Современный рынок партнёрских программ, реализуемых с использованием информационных технологий

Партнёрские программы с использованием актуальных IT-решений особо успешны в условиях перехода торговли товарами и услугами в онлайн, распространения в Интернете различных акционных и промоушен-инструментов, скидок, кешбэков и так далее. Вместе с тем для дальнейшего устойчивого развития российского рынка партнёрских программ необходим ряд мер, которые позволят обеспечить технологический суверенитет.

Во-первых, важны меры государственной поддержки развития программного обеспечения, используемого при реализации партнёрских программ. Программное обеспечение (софт) – это ключевая составляющая, информационное ядро современных партнёрских программ.

Особенно важны здесь эффективные инструменты так называемой лидогенерации, то есть поиска потенциальных клиентов с использованием больших данных, анализа потребительских предпочтений, нейросетей, таргетированной рекламы и других передовых IT-решений. Соответственно, разработка такого программного обеспечения должна сопровождаться необходимыми мерами государственной поддержки, включая налоговые льготы, доступные условия кредитования, субсидии и так далее.

Так, в России созданы и эффективно действуют государственные инструменты поддержки традиционных отраслей и секторов: Фонд развития промышленности (ФРП) для промышленности и Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) для малого и среднего бизнеса. Вместе с тем технологический суверенитет в информационных технологиях трудно будет обеспечить без создания аналогичного государственного института развития, который будет сфокусированно заниматься финансовой поддержкой сектора IT.

Во-вторых, следует учитывать, что рынок IT-решений, в том числе в сфере партнёрских программ, является глобальным и не имеет государственных границ. Такие решения и услуги распространяются через Интернет трансгранично, в том числе с территорий иностранных государств. Поэтому российским участникам рынка партнёрских программ необходимо обеспечить равные условия работы и добросовестной конкуренции с иностранными компаниями. Это касается как необходимости учреждения желающим работать на российском рынке партнёрских программ юридического лица – резидента в России, так и вопросов полной уплаты ими налогов в бюджет нашей страны.

Принятый несколько лет назад Закон о так называемом налоге на Гугл, безусловно, является большим шагом вперёд в этом вопросе, но для недобросовестных участников рынка по-прежнему существуют лазейки и обходные схемы, при которых налоги в России могут не уплачиваться, а средства, включая прибыль, выводятся за рубеж, в том числе в недружественные государства. Данная ситуация приводит к тому, что добросовестные российские участники рынка оказываются в неравных, худших условиях по сравнению с иностранными компаниями. Это, конечно, является дискриминацией и недопустимо.

Чтобы переломить такую неправильную ситуацию, представляется необходимым приступить к формированию модели регулирования франчайзинга и партнёрских программ в Российской Федерации. Первым этапом для создания и пилотной апробации такой регуляторной модели могло бы стать внедрение инструментов общественного контроля и саморегулирования. Представляется, что таким инструментом, наряду с кодексом добросовестной практики работы на рынке, могла бы стать процедура добровольной верификации участников российского рынка партнёрских программ. Данная процедура подтверждала бы соответствие участников рынка равным и транспарентным критериям добросовестности, а также позволила бы сформировать пул участников рынка, осуществляющих реализацию партнёрских программ с применением надлежащих практик.

В-третьих, важным является обеспечение российского рынка франчайзинга и партнёрских программ законодательным сопровождением, соответствующим реалиям сегодняшнего дня и самым актуальным современным вызовам. Меняются фактические условия ведения бизнеса, в ногу с его трендами должно идти и государственное нормативно-правовое регулирование. В частности, необходимо совершенствовать гражданско-правовые аспекты регламентации партнёрских программ и франчайзинга.

Так, существующие в российском законодательстве цивилистические конструкции, такие как традиционные договоры коммерческой концессии и простого товарищества, устарели и не обеспечивают учёт всех важных аспектов франчайзинга в его современном и международном понимании. Что касается партнёрских программ, то для данного бизнес-инструмента в гражданском законодательстве также отсутствует комплексный набор обязательств и соответствующий вид договора. Все эти вопросы требуют тщательной юридической проработки.

Для эффективной защиты результатов деятельности отечественных IT-специалистов важным направлением также должно стать совершенствование гражданского законодательства по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Наряду с традиционными инструментами охраны товарных знаков и патентования результатов деятельности, выраженных на материальном носителе (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), необходимо создать инструменты правовой охраны программного обеспечения и других IT-решений и алгоритмов, а также обеспечить их эффективную защиту как в России, так и за её пределами.

Наконец, крайне важным для стратегического развития в секторе партнёрских программ, основанных на IT-решениях, является вопрос подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров. Следует учитывать, что в прошлом году российский IT-cектор по известным причинам понёс существенные кадровые потери. Хотя нужно признать, что государством в направлении развития кадрового потенциала для информационных технологий предпринимаются немалые усилия (освобождение от военной службы, специальная ипотека и т.д.).

Вместе с тем для обеспечения технологического суверенитета на рынке нам необходимы прошедшие практикоориентированное обучение специалисты-разработчики ПО для партнёрских программ. Поэтому необходимо создавать и внедрять образовательные программы, имеющие соответствующую направленность и специализацию по разработке IT-решений именно для нашего сектора. Для этого участники рынка могли бы сами объединиться в соответствующий образовательный проект-консорциум в целях подготовки IT-специалистов, «заточенных» под потребности рынка партнёрских программ.

Все эти меры в комплексе позволили бы создать для российского рынка партнёрских программ основу технологического суверенитета, которая станет надёжной базой для дальнейшего устойчивого развития.

Александр Квашнин,

руководитель экспертно-аналитической службы

Ассоциации развития франчайзинга и партнёрских программ (ФраППэ)

11
Начать дискуссию