Партнерство в бизнесе. Опыт и решения

Если Вы намерены создать бизнес с партнером, то прежде всего необходимо ответить на главный вопрос – ради чего такие партнерские отношения создаются. Если ответом служит финансовые вложения партнера, то каждый, кто побывал в партнерстве, скажет Вам – если для проекта нужны деньги, то оформите кредитную линию для бизнеса, найдите инвестора, ведь рынок ссудного капитала огромен, но ни в коем случае не вступайте в партнерство ради денег. Партнерство – это материальные и нематериальные активы, возможности, инструменты в самых широких смыслах.

Если вы решили объединиться с партнерами, то вам необходимо обратить внимание на условия такого партнерства. Все, кроме ваших рукопожатий, должно быть зафиксировано на бумаге и закреплено подписями сторон. Если договоренностей нет на бумаге, то этих договоренностей нет вообще.

Если человек отказывается подписывать с вами бумаги в самом начале ваших отношений, задумайтесь, а не откажется ли он от своих обязательств чуть позже, если уже на самом старте он увиливает от ответственности и не готов подтвердить данные вам обещания своей подписью и бумагой. Вам не надо составлять эти бумаги самим, этим занимаются юристы. Поэтому аргумент «не хочу возиться с бумагами» должен быть для вас спекуляцией.

Запуск проекта с партнерами обусловлен не только объединением ресурсов для реализации, но и психологическими аспектами. Это эффективнее и порой даже быстрее.

Основные риски и аспекты в партнерстве:

1. Отсутствие договоренностей по зонам ответственности, то есть кто и чем занимается. Распределение зон, как правило, обеспечивается по бизнес-процессам: маркетинг, персонал, бухгалтерия и налоги, активы материальные и нематериальные, сайт и персональные данные, разработки и интеллектуальные (авторские) права, финансирование и заемные средства, и другие.

2. Отсутствие договоренностей о последствиях ошибок, то есть ответственности. Если один из партнеров совершит ошибку или недосмотр при работе с персональными данными, то кто из партнеров будет нести за это ответственность и в каком размере? Если в результате работы другого партнера компанию привлекут к ответственности за нарушение Закона «О рекламе», кто и в каком размере будет за это отвечать? Ведь это очень не по-партнерски, когда один работает внимательно и аккуратно, а другой постоянно совершает ошибки и компанию постоянно штрафуют, за счет чего размер чистой прибыли уменьшается, и эту прибыль партнеры делят пополам. И разве это честно, когда действия одного партнера приносят прибыль, а действия или бездействия другого – убытки, но его убытки делит с ним добросовестный партнер?

3. Стоимостное оформление активов партнеров. Активы при создании компании или вступлении в существующий бизнес нового партнера. Каждый из партнеров должен зафиксировать, каким активом он входит. У одного есть помещение, а у другого – авторская разработка. У одного есть команда, а у другого – пул заказов. У одного есть веб-сервис, а у другого – деньги. Каждый из активов необходимо оценить, хотя бы для самих себя, и обозначить их. Безусловно, необходимо это отразить в документах, о которых пойдет речь далее.

4. Условия распределения прибыли. Если ваш проект подразумевает направлять все полученные денежные средства в течение двух лет на развитие бизнеса и партнеры не вправе обращать эти деньги в дивиденды, то это условие необходимо прописать в соглашении, как и создание резервного фонда, расходов на маркетинг и другие финансовые решения. В противном случае возникает один из самых частых конфликтов, при котором один партнер хочет развивать бизнес, а другой – получить первую прибыль. Выемка денежных средств из только начавшего рост бизнеса может привести к краху всего проекта, однако второй партнер может иметь либо иное мнение, либо огромное желание получить первую прибыль.

5. Условия найма сотрудников, кто принимает решения, могут ли приниматься в компанию чьи-то родственники и на каких условиях. Это одна из самых неприятных тем. Изначально сторонам достаточно просто достичь данных договоренностей, но позже будет достаточно проблематично. Оговорка данного условия позволит не создавать коалиций, избежать ряда манипуляций и ненужного расширения информационного поля.

