1.10 Память (продолжение)

Сохранение, воспроизведение, узнавание

Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Оно отличается от восприятия тем, что осуществляется после него и вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление персеверирующих образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью (этот особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью; благоприятным фоном для их появления служит дремотное состояние).

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта, например, когда мы хотим вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой».

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях решение задачи — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей.. Например, чтобы восстановить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определенных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.

Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были.Узнавание происходит благодаря тому, что ранее нам описали этот дом и объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание тогда, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, но вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не получается. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение. В самом деле, сколько раз мы слышали такую фразу: «Я не могу его вспомнить, но точно узнаю, когда увижу».

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: воспроизводящая память; опознающая память; облегчающая память. Например, ученик выучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно — это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может воспроизвести заученное, но легко узнает стихотворение в книге или на слух — это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, — это третий уровень. Таким образом, степень проявления может варьироваться. При этом характер проявления забывания может быть различным. Оно может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.

Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. Многие опыты показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.

Чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Если не повторять полученный материал сразу же, то через день в памяти сохраня¬ется 74 % материала, через три-четыре дня — 66 %, через месяц - 58 % и через шесть месяцев — 38 %. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через три-четыре дня — 84 %, через месяц — 70% и через 6 месяцев — 60 %. Если же организовать периодическое повторение , то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяже¬нии значительного времени.

Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо¬минание). Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение ма¬териала, которого мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, выпавшими при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых.

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного изначально воспринятому. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности, так как в процессе забывания произошла более или менее глубокая перестройка воспринятого материала, его существенная качественная переработка. Одним из таких примеров переработки может служить ошибочное воспроизведение последовательности событий во времени. Так, отчетливо воспроизводя отдельные события, человек между тем не может вспомнить их правильную последовательность. Основной причиной подобного феномена является то, что в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени, и вместо них на первый план выступают существенные, внутренние отношения вещей (логические связи, сходство и т. д.), которые не всегда совпадают со связями во времени.

В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.

Еще одним значимым фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также, если последующая деятельность труднее предшествующей . Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы.

По большому счету, ретроактивное торможение – это научение с отрицательным подкреплением и потому понятным конечным результатом.

Перечислим ряд наиболее характерных закономерностей, свойственных памяти.

Принцип интереса

Интересное запоминается легче. Почему? Потому, что мы не тратим на это специальных усилий — включается так называемое непроизвольное запоминание.

Если успешное запоминание во многом зависит от интереса к нему, то вполне естественно возникает вопрос: как же пробудить этот интерес? Интерес — это не просто желание что-либо узнать, а серьезная личная заинтересованность, которая возникает на основе глубоких внутренних потребностей. Основа формирования интереса — цель. Когда мы видим, что материал может нам понадобиться в будущем, читать становится интересно. Мысль в тексте связывается с конкретной практической необходимостью и без особых усилий запоминается. Поэтому прежде чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решить для себя, зачем это нужно. По этому поводу английский философ Стюард сказал: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять».

Принцип подкрепления

Установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются. Потому очевидно, что для успешного запоминания полезного материала (научения какому-нибудь полезному навыку) желательно подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом, т.е. создать устойчивую ассоциативную связь между запоминаемым предметом или явлением и положительным эмоциональным переживанием.

Этот метод - основной при научении состоянию покоя и расслабления.

Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача — всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.

Практически усилить первоначальное впечатление можно двумя способами: рационально и эмоционально.

При рациональном усилении старайтесь направить информацию по нескольким каналам: записать то, что запомнилось, нарисовать, проговорить. Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации — действий, образов, рисунков. Кто из нас не возвращался домой с полдороги, терзаемый мыслью о невыключенном утюге? Кто из нас не искал часами очки, сунутые второпях в самое неожиданное место? Почему мы не запоминаем такие простейшие действия? Потому, что они сделаны автоматически. Между тем, достаточно усилить впечатление от такого действия, и оно запомнится. Достаточно сказать себе вслух: «Утюг (газ, свет) выключил, дверь закрыл. Очки положил на тумбу». Если это превратится в привычку, вы навсегда будете избавлены от мучительных поисков.

При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.

Принцип осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Как известно, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому материал, с которым мы имеем дело при запоминании и воспроизведении, всегда выступает в виде целостной структуры. Процессы запоминания находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

Причина того, что люди так мало запоминают из прочитанного, заключается в том, что они слишком мало думают сами Чем глубже понят смысл запоминаемого, тем лучше, прочнее, подробнее оно сохраняется в памяти.

Запоминание, включенное в какую-нибудь осмысленную деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. То, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.

Принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером может служить заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.

Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов — 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в шесть раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т. е. количество повторений возрастает в 7,5 раз, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания. Поэтому давайте более подробно рассмотрим условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию материала.

Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы.

Осмысление материала достигается, например, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему.

Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов – «единиц смысла». Суть данного метода заключается в том, что каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

Установлено, что те, кто составляет план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, кто запоминает текст без плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Тайна хорошей памяти - это искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти. Иногда этот принцип еще называют принципом контекста. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.

