Как решить проблему кадрового голода при помощи социального проекта

В России — исторический минимум безработицы. Борьба за хорошие кадры (да и вообще хоть за какие-нибудь) идет нешуточная. А что делать, если ваше производство/рабочие места находится не в Москве или других крупных городах, а там, куда никто особенно не стремится — например, в Анадыре? Рассказываем на примере проекта БФ "Добрый город Петербург" и крупной нефтегазовой компании.

Из статьи вы узнаете:
- работающую механику профориентационного проекта в рамках КСО;

- несколько менеджерских лайфхаков (и пару фейлов) для организаторов корпоративных сетевых акций;

- особенности взаимодействия с молодежью.

В деревню, в глушь, в Саратов

Наш клиент - один из лидеров на розничном авиатопливном рынке России. У компании множество филиалов по стране, в том числе в малонаселенных и труднодоступных регионах. Процессы, связанные с авиатопливом и заправкой самолетов, высокотехнологичны и жестко регламентированы, поэтому сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией. Ее можно приобрести в авиационном институте в г. Ульяновск, где у наашего клиента даже есть бесплатные квоты на обучение. Но вот беда - после обучения молодые ульяновцы не хотят ехать работать на Чукотку, в Бурятию или даже просто Сибирь - и в итоге там образуется большая нехватка кадров.

Чтобы решить эту проблему, придумали следующую схему:

  • в городах, где постоянно не хватает квалифицированных кадров, провести профориентационно-познавательные экскурсии на ТЗК (топливно-заправочные комплексы) для школьников старших классов;

  • узнав о возможностях карьеры в авиаотрасли, школьники рассмотрят поступление в институт в Ульяновске (в том числе, по квоте);

  • такие выпускники с большей охотой вернутся работать к себе на родину а, может быть, и прихватят кого-то из однокурсников.

Реализацию проекта доверили нашему фонду, поскольку (несмотря на название) мы обладаем большой базой региональных связей и являемся экспертами в области создания обучающих программ.

От Калининграда до Чукотки

Чтобы сделать экскурсии более привлекательными и насыщенными, было решено привлечь к сотрудничеству аэропорты, а в части случаев - и авиакомпании.

Экскурсии были запланированы в 10 городах России: Анадырь, Калининград, Красноярск, Мурманск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Улан-Удэ, Саратов и Ульяновск. Очевидно, что в этих городах были совершенно разные изначальные условия. Различались размеры ТЗК и аэропортов, доступные к посещению зоны, количество готовых взаимодействовать сотрудников, в целом наличие разных дополнительных служб и возможность их интеграции в нашу экскурсию.

Поэтому первым этапом стало изучение и анализ ситуации в каждом городе. Для этого мы подготовили специальный опросник и связались с представителями от аэропорта и ТЗК по каждому из городов. В большинстве нужных регионов у нас были проверенные исполнители, которых мы попросили приехать в аэропорт и, вместе с ответственными сотрудниками, прикинуть примерный план экскурсии, а также оценить местную специфику (есть ли место, где дети смогут перекусить, что можно посмотреть дополнительно, какие интерактивы возможны). В тех городах, где очная встреча по каким-то причинам не сложилась - созванивались по телефону или зуму.

Всего было около 30 вопросов, сгруппированных по блокам.
Всего было около 30 вопросов, сгруппированных по блокам.

После этого стало возможным рассчитать бюджет проекта. Затраты на каждый город различались от 112 тыс руб до 170 тыс руб - в зависимости от количества школьников, которых были готовы принять аэропорт и ТЗК, наличия или отсутствия возможностей для питания, выделенного для экскурсии времени и тд. В каждом городе на экскурсию обязательно приглашался фотограф, а в некоторые - еще и видеограф.

Общий бюджет проекта получился около 2 млн рублей. Сюда вошла изначальная проработка (визиты в аэропорты), написание общей концепции сценариев экскурсий и их доработка в каждом регионе, а также административные и логистические расходы (фотограф, видеограф, питание, трансфер и тп).

Собираем пазл

Даже если в аэропорту уже были готовые экскурсионные маршруты, чаще всего они не до конца отвечали нашим задачам - не просто рассказать детям о том, как все устроено, но и дать возможность попробовать себя в разных профессиях авиа отрасли. На ТЗК экскурсии и вовсе никогда не проводились, а в качестве экскурсовода были назначены наиболее активные сотрудники компании на волонтерской основе. У них не всегда был подходящий опыт, у многих не было навыков публичного выступления или общения с подростками. Поэтому при подробной разработке сценария с обоими представителями от каждого из 10 городов-участников проекта мы дополнительно созванивались лично и общими усилиями допиливали экскурсию.

Важным моментом здесь оказалась обратная связь от самих детей. Еще на этапе общей креативной разработки сценариев экскурсий, мы собрали фокус-группу из релевантных участников - школьников старших классов с математико-физическим уклоном. На ней мы выяснили, что игровые механики, квесты и прочие "заигрывания" воспринимаются ребятами как "детские", и для них актуальна более серьезная подача материала.

