой живет Я, оперирует сознание и происходят события.

Заострим постановку вопроса. Для сознания не имеет никакого значения, каков физический Петров «на самом деле»; сознание оперирует образом Петрова, имеющимся в памяти. Не имеет значения, каков город Париж «на самом деле» - существует только образ Парижа в памяти. И какова «доброта» во всех ее аспектах – сознание знает только образ «доброты», который опять же хранится в памяти. То есть., для сознания окружающий мир и память (как совокупность информации об этом мире) – это одно и то же. Память – не просто, как указывают многие исследователи, некий «сквозной» процесс обеспечивающий преемственность процессов в сознании и объединяющий их в единое целое. Это информационная среда реализации всех сознательных процессов.

Будем считать, что это «онтологический» аспект памяти. Для нашего рассмотрения столь же значим и второй, практически-прикладной аспект.

Под памятью понимают свойство живых систем, в частности, центральной нервной системы, воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действовавших стимулов. Память характерна не только для центральной нервной системы (ЦНС); существуют и генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая ЦНС, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы ощущаем последовательность импульсов, которую раньше уже воспринимали, то мы узнаем предмет, который проявлял себя прежде в виде такой же последовательности. Предмет кажется знакомым. Сознание того, что наблюдаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Мы также можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали раньше. Этот процесс воссоздания образа предмета, воспринимавшегося нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Замечательно воспроизводятся не только предметы, но и мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. – все составляющие нашей информационной вселенной. Для сознания все они равнозначны и равновелики в смысле их «реальности» и воздействия на самосознание.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Это процессы создания сущностей и реальностей нашей информационной вселенной.

Соответственно, чрезвычайно полезно знать, каким именно образом происходит процесс создания информационной вселенной нашей операционной системой. Целесообразно изучить и понять, как запечатлеваются отдельные следы реальных событий и явлений, каковы физиологические механизмы этого процесса, условия запечатления и его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Особенно важно уметь «разуплотнить» образы и модели, которые оказались ошибочными, фантомными, чтобы поменять реалии собственной информационной вселенной. Изменения, внесенные в память, для сознания равнозначны реальным изменениям в реальном мире.

Помимо этого, существуют и другие вопросы, на которые желательно иметь ответ. Например, как долго могут храниться эти инфо-следы, каковы механизмы их сохранения на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы в памяти, находящиеся в латентном состоянии, и как эти изменения влияют на протекание процессов в сознании человека.

Попытки объяснить механизм процессов, протекающих в сознании при запоминании и воспроизведении, предпринимались уже с давних времен. Факт того, что любой сигнал – это всегда как минимум две точки – «было» и «стало», т.е. последовательность, соответствие, был отмечен многие столетия назад. Так, еще к Аристотелю восходят принципы ассоциации.

Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления автоматически активируют те образы и представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо явлении; или мы слышим запах духов и тут же вспоминаем человека, который ими пользуется.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать какой-либо образ белого цвета, а представив великана, вызвать в воображении образ карлика.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления целостного, взаимосвязанного мира в принципе не могут запечатлеваться и воспроизводиться изолированно друг от друга, а только виде упорядоченных комбинаций («группами или рядами»). Воспроизведение одних автоматически влечет за собой воспроизведение других.

Это обстоятельство – стержневой момент при работе по «разуплотнению» ошибочных ассоциативных рядов, которые приводят к появлению и устойчивому повторению т.н. патогенных динамических стереотипов, например, выделению желудочного сока в ответ на переживание обиды.

Хотя значение ассоциаций очень велико, его не следует переоценивать. Сознательные процессы связываются, объединяются друг с другом не случайным образом. Осознание нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых являются процессы в психике, позволяет в решающей степени влиять на возникновение ассоциаций и их угашение.

Экспериментально установлено еще в XIX веке, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести.

Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между ними. В результате один процесс в сознании может вызвать другой.

Основные виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру сознательной активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Классификация памяти по характеру сознательной активности

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться соответствующим действиям. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость , отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для походки, почерка или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем при приветствии руку, как пользуемся столовыми приборами и т. д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также трудно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся связей.