Принцип установки

Известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. Без установки запоминание иногда может вовсе не происходить, а в случае неправильной установки мощность памяти значительно уменьшается.

В понятие «установка» входит несколько элементов. Во-первых, установка —это самоприказ, команда самому себе на запоминание. Причем, отдавая эту команду, надо четко представлять цель работы. Установка ведь может быть и непроизвольной: во время поездки, например, мы читаем газету, а через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было как-то убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Однако если нас заинтересовала какая-то статья и мы решили ее с кем-то обсудить, ситуация резко меняется. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же активизируются — происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является установка на контроль. Пообещайте себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, — результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать. То же самое относится к установке на время. Другими словами, приступая к чтению, поставьте перед собой конкретную задачу: «Этот материал надо запомнить на возможно длительный срок» или «Я должен(а) к ближайшему экзамену хорошо знать прочитанное». Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти.

Собственная установка на запоминание важна еще и потому, что иначе реализуется другой, очень распространенный и, по всей видимости, даже самый типичный вариант: установка на запоминание и воспроизведение будет сформирована другими людьми.

Большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи, но и наличие частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д.

Постановка специальных задач вообще играет очень существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. Запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В известных опытах непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

Принцип действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. когда происходит применение знаний на практике), запоминается лучше. В рамках исследовательских работ было установлено, что запоминание находится в самой прямой и непосредственной зависимость от поставленной задачи. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Принцип торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Запомните 5 букв и сразу же воспроизведите их. Это будет нетрудно. Попробуйте после этого произвести несложную умственную работу, например перемножить два двузначных числа. Вспомнить после этого 5 букв будет несложно. А если, вспомнив их, вы постараетесь запомнить 5 других, то первые 5 наверняка запомнятся хуже. Отсюда следует лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация должна «отстояться».

Чем больше сходства у нового раздражителя с прежним, тем вероятнее, что возбуждение охватит те же нейроны. По этим нейронам уже кружились импульсы от первого раздражителя, проторяя себе тропинки в долговременную память. Но тут появились новые импульсы, которые возбудили те же нейроны, но закружились по другим маршрутам, соответствующим новому раздражителю.

Большое практическое значение имеет вопрос о длительности интервала, выдерживание которого перед работой снижает торможение до «безопасного уровня». По-видимому, 10—15-минутный интервал, не заполненный никакой деятельностью, можно считать достаточным для профилактики торможения. 10-минутные перемены в школах и высших учебных заведениях были определены на основании большого опыта.

Принцип оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти, который составляет 7+2 единицы информации.

Принцип края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Это происходит в силу того, что при заучивании какого-либо материала целиком концентрация внимания к материалу далеко не равномерна. Концентрация внимания максимальна в начале и в конце материала, в середине же она уменьшается. Из-за этого середина текста иногда запоминается в последнюю очередь. Если материал не был заучен основательно, его середина легко исчезает из памяти.

Данное явление объясняют еще и следующим образом. Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего, а стремление запомнить предшествующее мешает запоминанию последующего. В первом случае происходит так называемое ретроактивное торможение, а во втором — проактивное. При запоминании слов, стоящих с края, такого двойного торможения не происходит, а потому и запоминаются они лучше.

Принцип повторения

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Оно позволяет перевести умение в навык. Навык есть умение, доведенное до автоматизма. Автоматическое выполнение действий обеспечивает огромную экономию времени, энергии и усилий, в том числе волевых.

Чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Проведенные исследования позволили выявить некоторые закономерности в использовании метода повторений.

Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания.

Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов.

В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и когда надо закрепить в памяти уже выученное. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Кроме указанных выше закономерностей использования метода повторений существуют условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит образование новых связей изучаемого материала с практикой. В результате запоминание делается более полным.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное.

При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.

Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т. е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен; б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его воспроизвести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д. Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

Принцип незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Этот принцип был доказан экспериментально. В ходе исследований выяснилось, что испытуемые лучше припоминали задания, которые им по условиям эксперимента не давали довести до конца. Те же задания, которые были выполнены полностью, теряли свою актуальность и стирались из памяти. То есть человек лучше помнит и воспроизводит информацию, которая для него остается актуальной.

Примером работы этого закона может выступить практически полное забывание учебного материала после ответа на экзамене в том случае, если студент изучает предмет с установкой «только бы сдать», и не осознает необходимости сохранить эту информацию на более длительный период. После экзамена информация теряет свою актуальность и забывается. Поэтому так важно при изучении материала осознавать ее значение и важность для всей последующей жизни.

Обратим особое внимание на этот принцип. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Для здоровья и гармонизации внутренних состояний незавершенные действия (незавершенные функциональные системы) имеют огромное значение. Они не только особо запоминаются, но и имеют характерное свойство «самозапускаться», т.е. стремиться к завершению, причем часто вне зависимости от актуальных задач и потребностей самого человека.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как оно осуществляется: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе материал делится на части и каждая заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком.

Исследования показали, что из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность.

Следует отметить, что успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Попытки воспроизвести материал при его заучивании помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Начать дискуссию