6. Условия оформления и передачи интеллектуальных прав, бренда и иных авторских решений. Это то, что на этапе создания бизнеса не имеет большой материальной ценности. Данная ценность скорее идейная. Но когда проект запущен и выпущен на рынок, когда обеспечена маркетинговая стратегия и создан бренд, когда проект становится прибыльным и узнаваемым, вот тогда и возникает данный нюанс. Его необходимо обговорить заранее.

7. Индексация стоимости активов. Об этом забывают практически все, за исключением очень опытных бизнесменов, за плечами которых не один десяток проектов. Рынок меняется, курс валют не прогнозируем, меняются ценности. Но Ваши активы не должны обесцениваться. Если актив подлежит оценке, индексируется исходя из внешних факторов, то установить порядок изменения его стоимости не составляет труда. А вот если актив сам находится в динамике и рынок не стабилен, то необходимо установить алгоритм индексации его стоимости или установить зависимость от оценочной стоимости. При этом оценка, как мы знаем, это субъективный инструмент и может поддаваться давлению извне.

8. Режим работы и отдыха. Когда один партнер постоянно или не вовремя отдыхает, а другой работает за двоих, но прибыль делят согласно долям 50/50, то это создает конфликт. Когда один партнер вытягивает 9 зон из 10, а другой ссылается на депрессию и бездействует, но прибыль делят поровну, то это конфликт. Когда один покрывает убытки, а другой ссылается на отсутствие денег, то это конфликт. Все условия необходимо обговорить заранее и зафиксировать.

9. Досрочный выход из проекта одного из участников. Очень много проектов остановились в реализации на этапе создания бизнес-плана, потому что один из участников решил выйти из него, а остальные участники, уже вложившие в проект свои ресурсы, теперь вынуждены справляться без него. И не так велики потери, если пожелавший выйти участник не был ключевой фигурой. Куда сложнее, когда он был стержнем проекта и теперь без него этот проект реализовать практически невозможно. Понесли ли другие участники убытки в случае выхода их партнера из проекта? Конечно. Это могут быть финансовые издержки, привлеченные ресурсы, человеческие ресурсы, затраченное время, которое теперь становится потерянным, идеи, которые были созданы в результате проработки и анализа рынка.

10. Не создавать конкуренцию – это один из самых непростых для соглашения условий, но крайне важный и необходимый. Критерии определения конкуренции, пожалуй, одни из непростых аспектов, но так же подлежащих к согласованию.

11. Репутационные риски. Они сложно оцениваемые и каждый раз переписывать документы с партнерами при изменении обстоятельств не конструктивно, поэтому лучше применить формулу для расчетов. Она может быть позаимствована у юристов, риск-менеджеров или составлена самостоятельно.

Это некие риски, наиболее часто возникающие. Однако бизнес-рискам и финансовым рискам стоит уделить особе внимание. Мне, как юристу по бизнес-процессам, ежедневно приходится сталкиваться с самыми разными историями и ситуациями: от примитивных, но болезненных, до изощренных и эмоционально вакуумных.

Для исключения рисков или хотя бы их минимизации, управления такими отношениями будущих предпринимателей есть отдельный инструмент – соглашение об учреждении общества и договор об осуществлении прав участников общества. Это два самостоятельных документа и регулируют бизнес на разных этапах.

Договор об учреждении общества определяет порядок совместной деятельности учредителей по учреждению компании, размер будущего уставного капитала, размер, сроки и порядок оплаты каждой доли в уставном капитале, компенсацию при досрочном прекращении права на имущество, в том числе на интеллектуальные права, которые были переданы компании в качестве вклада в уставный капитал, возврат такого имущества или его оставление в распоряжении компании на конкретный срок, неустойку за неоплату доли в уставном капитале, если нарушен срок или порядок оплаты такой доли.

Договор об осуществлении прав участников общества устанавливает обязательство учредителей по согласованному осуществлению действий, связанных с созданием общества. В нем прописываются обязанности партнеров и необходимые действия, которые каждый должен совершить, вложения в бизнес, и авторские права, и этапы по созданию бизнеса, и вопросы конфиденциальности, коммерческая тайна. В таком соглашении определяется порядок осуществления совместной деятельности по созданию компании.

