Как решить проблему кадрового голода при помощи социального проекта
В России — исторический минимум безработицы. Борьба за хорошие кадры (да и вообще хоть за какие-нибудь) идет нешуточная. А что делать, если ваше производство/рабочие места находится не в Москве или других крупных городах, а там, куда никто особенно не стремится — например, в Анадыре? Рассказываем на примере проекта БФ "Добрый город Петербург" и крупной нефтегазовой компании.
Из статьи вы узнаете:
- работающую механику профориентационного проекта в рамках КСО;
- несколько менеджерских лайфхаков (и пару фейлов) для организаторов корпоративных сетевых акций;
- особенности взаимодействия с молодежью.
В деревню, в глушь, в Саратов
Наш клиент - один из лидеров на розничном авиатопливном рынке России. У компании множество филиалов по стране, в том числе в малонаселенных и труднодоступных регионах. Процессы, связанные с авиатопливом и заправкой самолетов, высокотехнологичны и жестко регламентированы, поэтому сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией. Ее можно приобрести в авиационном институте в г. Ульяновск, где у наашего клиента даже есть бесплатные квоты на обучение. Но вот беда - после обучения молодые ульяновцы не хотят ехать работать на Чукотку, в Бурятию или даже просто Сибирь - и в итоге там образуется большая нехватка кадров.
Чтобы решить эту проблему, придумали следующую схему:
в городах, где постоянно не хватает квалифицированных кадров, провести профориентационно-познавательные экскурсии на ТЗК (топливно-заправочные комплексы) для школьников старших классов;
узнав о возможностях карьеры в авиаотрасли, школьники рассмотрят поступление в институт в Ульяновске (в том числе, по квоте);
- такие выпускники с большей охотой вернутся работать к себе на родину а, может быть, и прихватят кого-то из однокурсников.
Реализацию проекта доверили нашему фонду, поскольку (несмотря на название) мы обладаем большой базой региональных связей и являемся экспертами в области создания обучающих программ.
От Калининграда до Чукотки
Чтобы сделать экскурсии более привлекательными и насыщенными, было решено привлечь к сотрудничеству аэропорты, а в части случаев - и авиакомпании.
Экскурсии были запланированы в 10 городах России: Анадырь, Калининград, Красноярск, Мурманск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Улан-Удэ, Саратов и Ульяновск. Очевидно, что в этих городах были совершенно разные изначальные условия. Различались размеры ТЗК и аэропортов, доступные к посещению зоны, количество готовых взаимодействовать сотрудников, в целом наличие разных дополнительных служб и возможность их интеграции в нашу экскурсию.
Поэтому первым этапом стало изучение и анализ ситуации в каждом городе. Для этого мы подготовили специальный опросник и связались с представителями от аэропорта и ТЗК по каждому из городов. В большинстве нужных регионов у нас были проверенные исполнители, которых мы попросили приехать в аэропорт и, вместе с ответственными сотрудниками, прикинуть примерный план экскурсии, а также оценить местную специфику (есть ли место, где дети смогут перекусить, что можно посмотреть дополнительно, какие интерактивы возможны). В тех городах, где очная встреча по каким-то причинам не сложилась - созванивались по телефону или зуму.
После этого стало возможным рассчитать бюджет проекта. Затраты на каждый город различались от 112 тыс руб до 170 тыс руб - в зависимости от количества школьников, которых были готовы принять аэропорт и ТЗК, наличия или отсутствия возможностей для питания, выделенного для экскурсии времени и тд. В каждом городе на экскурсию обязательно приглашался фотограф, а в некоторые - еще и видеограф.
Собираем пазл
Даже если в аэропорту уже были готовые экскурсионные маршруты, чаще всего они не до конца отвечали нашим задачам - не просто рассказать детям о том, как все устроено, но и дать возможность попробовать себя в разных профессиях авиа отрасли. На ТЗК экскурсии и вовсе никогда не проводились, а в качестве экскурсовода были назначены наиболее активные сотрудники компании на волонтерской основе. У них не всегда был подходящий опыт, у многих не было навыков публичного выступления или общения с подростками. Поэтому при подробной разработке сценария с обоими представителями от каждого из 10 городов-участников проекта мы дополнительно созванивались лично и общими усилиями допиливали экскурсию.
Для того, чтобы экскурсия не была слишком "сухой", мы старались добавить туда интерактива - столько, сколько нам были готовы согласовать службы безопасности аэропорта и ТЗК. А также - подключить к участию максимальное количество разных служб и сотрудников. Кинологи? Отлично! Пожарная служба? Круто, давайте! Лаборатория, где можно будет провести опыты с топливом? Конечно, хотим!
Необходимо было также учитывать, что аэропорт, как и ТЗК - это “живая”, функционирующая система. Чаще всего мы слышали слова “если получится…”, “если будет возможность…”, “по обстоятельствам, если будет время у сотрудников…”. По итогу у нас получились небольшие “блоки”, которые легко могли меняться местами и из которых и вырисовывался сценарий экскурсии - в каждом городе разный, но при этом в чем-то схожий.
Галопом по России
Изначально планировалось, что мы проведем все экскурсии в период с сентября по октябрь, с интервалом в неделю между городами. Но оказалось, что в сентябре в большинстве аэропортов большая нагрузка из-за бархатного сезона и отпусков, а в ноябре в большинстве наших регионов уже плотно лежал снег и школьники могли сильно замерзнуть - ведь существенная часть экскурсии проходила на улице. Пришлось максимально сжиматься по срокам и уложить все 10 городов в период с 29.09 по 15.11.
Таким образом, в работе было всегда одновременно несколько городов - пока в одном окончательно устаканивали точную дату и время экскурсии, а также дорабатывали сценарий, в другом уже вовсю шло оформление договоров с подрядчиками и сбор необходимых данных от школьников для служб безопасности. А в третьем в это время уже подводились итоги, собиралась обратная связь и загружались на диски фото- и видеоматериалы.
Основная сложность была в том, что любое изменение нужно было согласовывать с большим количеством не связанных между собой людей и структур - с аэропортом, ТЗК, школой, фотографом, видеографом, автобусом и т.п. Кроме того, и у аэропорта, и у ТЗК всегда были свои требования по оформлению пропусков на нашу группу и чаще всего данные всех экскурсантов необходимо было присылать за несколько дней. Это осложняло взаимодействие со СМИ - они могли сообщить о своем решение приехать буквально за несколько часов до экскурсии. И все-таки в один из городов нам удалось согласовать приезд местного телевидения - зато сразу 2 канала.
Даже в таком плотном графике, мы успевали в онлайн режиме оценить обратную связь и внести необходимые корректировки в последующие экскурсии. Так, например, мы быстро поняли, что изначально рассчитанных нами 2 часов на экскурсию - очень мало. Ребята живо интересовались происходящим в аэропорту и на ТЗК, задавали много дополнительных вопросов, а еще много времени отнимали процедуры досмотра. Поэтому мы заранее стали договариваться с подрядчиками, что, скорее всего, экскурсия задержится на час или даже больше, и оговаривали условия доплаты в этом случае.
Также мы отказались от идеи, чтобы сами школьники снимали крутой контент во время экскурсии и выкладывали его в соцсети со своими комментариями и отзывами об экскурсии в целом. Мы честно пытались воодушевить ребят сделать такие видео, но подростки-технари стеснялись и не знали, что сказать. На будущее мы сделали вывод, что, когда речь идет об обычных людях (тем более, школьниках), а не блогерах, подобные видео должны быть постановочными и хорошо отрепетированными (особенно - если хочется, чтобы они казались спонтанными и естественными).
Результаты
На данном проекте у нас не было каких-то четких KPI по изначальной задаче по понятным причинам. До момента непосредственно поступления в ВУЗ и, тем более, выбора дальнейшего места работы, у наших экскурсантов пройдет еще немало времени. Однако, исходя из отзывов сопровождающих учителей, а также из наблюдений наших региональных представителей, практически в каждом городе хотя бы несколько школьников всерьез задумались о построение карьеры в авиа отрасли.
Выводы
- Профориентационные экскурсии - хороший способ привлечь будущих сотрудников в вашу команду. Увидев реальные рабочие места и пообщавшись с реальными же сотрудниками, многие школьники действительно задумались о поступлении в Ульяновский институт и работе на ТЗК.
- Важно не просто провести формальную "обзорку" - а максимально погрузить экскурсантов в производственные процессы, дать время задать вопросы тем, кто ежедневно выполняет эту работу.
- Привлекайте партнеров и СМИ - с социальными проектами сотрудничают чаще охотнее, чем с коммерческими. Но учитывайте, что, скорее всего, точного ответа - будет ли материал или нет - вам не дадут до последней минуты.