Тяжело ли российскому юристу сопровождать сделки в ОАЭ

Авторы:

  • Чумаков Андрей, к. ю.н, соуправляющий партнер Lurye, Chumakov & Partners
  • Степан Морозов, юрист Lurye, Chumakov & Partners
Тяжело ли российскому юристу сопровождать сделки в ОАЭ

С марта 2022 года наша команда из Lurye, Chumakov & Partners, вслед за своими клиентам, потянулась в ОАЭ, Казахстан, Армению и прочие дружественные юрисдикции. За это время мы сопровождали и закрыли самые разные проекты по привлечению инвестиций в этих юрисдикциях. В статье мы поделимся наблюдениями об особенностях процесса оформления и регистрации подобных сделок в ОАЭ.

Equity, да не equity

В одном из наших проектов стартап с российскими корнями привлек инвестиции в свою дубайскую LLC, зарегистрированную в Mainland. Это был equity-раунд через увеличение уставного капитала компании

Изначально план был таков: фаундеры и инвестор заключают SHA, компания выпускает новые доли (shares), инвестор вносит вклад в компанию, оплачивая доли с премией, и в конце концов все празднуют закрытие сделки. Такой подход был согласован с локальными юристами.

Но, как оказалось, нельзя так просто увеличить уставный капитал такой LLC за счет вклада третьего лица. Представители дубайского регулятора были удивлены тем, что мы хотим выпустить доли лицу, который не является участником компании, и забраковали устав, в котором была отражена эта идея. По их мнению, третье лицо может стать участником дубайской LLC только в результате приобретения долей у другого участника (но никак не через ее увеличение уставного капитала).

Российскому юристу, как можно догадаться, сложно осознать это с первого раза. Но мы смирились. После обсуждения с локальными юристами было принято решение изменить структуру сделки так: инвестор покупает одну акцию у участника по номиналу, затем компания выпускает нужное количество акций для инвестора и одну акцию для того самого участника, который пожертвовал своей акцией в пользу инвестора (чтобы выровнять кэптейбл).

Эту схему дубайский регулятор тоже забраковал. По их мнению, нельзя НЕпропорционально увеличить уставный капитал дубайской LLС.

В конечном итоге, была реализована следующая модель: инвестор покупает нужное количество акций у текущих акционеров по номиналу, а затем вносит вклад в добавочный капитал дубайской LLC (аналог вклада в имущество в РФ).

Какой из этого вывод? Если хотите провести equity-сделку с дубайской LLC из Mainland, то у вас не получится напрямую приобрести доли у компании, их, скорее всего, придется покупать у текущих участников.

Раздробили проценты

В MoA нет смысла указывать нецелые проценты при выражении долей участников. Т.е. нельзя указать, что одному участнику принадлежит 3,5% компании, другому 10,5% и т.д. Как пояснили представители дубайского регулятора, их внутренняя система попросту не пропустит нецелые проценты.

А вот эта сложность достаточно легко ложится на наше правосознание. Отказ от проведения операции, потому что «система не позволяет это сделать». Знакомо по практике внесения изменений в ЕГРЮЛ, не правда ли?

Какой из этого вывод? Нужно либо выравнивать кэптейбл до целых чисел, выражающих процент долей (что мы и сделали), либо округлять их до целых чисел.

DED или Dubai courts?

Регистрацией и подготовкой стандартных MoA (без излишеств) занимается дубайский департамент экономического развития (DED). Если вам нужно отразить в MoA только увеличение уставного капитала, предусмотреть стандартные правила корпоративного управления, то вам в DED.

Если вы планируете усложненную модель корпоративного управления и особые правила распоряжения долями (в духе российских корпоративных договоров или английских акционерных соглашений), то вам нужно в Dubai Courts.

В чем различия?

Во-первых, в сроках согласования устава. Если устав стандартный, то его можно согласовать с DED за 2-3 рабочих дня. Если устав предусматривает особенности, то его нужно будет задрафтить на английском языке, согласовать с Dubai Courts и перевести на арабский язык. Вся эта процедура занимает 5-10 рабочих дней (если, конечно, вы не укажете в MoA что-то, что очень удивит дубайских служащих).

Во-вторых, утвердить новый MoA в DED можно только при явке в него лично или через представителя. Dubai Courts могут позволить утвердить MoA удаленно через zoom (особенно, если подписантами являются представители по доверенности).

В-третьих, Dubai Courts берут дополнительную комиссию за согласование нестандартной версии MoA.

И еще

В Дубае подкупает возможность ведения электронного документооборота, оформление доверенностей через zoom, отсутствие необходимости предоставления оригиналов документов. MoA и лицензия выдаются в электронной форме, и их не нужно получать на бумажном носителе. Их подлинность подтверждается через qr-код.

Сам по себе срок регистрации новой версии MoA и лицензии занимает 2-5 рабочих дней после подписания документов в Dubai Courts или DED. У этих двух органов единая система, поэтому выбор органа не влияет на срок готовности документов.

Как мы уже писали ранее, для подписания документов в DED необходимо вам или вашему представителю нужно явиться лично. Чаще всего акционеры оформляют доверенности на лиц, которые находятся в Дубае. Доверенность можно оформить в Dubai Courts через zoom. Для этого понадобится текст доверенности и ваш заграничный паспорт.

DED и Dubai Courts не интересуют ваши договоренности, отраженные в SPA и в SHA. Эти документы у нас даже не запрашивали. Им мы предоставляли примерно следующие документы: паспорта подписантов и участников сделки, резолюцию инвестора об одобрении сделки, учредительные документы на инвестора, emirates ID, доверенности на подписантов и новый проект MoA.

Все эти документы предоставлялись в сканах, и подписантам на сделке нужно было иметь только паспорт.

22
Начать дискуссию