Партнерское соглашение не имеет отношения к данным документам. Оно может быть составлено самостоятельно, а может быть внедрено в единый документ.

Вам необходимо распределить роли партнеров, обязанности и то, на что каждая из сторон вправе претендовать на всех этапах реализации проекта и при выходе из него.

Вы можете прописать конкретный график, объем работ, ответственных лиц и срок, к которому все должно быть выполнено, после чего компания должна быть зарегистрирована. Если кто-то из партнеров на этом этапе решит выйти из будущего бизнеса, за это можно предусмотреть ответственность и компенсацию.

Чем успешнее будет становиться ваш проект, тем больше будет разгораться аппетит у партнеров. Предположим, вас два-три партнера, и вы договорились о владении доли в будущем проекте (бизнесе) в пропорции 50/50 или 40/30/30. Но в процессе реализации проекта один из вас посчитал, что он больше вложил в проект, чем все остальные, у него на руках более сильные ресурсы и теперь он хочет 80% от проекта, отдав вам на откуп оставшиеся 20%. Прав он, что вложил больше, или это всего лишь спекуляция, которая проявилась во время совместной работы, не так важно. Важно то, что, не зафиксировав процент владения в проекте изначально, не подписав бумаг, вы создаете почву для этой спекуляции. То есть вы создаете дополнительный риск за собственные деньги и за счет собственных ресурсов.

Текст соглашения об осуществлении прав участников общества нигде не публикуется, но сведения о его наличии отображаются в данных ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц). Такое соглашение не показывается даже директору компании, но о его существовании он должен быть уведомлен под роспись. Директору он не показывается, чтобы не создавать риск влияния на конкретные события, да и к самому директор он не имеет никакого отношения. Но если директор и один из учредителей, который является стороной такого соглашения – это одно и то же лицо, то, конечно, он будет знаком с текстом такого договора.

Этим документом можно устанавливать права и обязанности вплоть до того, как участники должны голосовать на общем собрании, принимая управленческие решения. При определенных правильных манипуляциях можно защитить миноритарного участника от ответственности, но при этом заставить мажоритарных участников подчиниться воли миноритарного владельца.

Соглашение об осуществлении сторонами прав и обязанностей – самый эффективный способ решения наиболее частых конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, с очень высокой процентной вероятностью возникают между партнерами в бизнесе после первых финансовых потоков прибыли. Данное соглашение применяется и к обществам с ограниченной ответственностью, и к акционерным обществам любого типа.

В случае, если партнеры приглашают в свой бизнес нового партнера или нового руководителя, единственное, что они должны сделать, это уведомить его о наличии такого соглашения, не раскрывая его текста.

Можно договориться о согласованности действий только в части. Можно иметь наемного директора, но при этом оставить за собой полный контроль над компанией.

С помощью этих документов может управлять и инвестор, входя в проект. Помимо инвестиционного договора, крайне эффективно управление через данные договоры. Они дают доступ для прямого корпоративного управления над проектом.

Для реализации бизнеса с партнерами или инвесторами есть механизмы, которые играют в вашу пользу и могут сохранить ваши интересы и деньги.

Эффективность такого подхода к партнерству, их юридическое оформление подтверждено не только опытом крупного, среднего и даже малого бизнеса, но и судебной практикой.

Каждую неделю мы разбираем корпоративные споры и погружаемся в договоренности предпринимателей. У меня есть личный богатый опыт партнерства в бизнесе, в которых меня спасли только бумаги. От душевных ран они, конечно, не лечат, но вот деньги, активы и управление я сохранила полностью. Поэтому лишь в случае надлежащего оформления отношений можно эффективно и менее затратно решить проблему, найти решения.

Я убеждена, что в партнерстве не бывает неудобных вопросов, однако если таковые все же возникают, их поможет решить юрист. Если нет понимания, с какими рисками и проблемами вы можете столкнуться, то их, скорее всего, знает юрист, потому что мы каждый день сталкиваемся с ними, разбираем кейсы других заказчиков, ищем решения и стараемся урегулировать все нюансы до судебных разбирательств.

1 комментарий

Создать свой бизнес очень легко 
Выбрать нишу
Проанализировать рынок 
Создать маркетинговую компанию
И работать)

Ответить