6-й кофе в подарок. Как создать SAAS сервис из MVP

Я большой любитель кофе, и, объективно, могу сказать, что знаю разницу между робустой и арабикой, вкусным кофе и не очень. Однако! Год назад мне пришла идея заменить бумажные карточки на кофе телеграм ботом, чтобы наконец получать свой бесплатный кофе не зависимо от того, взял я карточку или нет! Как это было я писал в этой статье.

С тех пор прошел год, и я хочу поделиться своим путем и проблемами, а самое главное, рассказать как получилось, что простой проект на коленках перерос в SAAS сервис.

6-й кофе в подарок. Как создать SAAS сервис из MVP

Неожиданный спрос

После публикации статьи на VC она неожиданно для меня получила хороший отклик, а в личку начали писать владельцы кофеен с просьбой предоставить им бота на замену печатным карточкам. Просьбы я воспринял позитивно и начал персонально для каждой компании настраивать систему лояльности. На 10-й компании постепенно начало приходить осознание, что времени тратиться на каждого бота часа по 4 + согласование текстов и картинок. А еще благодарность на хлеб не намажешь.

Список проблем:

  • уходит много времени на то, чтобы запустить систему
  • неудобно менять данные внутри бота
  • сложно оказывать поддержку, когда у каждой компании свой независимый бот
  • невозможно масштабировать проект по причинам выше

При этом мне продолжали писать компании, которые бы хотели подключить бота и через полгода список был значительным, а отклик от тех, кто пользовался системой был положительным. Постепенно начали приходить компании по сарафанному радио.

Решение создать SAAS сервис

По прошествию времени мне стало понятно, что мой небольшой проект хорошо сработал как MVP, при этом идея оказалась не просто чем-то креативным, а достаточно полезной для кофеен.

Бариста рассказывает гостям и показывает qr. У нас многие уже знают и сами сразу называют сотруднику код для добавления чашки. Это очень классно для любителей кофе, кто ходит к нам каждый день. И благодаря возможности получить чашку в подарок мы становимся для них кофейней первого выбора

Снежана — Bravos Coffee

Лучше чем клиент я бы не придумал) Благо отзыв настоящий!

Еще одним стимулом к тому, чтобы запустить сервис послужило предложение от крупной сети подключиться к системе, при условии, что будет удобная админ панель, где можно будет управлять список ботов.

Под это дело я выделил немного своего времени, разработчика, и мы приступили к переработке проекта.

Шаг 1 — создаем админку для генерации ботов

В первую очередь, необходимо было решить проблему с созданием ботов. Я хотел, чтобы можно было зайти в админку, нажать кнопку создать, ввести токен бота, сохранить, после чего бот былы бы готов к работе.

На разработку базового сервиса ушло несколько дней, при этом мы перенесли функционал бота, и при создании наш новорожденный мог даже выдавать чашечки, но не работало много функций вроде рассылки и изменения данных. Потратив еще пару дней мы смогли перенести весь функционал, разбить данные на переменные, и разнести это все по формам.

На выходе получилось то, что задумывали, но выглядело это примерно так.. правда убого? Зато работало.

Не нужно наводить красоту, и заботиться о дизайне особенно для административной панели в которой работать будете только вы. Однако не мешает использовать готовую библиотеку вроде Bootstrap, чтобы потом можно было перетянуть шаблон без лишних затрат

Через пару недель перетянули дизайн на более юзабильный с помощью готовой темы

Шаг 2 – тестируем новую систему на пользователях

Наш маленький SAAS был готов, поскольку ко мне продолжали обращаться компании, их я уже начал подключать через админку. И, божечки, как это удобно и быстро! Возможно в какой то момент я даже заплакал от счастья.

В процессе подключения начал получать обратную связь о багах в функционале, что дало хороший стимул для оперативной доработки сервиса.

Поскольку проблема с подключение была решена, второй по важности запрос был в том, чтобы у каждого администратора была возможность настраивать под себя систему.

