💵"Оказываем услуги - не за "Спасибо"// Бонусы "Спасибо" от Сбера

Сегодня проскочила новость о том, что Сбербанк списывает многим своим пользователям бонусы "Спасибо". В комментариях на Коммерсанте юристы указывают, что существует пробел – мол, такие отношения не попадают под ЗоЗПП.

Я не понимаю, откуда берутся такие суждения. Понятно, что общество развивается и отношения эволюционируют – мы встречаемся с новыми явлениями, открываем новые грани. К чему-то, как например, к защите интеллектуальных прав произведений, созданных ИИ, нам приходится подходить с новыми метриками. Но в данном случае есть полное ощущение, что речь о вполне известных принципах.

"Спасибо" – это токен средства платежа, то есть условный знак, который обозначает ценность в какой-то экосистеме. В данном случае экосистеме Сбера и его партнёров. По-хорошему предыдущее предложение можно редуцировать до того, что "Спасибо" – это средство платежа, то есть деньги в их экономическом, социальном смыслах.

Получается, Сбер лишает своих пользователей денег, полученных как своеобразный вычет (или иная форма) за покупки в системе. Почему же это не отношения "предприниматель – потребитель"? Всё, что имеет ту или иную универсальную (в разных пределах) ценность и может быть обменено, является активом, часто заменителем денег. Подарочные/скидочные карты, бонусы, промокоды и проч. Лишение их равносильно краже, деликту. Это имущество.

Ну и кроме того, в прошлом году в узких кругах похихикали, что ВС РФ (Определение от 08.02.22 № 5-КГ21-191-К2) допустил взыскание через суд миль "Аэрофлот-бонус". Но суть позиции ВС как будто не уловили.

Ловите небольшую выдержку из определения:

Отказывая в удовлетворении требований истца в праве на доведение до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления миль за перелеты по определенным направлениям, суды исходили из того, что начисление бонусных миль по правилам программы является бесплатным и не подпадает под действие статьи 10 Закона о защите прав потребителей, предусматривающей обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Между тем, этот вывод сделан без учета и оценки того обстоятельства, что программа «Аэрофлот Бонус», как установил суд, является маркетинговым мероприятием ПАО «Аэрофлот», то есть мероприятием, направленным на выявление и удовлетворение потребностей неопределенной группы потребителей путем создания, продвижения и представления продукта или услуги покупателям, а также управления взаимоотношениями с ними с целью получения прибыли.

290290 показов
9494 открытия
Начать дискуссию