{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Закон Йеркса — Додсона или почему излишняя мотивация мешает в достижении цели

В последнее время очень много говорится о мотивации и её важности в решении тех или иных задач. Казалось бы, чем выше мотивация, тем вероятнее достижение успеха.

Оказывается, не все так просто, и зависимость между уровнем мотивации и эффективностью не является линейной.

В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока.

Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось. Аналогичные эксперименты проводились на людях, которых током никто не бил, а в качестве мотивации использовалось денежное вознаграждение.

Результаты были сходные.

Дело в том, что возрастающая мотивация способна вызвать стресс и, связанные с ним, нежелательные эмоциональные состояния.

Сначала она стимулирует увеличение напряжения в подкорке головного мозга. Чрезмерно сильные импульсы начинают атаковать кору и провоцируют ее разлитое возбуждение.

Вследствие этого возникают ощущения тревоги, страха или беспокойства. В таком состоянии эффективность деятельности снижается.

Всем известны случаи, когда отличник, чрезмерно ответственно относящийся к сдаче экзамена, взяв билет, тут же «забывает» все что знал, на фоне сильного волнения. «Давящий» и угрожающий всякими карами в случае невыполнения задания руководитель тоже не способствует личной эффективности работника.

Более того, чем сложнее выполняемая задача, чем больше внутренних ресурсов требуется для ее выполнения, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

Для задач различной трудности максимальная результативность достигается:

• для сложных задач — при слабой мотивации (при 2-3 по 10-балльной шкале)

• для средних — при средней (около 5)

• для простых — при высокой (7-8 и даже выше).

Когда мотивируете себя или кого-то (детей, подчиненных) на различные достижения, важно не переусердствовать, чтобы добиться максимального результата.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда