Стоимость проекта. Как оценить?

Стоимость проекта. Как оценить
Стоимость проекта. Как оценить

Введение

В предыдущих статьях мы рассмотрели такие этапы пути как - нахождение идеи, привлечение единомышленников, подготовку ТЗ. Следующим шагом будет расчет экономической выгоды нашего проекта, т.е. понимание стоимости проекта и предполагаемого заработка.

Постановка задачи

Нам необходимо оценить ряд параметров. Сложные финансовые показатели оставим специалистам, тем более у каждого свои ключевые показатели. И всем, как говорится, не угодишь. Но сделать базу для расчета специфичных показателей мы вполне себе можем, так же это позволит удостовериться, что большая часть затрат при оценке нами учтена.

Суть подхода

Мы пройдём несколько шагов, на каждом из которых нас ждут вопросы, которые позволят в результате заполнить условную табличку, пример будет приведен в конце статьи. Её можно модернизировать, изменять и совершать любое действие, которое вы считаете верным. Начнём:

Шаг 1 Необходимо выделить статьи затрат.

Я разделяю термины Затраты и Расходы, но чтобы не усложнять будем считать их примерно одинаковыми, что не верно, но для понимания сути вполне подойдет.

  • Стоимость производства – сюда необходимо отнести все затраты, которые позволяют сделать продукт. В нашем случае ФОТ команды
  • Стоимость Рисков – это отдельный сложный вопрос. Его раскрывать будем в другой статье. Можно пропустить
  • Стоимость эксплуатации результатов проекта (СТП) – например, в рамках реализации проекта применяется итерационный подход, а это затраты как минимум на сотрудников, их надо учесть
  • Стоимость эксплуатации инфраструктуры – сюда отнесем все затраты на обеспечение производства, поддержка информационных ресурсов, стоимость администрирования, я включаю сюда затраты на DevOps специалистов
  • Стоимость общих ресурсов – здесь затраты на тестирование, технических писателей, системных администраторов, где-то штатного психолога и т.д.
  • Стоимость администрирования – сюда включаю затраты на юристов, переводчиков, логистику и другие затраты без которых прожить можно, но всё станет немного сложнее (будут серьезные риски, но об этом в другой раз)
  • Стоимость ПО – тут из названия вроде очевидно, но поясню. Есть специализированное ПО, которое сильно облегчает жизнь и это не только про трекеры задач и вики системы, тут важно помнить о ПО для производственной команды. Есть масса платного ПО, которое в разы упрощает реализацию проекта
  • Стоимость маркетинга – тут наверное комментарии излишни

Шаг 2 Необходимо выделить доходную часть

Сюда мы должны включить все потенциальные способы дохода, который возможен в рамках проекта. Лучше всего поможет специалист по развитию, продажам и маркетингу. Так что опять же лучше обратиться к ним.

  • Выручка от проекта – если проект имеет четкие границы, скорее всего это некий бюджет, а если он живой и постоянно движется, лучше указывать границы оплаты
  • Выручка от технологий – в рамках реализации проекта вы можете получить вполне себе интересные решения и использовать их в рамках других проектов (знаю, в договорах есть пункт об интеллектуальной собственности в рамках реализации проекта, это обязательно нужно учитывать, но также, при реализации вам никто не мешает использовать свои решения, всё очень гибко и лучше обратиться к профессиональному ИТ юристу, уверен они есть)
  • Выручка от поддержки – тут всё очевидно, если проект в ходе реализации уже эксплуатируется пользователем или заказчиком, то он (пользователь или заказчик) уже платит за это. Так как поддержка обычно не входит в реализацию проекта (в рамках опытной эксплуатации конечно мы подключаем и её, но это другое, тут понимать надо (с))

Шаг 3 Необходимо сгруппировать затратные статьи

Тут может быть специфика в зависимости от бизнес-модели, которой придерживается компания, в связи с этим выделим в отдельный шаг. Группировку я предлагаю следующую:

  • Переменные затраты – по факту затраты, которые идут в рамках производства и реализации проекта. Пример – затраты на разработчика
  • Условно-постоянные – выделяются отдельно, так как связаны с производством, но могут быть учтены и в самом производстве. Пример – затраты на обслуживание инфраструктуры.
  • Постоянные – без данных затрат деятельность компании не возможна. Зарплата руководства)
  • Инвестиционные – они есть практически всегда, причин много, для примера можно взять переход на свои мощности (из-за требований безопасности), приобретение оборудования для производства. Пример - покупка оборудования для серверной
  • Коммерческие – тут для простоты укажем все маркетинговые, но сюда относят все затраты необходимые для коммерческой деятельности. Пример – затраты на рекламу, затраты на транспортировку документации по проекту.

Шаг 4 Выделяем показатели для анализа

Напомню, что сразу делать специфические финансовые и инвестиционные показатели можно, но лучше посоветоваться со специалистами. Показатели нам прежде всего понадобятся базовые, которые помогут оценить проект и принять решение. Я обычно выделяю следующие

  • Выручка по переменным затратам – показывает сколько у нас остается денег после производства работ, иногда бывает, что наши остальные затраты не позволяют нам браться за проект
  • Выручка по условно-постоянным – эти данные помогают понять, в каком проекте лучше применять свою инфраструктуру и свои общие ресурсы, а когда лучше привлечь партнеров. Иногда это ощутимо вытягивает проект
  • Выручка с постоянными затратами – тут учтены все наши затраты без учета коммерческих, не во всех проектах они необходимы, иногда к вам приходят как к специалистам отрасли, т.е. затрат вы не несли (конечно такую репутацию надо создать, но целей оценки вполне наглядно)
  • Выручка с коммерческими затратами – тут мы по факту имеем то, что останется после закрытия всех обязательств

Специального показателя для оценки инвестиционных затрат я не указываю, тут всё зависит от специфики бизнес модели и инвестора, но вы можете применять любой, который вам близок, все данные у вас есть

Выводы

Мы рассмотрели структуру для построения модели оценки нашего проекта. С небольшими правками можно посчитать не только ИТ проект, но и производственный. Для наглядности прикладываю ссылку на табличку. Делать вы можете с ней что захотите, тут всё зависит от вас.

Выделение по месяцам делается для возможности сформировать финансовый план, но тут я, наверное, не буду вас утомлять, уверен вы сами разберетесь, если будут трудности, пишите буду помогать

44
Начать дискуссию