Времена не выбирают: как мы выбирали новый командный мессенджер

Времена не выбирают: как мы выбирали новый командный мессенджер

Пожалуй, одной из самых необычных проблем с 2022 года в IT стала тема с корпоративными мессенджерами. При кажущейся простоте – мы же просто ищем место для обмена сообщениями – подобрать хороший мессенджер не так просто. Мы – команда по разработке и внедрению BI решений. Занимаемся аналитикой, делаем дашборды, оцифровываем бизнес. Проектов много, команда растёт и вопрос эффективных коммуникаций является очень важным для нас.

Почему Телеграм не подходит

Использовать обычные мессенджеры в деловых переписках в рамках команды банально не удобно. Начинали мы с чатов в Телеграм, в которых переписываются сразу все. Рядом сообщения от родственников и друзей, каналы с подписками – рабочие чаты теряются, постоянно что-то отвлекает. Все, кто работает профессионально, прекрасно знают, что для эффективной работы нужны качественные корпоративные мессенджеры.

Одно из важных преимуществ хорошего корпоративного мессенджера – это треды. Возможность писать серию комментариев под сообщением в ленте чата. Это очень качественно структурирует беседы. Команда не разводит огромную демагогию на весь чат, а имеет отдельные ветки коммуникаций по конкретным вопросам. Удобнее и искать какую-то информацию, и просто обсуждать рабочие вопросы.

Правильные и удобные треды.
Правильные и удобные треды.

А ещё для нас в мессенджере важны "каналы". Отдельные каналы с отдельными правами доступа для разных сотрудников. Это очень удобно, когда можно сделать, например, основной канал с крупными объявлениями для всех, отдельный канал только для руководителей, а рядом разбить задачи и бизнес-процессы на отдельные чаты для тех, кто этими задачами занимается. Профессиональные темы отдельно, а лайтовый флуд в канале "coffee-talks" отдельно — комфортно и никого не раздражает.

Правильные и удобные каналы и рабочие переписки.
Правильные и удобные каналы и рабочие переписки.

Национальные тонкости корпоративных мессенджеров

Начинали мы с хорошего. Наши партнёры завели Slack и посоветовали попробовать. Slack нам очень понравился. Масса различных тематик, проектов и бесед легко распределяется по отдельным каналам. Каналы для разработчиков, саппорта, новостной канал, небольшие групповые чаты для обсуждения актуальных вопросов, наш обожаемый канал coffee-talks для неформального общения и мемов – всё удобно и понятно.

В 2022 году Slack отключил пользователей в России и нам пришлось искать новый инструмент для его замены. Поиск в Google, советы знакомых – мы пришли к тому, что нам подходит Discord. Чуть менее удобный, чем Slack, но тоже есть ветки, треды, каналы. Мы воспроизвели прежнюю инфраструктуру каналов-веток и всё было хорошо. Пока Discord не разбомбили уже с другой стороны. Работать из-под VPN не особенно удобно. И мы отправились искать новую альтернативу.

По пути к корпоративному мессенджеру заглянули в Битрикс. Мы сами работаем в Битриксе, там размещены многие процессы и решили попробовали оценить его на пригодность. Вердикт не лучший для Битрикса – мессенджер представляет из себя неструктурированную свалку сообщений в которой тяжело найти что-то и отслеживать. Это примерно то же самое, что чаты в Телеграм. Также у Битрикс отсутствует сколь-нибудь адекватный мобильный мессенджер, что ставит на нём автоматически крест.

Чат Битрикса не отличается от чатов обычных мессенджеров – можно отвечать на сообщения, но веток, тредов нет.
Чат Битрикса не отличается от чатов обычных мессенджеров – можно отвечать на сообщения, но веток, тредов нет.

Тренды мессенджеров осень-2024

По каким критериям в итоге мы выбирали мессенджер этой осенью?

- чтобы не забанили,

- использование приложения из других стран,

- удобный интерфейс с ветками, каналами и тредами,

- удобное мобильное приложение.

Мессенджеров русского производства оказалось более 15. Просмотрели их сайты, предложения, почитали отзывы и возможности. В финал тестирования вышли Compass, Express, Яндекс и Пачка. Что удивило, так это цены на подобные услуги в РФ. Дискордом с достаточным для нас функционалом мы пользовались полностью бесплатно.

По необходимому для нас функционалу четвёрка оказалась примерно на равных. Разве что у Compass отсутствует веб-версия для использования в браузере – нужно скачивать приложения и для мобильника, и для телефона. В остальном вопрос упёрся в банальные цены. Дешевле всех оказалась Пачка. 199 рублей за пользователя в месяц для компании, 499 для корпорации. Если оплачивать сразу годовую подписку, то обойдётся ещё дешевле.

Идеал отсутствует, но работать где-то надо

Вот уже несколько недель пользуемся этой Пачкой. В целом полёт нормальный и всё устраивает, но регулярно случаются сбои. Пачка периодически начинает тормозить или вообще зависает на несколько десятков минут в разгар рабочего дня. Поддержка приложения работает оперативно, отвечают, исправляет, но, конечно, такое не радует. В остальном же мессенджер вполне комфортный. Приятный интерфейс, работает во всех локациях, где раскидало нашу команду, удобное мобильное приложение. Пока пользуемся.

2 комментария