Как научиться эффективно учиться

Собрали лайфхаки для дополнительного образования

Как научиться эффективно учиться

Установка на непрерывное образование — важная черта современного мира. По данным The Economist, более 90% американских «миллениалов» готовы доплачивать за то, чтобы получать новые знания. Рассказываем, как не превратить учёбу в надоевшую рутину и получить от неё максимум пользы.

Запрос на дополнительное образование очевиден не только за рубежом. Согласно исследованию ВЦИОМ, 40% россиян в возрасте 25—34 лет считают необходимым ежегодно проходить обучение и осваивать новые навыки, «чтобы не отставать от жизни». Примерно столько же (41%) готовы заниматься этим раз в несколько лет. Каждый шестой признаётся, что ему явно не хватает имеющихся знаний и навыков, чтобы уверенно себя чувствовать на основном месте работы.

Но взрослому человеку усваивать знания существенно труднее. Прежде всего, резервы свободного времени куда меньше: «мешают» семья, дети, одна или две работы. Выделить сколько-нибудь продолжительный период, чтобы посвятить его образованию — не так просто. Свои нюансы привносят физиология и психология. После 30—35 лет возрастает утомляемость, снижается активность, появляются признаки депрессии и выгорания, растут сомнения.

Вместе с тем, осознанное, взрослое обучение отличается рядом сильных сторон. Это наличие чёткой потребности в получении дополнительных знаний, более взвешенной самооценки, опыта и ужé оформленной внутренней мотивации. Люди, вовлечённые в рабочий процесс, видят, как у них самих и у коллег постепенно развиваются полезные и нужные навыки. Отсюда появляется понимание: профессии можно научиться.

Так, опрос менеджеров в IT, о котором мы писали в блоге раньше, показал, что только 15% респондентов считают, что стать хорошим менеджером могут лишь те, у кого есть определённые задатки от природы.

Как научиться эффективно учиться
  • Да, развивать основные навыки можно даже у того, кто до этого никогда не был управленцем
  • Нет, чтобы стать хорошим менеджером, нужно изначально быть человеком с определенным складом ума и характером
  • Научить человека нельзя, но он может сам получить их через опыт работы
  • Затрудняюсь ответить

Однако обучение чему-то новому во взрослом возрасте предполагает выход из «зоны комфорта», постоянное развитие.

«Если ты хочешь добиться чего-то большего, то нужно постоянно актуализироваться. Изменения — естественная часть нашего существа. И этими изменениями можно управлять. Лучший инструмент — обучение. Нас окружают тысячи людей, уже придумавшие, как решить те или иные задачи, и готовые делиться знаниями»

Анвар Хасанов, выпускник курса «Управления командой» Яндекс Практикума.

Приключение на 12 недель

Вопреки распространенному мифу, способности к обучению и усвоению новых знаний у тех, кому 15-20, и тех, кому уже за 30, принципиально не отличаются. Среди прочего это означает, что процесс дополнительного образования не будет отнимать слишком много времени. Стандартный период составляет 10-12 недель. Разумеется, это не значит, что короткие экспресс-курсы или более длительные программы не эффективны. Но три месяца — оптимальный срок, чтобы освоить конкретный навык (например, столько длятся наши курсы «Финансовый менеджмент» или «IT-рекрутер»).

На подготовительной стадии полезно пройти один или нескольких тестов на профессиональную ориентацию. Они помогут определить, какой именно профиль образования необходим для усовершенствования или приобретения компетенций. Например, это CareerExplorer или тест Джона Голланда. Узнать, какая профессия в IT вам подходит, можно с помощью теста от Яндекс Практикума и МГУ.

Дальнейшие стратегии дополнительного образования могут отличаться в зависимости от выбранного студентом сценария:

  • Индивидуальные. Студент самостоятельно составляет программу своего образования, а также критерии эффективности.
  • Неформально групповые. Занятия проходят в небольшом коллективе, между участниками которого есть дружеские и другие неформальные связи.
  • Корпоративные. Занятия проводятся по программе, выбранной работодателем.
  • Социальные. Занятия организуются некоммерческой организацией на основе той или иной образовательной практики.
  • Университетские. Занятия проходят на базе классического вуза. Например, программа «Финансового менеджмента» в Практикуме составлена вместе с НИУ ВШЭ.
  • Наставнические. Обучением руководит преподаватель с авторским курсом.

Независимо от выбранной модели образования, оно должно отвечать нескольким основным принципам.

Во-первых, студент должен четко представлять себе цели и результаты, которых он собирается достичь по окончании курса дополнительного образования. Это принцип осознанности.

Во-вторых, процесс обучения должен идти по изначально утвержденной программе (системность) и согласованному графику без отклонений, пропусков и рывков (последовательность); короткие регулярные занятия в этом случае будут полезнее длинных, но проходящих без системы (регулярность).

В-третьих, полученные знания и навыки должны быть применимы в конкретной практике (практичность).

Наконец, в-четвёртых, необходим постоянный чекинг того, как заявленные цели и задачи обучения соотносятся с путями их достижения и фактическими итогами образовательного курса.

Этот тезис подтверждает опрос менеджеров, о котором шла речь выше. Практика и чёткие дедлайны — главное требование студентов к курсу.

Как научиться эффективно учиться

У меня был план, и я его придерживался

Советы, как упростить процесс обучения, мы сгруппировали в 12 лайфхаков.

  • Тщательно изучите предлагаемые онлайн и оффлайн-курсы, ознакомьтесь с отзывами в соцсетях и на специализированных ресурсах, проверьте квалификацию авторов — образование, стажировки, профессиональные награды, наличие у них публикаций в авторитетных изданиях.
  • Строго соблюдайте график занятий; не пропускайте их, рассчитывая нагнать в дальнейшем, начинайте в одно время, контролируйте тайминг.
  • Определите конкретные бонусы, которые ожидаются по окончании курса.
  • Составьте свои собственные критерии результативности и регулярно сверяйтесь с ними.
  • Кратко обсуждайте итоги занятий с наставником и другими студентами.
  • Во время учёбы отключите мессенджеры, закройте новостные приложения, игры, откажитесь от громкой ритмичной музыки.
  • Соблюдайте режим сна и полноценно высыпайтесь к началу занятий (звучит, почти нереально, но попробовать всё-таки можно!)
  • Составьте предварительно план задач на каждый день с последующим чекингом.
  • Проговаривайте вслух возможные решения задач, которые встречаются в курсе.
  • Пройдите до конца все элементы образовательного цикла.
  • Самостоятельно прорабатывайте проблемные вопросы.
  • Откажитесь на время образовательного курса от других проектов, которые требуют выделения значительных ресурсов — внимания, времени, финансов, физических усилий.

Научиться учиться

В контексте современной системы дополнительного образования — гибкой, многофункциональной, разноплановой и динамичной — приоритетом становится не само по себе посещение курсов, а формирование новых навыков. Прежде всего, речь идет о том, чтобы помочь взрослым студентам правильно выстроить стратегию обучения и добиться от этого процесса максимально возможной эффективности.

В статье 2017 года нейробиолог Рэйчел Ву обращает внимание на факторы поддержания когнитивного развития. Среди них — убеждение в том, что способности не ограничены, а могут быть улучшены при приложении усилий, и комфортная для обучения среда с подходом «пока не получается» вместо «я никогда не смогу». Вооружитесь этими факторами и выбирайте курс: теперь освоить новые знания и навыки будет легче.

55
1 комментарий

Легко, маму с ремнём рядом садить

Ответить