О чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении

Несколько лет на тренингах, мастер-классах и лекциях я рассказываю слушателям про креативное мышление. Что это за феномен? Почему он так важен и почему креативностью заинтересовались в последние годы? Почему это стало модно?

Я рассказываю о том, что на самом деле не существует никакого отдельно взятого «креативного» мышления. Так же как не существует и какого-то специального «правополушарного», «эффективного», «системного» или какого-либо другого отдельного мышления.

О чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении

Мышление, мыслительная деятельность человека — это процесс. Мозг сам по себе не переключается в режим креативности или системности. Он работает всегда, по определённым моделям, шаблонам и паттернам, или в том режиме, который выбрал для себя обладатель этого самого мозга.

Пожалуй, самая распространенная формула креативности сводится к способности находить нестандартные решения стандартных проблем. В этой части много спекуляций и манипуляций. К примеру, на большинстве тренингов и занятий вам предложат стандартный набор задачек про девять точек, про человечка в блендере, про замерзающую антенну на северном полюсе или про каких-нибудь других волка, козу и капусту. Несмотря на кажущуюся «креативность» подобных задач, это как раз и есть самый настоящий стандарт. Каждый школьник знает, как соединить точки и в какой последовательности перевозить на пароме несчастных животных. Стандарт заключается в одном, максимум, в двух решениях задач. И самое неприемлемое в таком подходе в обучении креативности в том, что в жизни вам больше нигде не встретятся девять точек и никто вас не уменьшит до размера пятицентовой монетки. Да и умение решать хрестоматийные задачи далеко от креативности. Тренировка логики — вещь полезная, но неожиданных результатов как правило не приносит.

Другая крайность заключается в том, что под креативностью принимается некая бесшабашность, подкрепляемая широко обсуждаемой «свободой творчества». Все же знают, что для художников нет границ, а полёт фантазии не остановить! Здесь необходимо понять, что творчество, направленное во вне личности и во внутрь — это те самые «две большие разницы», творчество для профессионала всегда будет антагонистом любительскому творчеству во всех сферах. Поэтому я убеждаю людей не сравнивать свой креатив с чужим, не упираться в бесшабашность, а спокойно посмотреть внутрь себя.

Я рассказываю о том, что личность — это система, что наши привычки и притязания, осознанные и неосознанные поступки, все части целого образа жизни — это и есть составляющие нашего креативного мышления. Если мы как личность — это система, законченная структура, цепь, то следует заботиться о всех звеньях этой цепи. Выпадает один элемент — вся системя нарушается. Это применимо и к человеку, и к семье, и к бизнесу, которым человек занят.

На этом я делаю большой акцент — надо сразу понимать, что креативное мышление — это инструмент не только творчества. Это инструмент построения системы в себе самом, в окружающей жизни, в отношениях с людьми, в бизнесе, в работе больших и малых компаний.

За много лет изучения теории и внедрения практики я выделил четыре сферы нашей общей креативности.

Первая — это эмоциональная сфера. Она включает в себя творческие и межличностные практики. Невозможно ничего созидать при отсутствии ярких эмоций, в состоянии подавленности и уныния. Важно развитие эмоционального интеллекта, доказано уже, что это едва ли не основа созидательного настроения, физического здоровья и построения отношений в социуме. К черту все эти IQ! Никому не нужны ваши баллы! Да и стандартизированных тестов айкью не существует. А если — кто-то будет спорить, употребляя Айзенка или Кетэлла — то тем более, к чёрту. Там где заранее заложен стандарт результата, нет места креативу!

О чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении

Вторая — это возможности. Да, у всех они разные, кто-то более, кто-то менее талантлив в чём-либо. Хорошая новость в том, что в этой парадигме вообще нет отрицательных значений. Ну это вроде того, что говорят хорошие учителя в школах: «Нет неталантливых детей!». Возможности — штука индивидуальная, интуиция, право- и левополушарные мыслительные связи, выстраивание логических цепей, понимание процессов, восприятие цвета и звука, по-разному развитые каналы обработки информации. Здесь и инкубационный период и способы переключения режимов мозга. В этом разделе вот это всё. Все люди разные и нет ни одного умения, навыка или качества в человеке, которое не нужно было бы совершенствовать.

О чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении

Третья сфера — это образы. Образное восприятие мира. Визуальное мышление, умение увидеть и сопоставить, оценить и «нарисовать в уме». Образ может быть и звуковым, и кинестетическим. Главное, что это — умение абстрагировать ситуацию, объект и предмет мысли. Эту сферу важно развивать постоянно. Для регулярных упражнений на тему образов нужны спонтанность и осознанность. Об этих двух характеристиках я хочу как-нибудь поговорить отдельно с переходом в любимый трансактный анализ.

Четвёртая сфера — смыслы. Я выделил их отдельно, хотя и здесь есть о чем порассуждать. На мой взгляд есть отдельные виды деятельности, которые тренируют в нас создание смыслов и их обобщение. Творческие письменные практики, анализ среды, специально подготовленная игровая деятельность — всё это методы, связанные со смыслами. Кроме этого, на проблему смыслов можно и нужно смотреть с точки зрения созданных продуктов, произведений творчества, результатов креатива. Все они должны быть осмысленными и социально значимыми, нацеленными на дальнейшее развитие. Креатив в тупике — мёртв. Креативное мышление не может быть конечным и логически завершённым, иначе сама природа креатива начнет противоречить сама себе. Осмысление, в том числе, помогает понять необходимую степень креатива в зависимости от социального контекста. Например, изобретение вечного двигателя может (и должно!) быть вечным, но остановиться когда-нибудь все же понадобится, чтобы это изобретение могли бы использовать люди в контексте вашего времени. Они пусть используют, а вы, если хотите, изобретайте дальше, никто не запрещает.

О чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении

Еще раз повторю, что креативное мышление — всего лишь совокупность методов и приемов для осуществления созидательной, творческой деятельности и/или создания продуктов мышления. Инструмент для придумывания чего-либо в любой области человеческого бытия. А, значит, применим в отношении личностного роста, социальных отношений, бизнес-задач и в решении глобальных проблем.

Вот о чем я говорю, когда говорю о креативном мышлении.

Андрей А. Сорокин, [email protected]

485485 показов
5252 открытия
1 комментарий

скорей всего о креативном мышлении

Ответить