Решить эту задачу было интересно по причине того, что часто бот воспринимается как текстовый помошник, но изначально мне понравилась идея веб приложения внутри телеграм. По этому весь функционал решил делать именно в нем.

Админ приложение внутри бота

Сделали для супер-администратора 3 вкладки: Кофе, Пользователи, Настройки. У каждого свои функции.

  • Кофе - интерфейс для получения бонусов. Для администратора оставил, чтобы могли тестировать. Ну и может они тоже хотят получать бонусы;
  • Пользователи - можно видеть всех, кто добавляется в бота, и есть возможность выдавать админ права;
  • Настройки - редактирование полей и картинок приложения. Сделали так, что настроить можно под любой бизнес и выдавать, например, бонусы при продаже самолетов(ведь они теперь так нам нужны).

Шаг 3 – подключаю монетизацию проекта

Если сервис хороший и приносит пользу, то такой сервис не может быть бесплатным. И если вам кажется по-другому, и вы можете привести примеры такого сервиса, то, скорее всего, вы не знаете, на чем этот сервис делает деньги. Но! Я решил для маленьких компаний с одним администратором сервис сделать бесплатным. Для начинающих компаний это хорошее подспорье, а для тех, кто умеет считать деньги, это выгодно.

Как работает оплата в сервисе

6-й кофе в подарок. Как создать SAAS сервис из MVP

Каждому боту созданному в системе присваивается дата окончания триала, после чего состояние в админке меняется с "триал" на "требуется оплата". Это является индикатором для того, чтобы проверить кол-во активных администраторов. Если их больше 1-го, то формируется счет на оплату(для самых умных кол-во логируется).

В момент оплаты суперадмину приходит счет прямо в бота. После оплаты приходит ответ из платежной системы на сервер, и если оплата прошла успешно, бот активируется.

Шаг 4 – услышать пользователей и доработать сервис

Изначально бот был достаточно простым. Он фактически выполнял роль печатных карточек. А накопить можно было только один стаканчик, после чего его нужно было обязательно получить.

От нескольких компаний получил хорошие предложения:

  • Не хватает карточки клиента, сейчас просто приходит код, и не понятно сколько человеку осталось до бонуса. Или по крайней мере как его зовут;
  • Хотим добавлять не по одному стакану, а по несколько, часто приходят клиенты и покупают кофе не только для себя, но и для коллег и близких;
  • Было бы здорово, если бонусные стаканчики можно было бы собирать, а получать в любой момент.

Запросы показались очень дельными и в несколько итераций сервис был доработан.

Сделали карточку клиента, как только пользователь отправляет запрос, администратору приходит карточка с информацией о клиенте и его накоплениях.

Убрали ввод кода, заменили на кнопки и сделали возможность добавлять до 4-х чашек сразу(редко кто-то берет больше).

Сделали накопление бонусных стаканчиков. Теперь нет ограничений на кол-во. Чтобы получить бонус нужно нажать на кнопку.

Итог

Я запускал много своих сервисов, но ни разу у меня не получалось подружиться с аудиторией проекта и совместно создать сервис, который бы нес ценность для конечного потребителя. В этот раз повезло )

Спасибо аудитории VC за обратную связь и за возможность рассказать свою историю.

Если хочется попробовать бота пишите мне в телеграм демо бота можно попробовать тут, если вам повезет я успею пробить вам кружечку )

Демо бот 6 кружка в подарок
Демо бот 6 кружка в подарок
33
3 комментария

Отличный результат. Я делаю аналогичный проект. Сталкиваюсь с тем, что некоторые клиенты просят определенные доработки под свою специфику. Быстрое внедрение подобных изменений считаю сильной стороной своего продукта. На счет оплаты - первое время приходилось как-то учитывать кто и когда должен платить. В итоге перевел всех клиентов на оплату первого числа каждого месяца и стало проще жить ) При подключении нового клиента период до первого платежа в подарок.

1
Ответить

У меня в сервисе подписка. Деньги списываются автоматом.

У вас счета выставляются?

Ответить