Эмоциональная память — это память на чувства. Она заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная ранее, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, а событие, омраченное мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как счастливое.

Все это означает, что содержание записанных ранее «эмоциональных файлов» можно совершенно осознанно «перезаписать» или модифицировать в зависимости от поставленной задачи. Необходимо иметь ввиду, что воспоминание об эмоции, ее мысленное воспроизведение в памяти, по силе воздействия на человека практически ничем не отличается от реального переживания, возникающего в момент первой инициации исходной эмоции. Т.е. при воспроизведении давней эмоции мы в самом буквальном смысле «проживаем» ее так же, как будто ситуация, вызвавшая эмоциональную рефлексию, имеет место здесь и сейчас.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует учитывать все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их призрачность, фрагментарность и неустойчивость. Именно поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится с оригиналом, причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти двумя путями: смешение образов либо их дифференциация. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты, и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха (после заметного напряжения или сильного утомления), а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью участия «словарного мышления» при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Особенно эффективна письменная и графическая фиксация этих ассоциативных кодов. На этом во многом базируется такой комплекс, как «медитативная графика». Точность воспроизведения образа исключительно важна при работе с «мыслеформами».

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти.

Словесно-логическая память есть запоминание и воспроизведение мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала (гештальт или его ядро), а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже н не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от его понимания, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Все виды памяти тесно связаны и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, то опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения,свои переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Характеристика памяти по характеру целей деятельности

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека иконтроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, случайно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее намеренно. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Казалось бы, последняя градация носит совсем тривиальный характер. Но из ее констатации вытекают некоторые следствия, которые редко учитываются в обыденной жизни. Например, на практике забывается, что память, наша информационная вселенная, была создана с очень весомым участием «случая», т.е. внешних факторов, нами никак не контролировавшихся. Потому в памяти очень много «сущностей», явлений и просто записей, попавших туда не в результате осознанного восприятия, а по воле других людей или в силу нашего невольного участия в чужих событиях. Представляется целесообразным осуществлять регулярную ревизию по крайней мере тех разделов памяти, где хранится информация, которой предстоит участвовать в решении тех или иных задач, которые мы ставим перед собой сегодня. Есть и более общий вывод – к любой поступающей извне информации следует относиться критически, с некоторого расстояния.

Классификация памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - это система, которая удерживает довольно точную и полную, близкую к «фотографической» картину окружающей среды, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек. (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает. «Непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и сознание не имеет возможности их продлить.

Кратковременная память работает с материалом иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при нас произносят какую-то фразу, мы запоминаем не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2 - кратного повторения.

Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7 плюс-минус 2. Это магическая формула памяти человека. То есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное –добиться того, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр или слов в единый целостный «кусок-образ», гештальт, «фрактал». При кратковременной памяти для запоминания необходимы волевые усилия.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она похожа на оперативную память.

Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Если емкость первой из рассмотренных систем памяти составляет нескольких десятых секунд, а второй - несколько единиц хранения, то емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, это вопрос о поиске и своевременном вызове информации.

Долговременная память бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, обратиться к ней можно лишь в условиях гипноза, при том или ином «раздражении» участков мозга, актуализировав во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память представляет собой мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, допустим, арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться. Аналогичное явление наблюдается при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешностьвыполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Во время ночного сна сознание очищает промежуточную память, категоризирует информацию, накопленную за прошедший день, и переводит ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, которая выступает в виде своеобразного фильтра, пропускающего в долговременную память лишь нужную, уже отобранную информацию. . При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Как происходит запоминание материала и функционируют основные процессы памяти, мы с вами рассмотрим в следующем разделе.

Основные процессы и механизмы памяти

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти — важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Быстрота воспроизведения критически зависит от способа упорядочения информации, использованном при запоминании, а также от способности человека долго удерживать внимание на целевом предмете, то есть воли.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.

Важнейшей характеристикой памяти является длительность, которая отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное запоминание представляет собой запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет для человека жизненно важное значение. Поэтому даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему миру.

В отличие от непроизвольного, произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию, и использует для этого специальные приемы запоминания. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с успехом и оказывается достаточно прочным.

Начать дискуссию