Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

... Гений камня 💎

Среди великого множества драгоценных самоцветных камней есть такие, что называются историческими, ибо кроме материальной ценности они имеют свою судьбу, свою историю, которая измеряется порой веками. О таких камнях пишут подробные «биографии», складывают легенды. Эти самоцветы согласно возложенным на них надеждам и суевериям должны дарить людям разные благополучия и защищать их от печалей и несчастий, но «поступают» такие камни часто совсем наоборот.

<i>Самоцветы Урала</i>
Самоцветы Урала

Не являлся исключением и так называемый «изумруд Коковина», известный минералогам всего мира. Знаменитый кристалл назван именем одного из знатоков и художников камня – Якова Васильевича Коковина.

Многие десятилетия на имени Коковина, талантливого русского мастера-камнереза, лежала тень. Но давайте разберемся во всем по порядку.

Родился Яков Васильевич в 1787 году в небольшой уральской деревне-крепости Горный Щит, находящейся недалеко от Екатеринбурга (ныне в черте города).

<i>Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Горный Щит</i>
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Горный Щит

Яков Коковин вырос в царстве камня. С колыбели его окружали люди, которые знали, понимали и любили камень. По мрамору работал его дед - Ефстафий Коковин и отец Якова - Василий Ефстафьевич. Отец Якова и сына с малых лет приобщал и к камню, и к «художествам».

Уральскому подростку ‒ крепостному ‒ повезло. В 1799 году Якова принимают в петербургскую академию художеств.

<i>Императорская академия художеств г. Санкт-Петербург</i>
Императорская академия художеств г. Санкт-Петербург

В январе 1800 года президентом Академии художеств стал граф Александр Сергеевич Строганов. Он был не просто щедрым меценатом ‒ русские и советские искусствоведы справедливо считают его крупным знатоком и тонким ценителем искусства. Строгонов имел чутье на одаренных людей.

<i>Граф Александр Сергеевич Строганов</i>
Граф Александр Сергеевич Строганов

Величественное здание на набережной Васильевского острова, над входом которого поблескивала надпись «Свободным художествам», на семь лет стало домом для Коковина.

Учился уралец с усердием, осваивая программу сразу двух классов — модельерного и скульптурного. В сентябре 1804 года он удостоен на конкурсе второй серебряной медали «за лепление с натуры», через год — первой серебряной медали. На выпускном экзамене в 1806 году Коковин получил золотую медаль.

Удостоен первой степени аттестатом, жалован шпагою и чином 14-го класса и назначен в чужие края

Но за границей Коковин так и не побывал: с 1806 года из-за наполеоновских войн в Европе временно прекратили выезд за границу выпускников Академии художеств. Строганов, приметивший одаренного уральца, определил его на бронзовую фабрику при Академии. Там у него неплохо получалось, некоторые коковинские работы названы «значительными» и взяты в «императорский Эрмитаж».

В августе 1807 года Строганов отпустил Коковина в Екатеринбург «для свидания с родственниками». Кроме того, ему поручалось «осмотреть производящиеся на гранильной фабрике орнаментные и гладкие вещи, дать им надлежащее направление и преподать правила рисования и лепления из воска и глины и высекания из мрамора способным к таковому занятию мастеровым».

Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

Поездка эта намечалась временная. Но сначала Якова задержала в Екатеринбурге болезнь отца, потом смерть покровителя — графа Строганова. А потом началась война с Наполеоном... Вернуться в Академию ему так и не удалось...

В Екатеринбурге для Коковина как для художника-камнереза открывались уникальные возможности. В те годы именно Екатеринбург был главным центром камнерезного искусства.

<i>Гранильная фабрика г.Екатеринбург</i>
Гранильная фабрика г.Екатеринбург
Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

В 1818 году Яков Коковин стал главным мастером, а вскоре и командиром Екатеринбургской гранильной фабрики. Правда, формально он так и не был утвержден в последнем звании. Почти тридцать лет посвятил Коковин камню и вырос в первоклассного мастера своего дела.

Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич
Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

Был у Якова Коковина еще один талант — тоже очень нужный для камнерезного искусства, и его он унаследовал от своего отца, который славился как механик и изобретатель. Яков Васильевич продолжил изобретательскую работу отца и создал станки, на которых обрабатывались огромные, крепкие породы камней. Станки Коковина установили не только на Екатеринбургской, но и на Петергофской и Колыванской фабриках.

Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

В начале 1831 года к Якову обратился с просьбой смолокур Максим Кожевников, нашедший в корнях вывороченного дерева несколько камней, принятых им за аквамарины. В ходе исследования находки Яков Васильевич установил, что камни представляют собой редкостные по своей красоте настоящие изумруды. Так описывал Яков Коковин это историческое для Урала событие в своем донесении в Петербург.

<i>Уральские изумруды</i>
Уральские изумруды
<i>Уральский малахит</i>
Уральский малахит
<i>Уральские аметист и турмалин</i>
Уральские аметист и турмалин

Не мешкая, 21 января Коковин и Кожевников выехали на речку Токовую, расположенную в окрестностях современного города Асбеста, где были найдены изумруды. Через два дня, вечером 23 января наткнулись на изумрудную жилу. Найденные новые изумруды оказались также великолепного цвета и высокого качества. Вернувшись в Екатеринбург, Яков Васильевич после огранки изумрудов послал их курьером в Санкт-Петербург, где находка вызвала настоящую сенсацию среди Николая Первого и его окружения. Таких изумрудов в мире по своей красоте и качеству еще не находили.

<i>Император Александр I</i>
Император Александр I

За открытие изумрудов крестьянина Максима Кожевникова наградили денежной премией, а командира Екатеринбургской фабрики Якова Коковина — орденом. Петербург потребовал от Якова немедленно продолжить добычу изумрудов. И с наступлением весны Коковин развернул работы на копях.

Город богатый гениями – Коковин Яков Васильевич

Уральские изумрудные копи оказались на редкость богатыми. За первые двадцать лет здесь добыли 142 пуда зеленого самоцвета. А по подсчетам А. Е. Ферсмана, все добытые к 1925 году изумруды весили 12-16 тонн.

<i>Василий Андреевич Жуковский</i>
Василий Андреевич Жуковский

на его несчастье были открыты изумрудные копи

Василий Андреевич Жуковский

Выработка уральских изумрудов была нестабильной – в отдельные годы камней находили мало, что дало повод для ревизии деятельности Коковина. В начале июня 1835 г. приехавший для проведения ревизии в Екатеринбург статский советник Департамента Уделов Ярошевицкий описал находившиеся в кабинете Якова Васильевича самоцветы, среди которых находился изумруд весом 400 грамм, подобного которого прежде не было в мире. Под личным присмотром Ярошевицкого камни были запакованы в деревянные ящики, запечатаны и 16 июня 1835 года отправлены в Департамент Уделов Его Величества. Департамент возглавлял Лев Алексеевич Перовский, незаконнорожденный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского от мещанки Марии Михайловны Соболевской. Но, после получения драгоценной почты, в столице камень таинственно исчезает. В его утрате обвиняют Коковина.

За Яковом Коковиным надолго захлопнулись двери секретной одиночки Екатеринбургского тюремного замка...

Весной 1836 года члены военно-судной комиссии, созданной по приказу Василия Перовского, прибыли в Екатеринбург. Но делать им здесь было нечего: в распоряжении суда не оказалось ни одного следственного документа по делу командира Екатеринбургской фабрики. Лев Перовский все материалы дознания запросил в Петербург и не торопился высылать их обратно.

Судьи не могли не чувствовать, что чья-то ловкая и сильная рука не разрешала следствию и суду искать изумруд там, где он потерян, а умело отводила их усердие совсем в другую сторону. И потому все, кто занимался делом бывшего командира Екатеринбургской фабрики, поняли, что их задача состоит не в поисках пропавшего изумруда, а в том, чтобы в чем-нибудь обвинить Якова Коковина.

В сентябре 1836 года суд закончил свою работу. Коковин же по-прежнему находился в одиночке тюремного замка. Еще полтора года придется ему просидеть, пока судебный приговор медленно продвигался по каналам бюрократической машины.

Коковин же все это время пребывал в полной неизвестности: он не знал ни окончательных обвинений, выдвинутых против него, ни времени, когда закончился над ним суд, ни содержания судебного приговора...

Объявление высочайшей конфирмации должно было произойти в здании горного правления «при открытых дверях». Однако Коковина «по крайней слабости его сил» доставить на место этой церемонии было невозможно, а потому «конфирмацию привели в исполнение» прямо в тюремной камере. После этого тяжелобольного Якова Васильевича выпустили из тюремной камеры, в которой он незаконно пробыл два года, два месяца и двадцать дней.

За свои работы Яков награждался золотыми часами, бриллиантовыми перстнями и орденами Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени.

<i>Ордена Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени</i>
Ордена Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени

После ложного обвинения в сокрытии добытых изумрудов Коковин был лишен орденов, дворянства и отправлен на вечное поселение в Сибирь. Вина Якова Васильевича в пропаже драгоценных камней так и не была доказана, но связанные с обвинением и отстранением от дел потрясения привели к затяжной болезни и преждевременной смерти мастера в 1840 году.

В итоге, спустя десятилетия, из собственности Л. А. Перовского (истинного виновника пропажи) изумруд попадает в коллекцию графа Кочубея и далее, в ходе революционных перипетий, покидает страну. Впоследствии он был выкуплен советским правительством и возвращён. Сейчас изумруд хранится в Москве в минералогическом музее им. Ферсмана.

<i>Московский минералогический музей</i>
Московский минералогический музей

Занимаясь «камнерезным делом» по заказам, Коковин одновременно работал над вазой из яшмы. Он создавал вазу-мечту, вкладывая в нее свою страсть и опыт художника, и видел в ней лучшее творение своей жизни.

<i>1807г. ваза из уральской яшмы</i>
1807г. ваза из уральской яшмы

Яков Васильевич долго вынашивал рисунок своей главной вазы. На эскиз обратили «особое внимание» в Петербурге. Целое лето 1825 года ездил Яков Коковин по Южному Уралу и наконец нашел подходящую яшмовую скалу — камень нужного цвета; без трещин и других изъянов.

В тончайшие рельефные украшения Яков Васильевич собирался вложить все свое искусство художника-камнереза. Ажурные рельефы на твердом цветном камне — дело чрезвычайно трудное. Еще никто и никогда не наносил их на такое большое изделие из яшмы. Годы ушли на то, чтобы только приблизиться к форме будущей вазы. К концу 1835 года успели произвести обрезку камня, грубую обточку и «выемку внутренностей»...

Якову Коковину не удалось закончить своей вазы — роковые события прервали его работу... Через шесть лет прерванную работу над вазой продолжил ученик Якова Коковина — мастер Гаврила Налимов. Через десять лет — в 1851 году — ваза была готова.

<i>Эрмитаж г.Санкт-Петербург</i>
Эрмитаж г.Санкт-Петербург

Сейчас каждый, кто приходит в Эрмитаж, может любоваться этим каменным чудом. На музейной этикетке посетитель читает: «Екатеринбургская фабрика. 1851 год. Работа мастера Г. Налимова». Но, наверное, было бы справедливо, если бы рядом с этим именем (а вернее — впереди) стояло и имя Якова Коковина...

Изделия из самоцветов, выполненные Я.В.Коковиным украшают Эрмитаж в С-Петербурге, хранятся в Московском минералогическом музее.

<i>1893-1904гг. ваза из родонита, Екатеринбургская гранильная фабрика</i>
1893-1904гг. ваза из родонита, Екатеринбургская гранильная фабрика
<i>Минералогическая горка, 19 век</i>
Минералогическая горка, 19 век
<i>Ваза из лазурита, Эрмитаж</i>
Ваза из лазурита, Эрмитаж
<i>Ваза из калканской яшмы,  Я.В.Коковина</i>
Ваза из калканской яшмы, Я.В.Коковина

В память об Якове Васильевиче Коковнине в Екатеринбурге были названы его именем площадь и улица.

<i>Дом Якова Коковина в Екатеринбурге</i>
Дом Якова Коковина в Екатеринбурге

Еще больше интересного и увлекательного найдете в нашем клубе!

66
9 комментариев

Читайте с удовольствием!

5

Опять чья-то жадность загубила великую личность в истории

2

Прямо до глубины души пробило!!!👍👍👍

1