Для того, чтобы экскурсия не была слишком "сухой", мы старались добавить туда интерактива - столько, сколько нам были готовы согласовать службы безопасности аэропорта и ТЗК. А также - подключить к участию максимальное количество разных служб и сотрудников. Кинологи? Отлично! Пожарная служба? Круто, давайте! Лаборатория, где можно будет провести опыты с топливом? Конечно, хотим!

Необходимо было также учитывать, что аэропорт, как и ТЗК - это “живая”, функционирующая система. Чаще всего мы слышали слова “если получится…”, “если будет возможность…”, “по обстоятельствам, если будет время у сотрудников…”. По итогу у нас получились небольшие “блоки”, которые легко могли меняться местами и из которых и вырисовывался сценарий экскурсии - в каждом городе разный, но при этом в чем-то схожий.

Как решить проблему кадрового голода при помощи социального проекта

Галопом по России

Изначально планировалось, что мы проведем все экскурсии в период с сентября по октябрь, с интервалом в неделю между городами. Но оказалось, что в сентябре в большинстве аэропортов большая нагрузка из-за бархатного сезона и отпусков, а в ноябре в большинстве наших регионов уже плотно лежал снег и школьники могли сильно замерзнуть - ведь существенная часть экскурсии проходила на улице. Пришлось максимально сжиматься по срокам и уложить все 10 городов в период с 29.09 по 15.11.

Таким образом, в работе было всегда одновременно несколько городов - пока в одном окончательно устаканивали точную дату и время экскурсии, а также дорабатывали сценарий, в другом уже вовсю шло оформление договоров с подрядчиками и сбор необходимых данных от школьников для служб безопасности. А в третьем в это время уже подводились итоги, собиралась обратная связь и загружались на диски фото- и видеоматериалы.

Основная сложность была в том, что любое изменение нужно было согласовывать с большим количеством не связанных между собой людей и структур - с аэропортом, ТЗК, школой, фотографом, видеографом, автобусом и т.п. Кроме того, и у аэропорта, и у ТЗК всегда были свои требования по оформлению пропусков на нашу группу и чаще всего данные всех экскурсантов необходимо было присылать за несколько дней. Это осложняло взаимодействие со СМИ - они могли сообщить о своем решение приехать буквально за несколько часов до экскурсии. И все-таки в один из городов нам удалось согласовать приезд местного телевидения - зато сразу 2 канала.

В аэропорт Анадырь, который по факту находится в поселке Угольные Копи, и располагается через залив от самого Анадыря, тоже были готовы приехать журналисты. Мы даже согласовали для них дополнительную оплату такси через залив - по-другому в аэропорт не добраться. Но в последнюю минуту они отказались от поездки, так как пришлось снимать оперативный сюжет в Анадыре. Тем не менее, сюжет об экскурсии вышел и в этом городе - мы предоставили материалы, снятые нашим видеографом, и из них журналисты смонтировали ролик. https://www.youtube.com/watch?v=lfUOxj_SDzY

Даже в таком плотном графике, мы успевали в онлайн режиме оценить обратную связь и внести необходимые корректировки в последующие экскурсии. Так, например, мы быстро поняли, что изначально рассчитанных нами 2 часов на экскурсию - очень мало. Ребята живо интересовались происходящим в аэропорту и на ТЗК, задавали много дополнительных вопросов, а еще много времени отнимали процедуры досмотра. Поэтому мы заранее стали договариваться с подрядчиками, что, скорее всего, экскурсия задержится на час или даже больше, и оговаривали условия доплаты в этом случае.

Также мы отказались от идеи, чтобы сами школьники снимали крутой контент во время экскурсии и выкладывали его в соцсети со своими комментариями и отзывами об экскурсии в целом. Мы честно пытались воодушевить ребят сделать такие видео, но подростки-технари стеснялись и не знали, что сказать. На будущее мы сделали вывод, что, когда речь идет об обычных людях (тем более, школьниках), а не блогерах, подобные видео должны быть постановочными и хорошо отрепетированными (особенно - если хочется, чтобы они казались спонтанными и естественными).

Результаты

На данном проекте у нас не было каких-то четких KPI по изначальной задаче по понятным причинам. До момента непосредственно поступления в ВУЗ и, тем более, выбора дальнейшего места работы, у наших экскурсантов пройдет еще немало времени. Однако, исходя из отзывов сопровождающих учителей, а также из наблюдений наших региональных представителей, практически в каждом городе хотя бы несколько школьников всерьез задумались о построение карьеры в авиа отрасли.

Выводы

  • Профориентационные экскурсии - хороший способ привлечь будущих сотрудников в вашу команду. Увидев реальные рабочие места и пообщавшись с реальными же сотрудниками, многие школьники действительно задумались о поступлении в Ульяновский институт и работе на ТЗК.
  • Важно не просто провести формальную "обзорку" - а максимально погрузить экскурсантов в производственные процессы, дать время задать вопросы тем, кто ежедневно выполняет эту работу.
  • Привлекайте партнеров и СМИ - с социальными проектами сотрудничают чаще охотнее, чем с коммерческими. Но учитывайте, что, скорее всего, точного ответа - будет ли материал или нет - вам не дадут до последней минуты.
11
Начать дискуссию