{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Главный вопрос бизнес команде: Почему? или Зачем?

Agile-компании – это проактивные организации, которые реагируют на события не постфактум, а прогнозируют их, работают на опережение, анализируют рынок, следят за его изменениями, выявляют новые потребности клиентов с помощью обратной связи и создают ценные продукты быстрее конкурентов.

Вопросы «Почему?» и «Зачем?» – это вопросы Ретроспективы. На ней мы анализируем предыдущий опыт команды.

Важное наблюдение, которым хотим с вами поделиться: не все видят разницу между словами “зачем” и “почему”.

По-английски оба эти слова звучат как “why”.

То есть в английском языке это одно и то же.

Поэтому вопросы “Зачем?” и “Почему?” ставят иностранцев, изучающих русский, в тупик. Но и многие носители русского языка не видят разницы, что очень хорошо заметно, например, на Ретро, когда участники команды подводят итоги Спринта, вспоминают, что не получилось и какие были трудности.

Мы решили проанализировать и пришли к ряду выводов, минутка теории от нашей Школы agile-коучей в бизнесе:

Почему? – это “по какой причине”.

В причинно-следственной связи спрашивают о причине.

Что вас побудило так сделать?

Чтобы ответить, вы ищете причину (обстоятельства, виновников и т.д.).

Вопрос “почему?” и ответы на него – это маркеры реактивного мышления/поведения.

Поведение “от”, когда человек объясняет свои действия лишь внешними причинами и перекладывает свои неудачи и ответственность за них на других людей или обстоятельства, ищет виновников, жалуется – он мыслит реактивно (раздражитель – реакция). Реактивные люди зависят от физических условий окружающей среды, от отношения к ним близких людей, коллег, соседей, правительства. Т. е. что-то случилось – и я реагирую.

Кстати, нормальная реакция живого организма. Но пребывать в этом состоянии – значит, прекратить развиваться.

Зачем? – “с какой целью”.

В причинно-следственной связи спрашивают об ожидаемом следствии.

Что вы хотели получить?

Чтобы ответить, вы определяете цель (и здесь всегда есть место выбору).

Вопрос “зачем?” и ответы на него – это маркеры проактивного мышления/поведения.

Поведение “к” или “для”, когда человек берёт ответственность на себя и сам определяют свою реакцию на раздражители, когда реализует свой уникальный человеческий потенциал, саморазвивается, анализирует обстоятельства, обладает свободой выбора, когда способен контролировать эмоции – он мыслит проактивно.

Резюмируем:

  • Реактивный тип («Почему») ждёт распоряжений, каких-то событий, и только потом начинает действовать – плывёт по течению.
  • Проактивный тип («Зачем») инициативен, он не дожидается команды сверху, ищет решения, самоорганизуется, саморазвивается – берёт судьбу в свои руки.

В жизни каждого из нас есть примеры как реактивного, так и проактивного поведения. Просто нужно стремиться, чтобы проактивных решений было больше.

На наш взгляд, проактивное мышление отражает зрелость личности, её взросление. Да, бывает, что нам действительно нужно узнать предысторию события, причину действия.

И вот наши выводы из практики agile в бизнесе:

Часто на ретроспективе можно услышать вопросы:

  • Почему вы (команда) это сделали?
  • Почему вы так поступили?

Такая формулировка вызывает у людей желание защищаться, оправдываться.

Если заменить «почему» на «зачем», то энергия команды сразу повышается. Мы словно переключаем тумблер с реактивного режима на проактивный.

  • Для чего?
  • Для какой цели?
  • …чтобы что?

Так что учимся формулировать вопросы правильно.

Потому что проактивное поведение – более осознанное, а «Зачем?» – это вопрос с проекцией на будущее.

Казалось бы, такой маленький нюанс, но именно внимание в мелочам и позволяет нашим agile-коучам проводить успешные agile-трансформации в бизнесе, а их командам достигать поставленные перед ними цели.

P. S. Смогли определить, какой тип преобладает в вашей жизни больше – реактивный или проактивный?

P.S. Присоединяйтесь к телеграм каналу “Agile в бизнесе”, чтобы узнать все подробности востребованной профессии “Аджайл-коуч в бизнесе”, также в канале найдете много полезной информации, в том числе аджайл-инструменты, аджайл-литературу, кейсы в медицине, отельном бизнесе, производственной сфере.

Лидер agile business school “аджайл в бизнесе” - Ася Андреева

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда