Предпринимателям выгодно быть частью бизнес-комьюнити и общаться с корпорациями. Вот почему

Объясняет управляющий директор платформы «Авито Работа» Артем Кумпель.

Предпринимателям выгодно быть частью бизнес-комьюнити и общаться с корпорациями. Вот почему

У слова «коммьюнити» на российском рынке два значения. В первую очередь это сообщество, построенное вокруг бренда: в него входят клиенты компании и прямые покупатели. Есть и бизнес-коммьюнити: это амбассадоры бренда, консультанты и эксперты, а также корпорации, которые охотятся за стартапами.

Рассказываем о роли бизнес-сообщества в жизни предпринимателей. И о том, чем профессионалы могут помочь компании прямо сейчас — в условиях неопределённости на рынке.

Артём Кумпель
Управляющий директор Авито Работы

Сообщество поможет выйти на международный рынок

Пользу комьюнити для компаний, особенно тех, которые выходят на иностранный рынок, сложно переоценить. Речь подчас идет о простых вещах — знании рабочей культуры страны и менталитета нации.

Для старта иногда достаточно помощи российских экспертов, но только тех, кто не только в теории, но и на практике знает ответы на многие вопросы — на чем следует делать акцент, продавая товар или услугу, что представляет собой правовая система страны, на рынок которой выходит компания, как следует работать с местными банками, как открывать представительства, как общаться с иностранными предпринимателями. Услуги такого рода не стоит игнорировать — они также необходимы бизнесу, как сервисы, которые, например, оказывают помощь при оформлении бизнес-виз, транспортировке груза и его растаможивании.

«Кто-то ошибочно полагает, что сможет разобраться во всем сам, — отмечает Анна Шолина, руководительница глобальной технологической конференции Emerge и партнер-основатель коммуникационного агентства SOLYANKA (специализируется на организации мероприятий для стартапов). — Но разобраться самому — значит, найти ответы на большое количество вопросов — как устроен рынок той или иной страны, какие потребительские предпочтения у местного населения, каков их менталитет и отношение к работе. А еще придется изучить конкурентов — их товары или услуги. Рассчитывать на то, что в чужой стране можно работать исключительно с российской командой, тоже неверно: как минимум компании нужно будет нанять местного специалиста по развитию бизнеса и руководителя отдела продаж — человека с хорошей репутацией и бизнес-связями, который всегда точно скажет, с кем стоит дружить, а с кем — нет, с кем дело пойдет быстрее, а к кому лучше не приближаться».

Заранее следует готовиться и к нюансам, которые прописывают в инвестиционных договорах. Знаниями о том, как правильно заключать контракты с иностранцами, владеют далеко не все фаундеры. «Американские и западно-европейские венчурные фонды, например, могут настаивать на том, чтобы основатели проекта проживали на территории США или Западной Европы, а их сотрудники, работающие как распределенная команда, — в тех странах, где отсутствуют политические и экономические риски и где не действуют блокирующие бизнес санкции», — замечает Шолина. Инвесторы могут указывают и на другие причины, по которым ту или иную территорию следует считать рисковой: это регионы, в которых возможны отключения интернета, случаются перебои с денежными переводами, действуют высокие налоги (или есть потенциал введения высоких налогов), добавляет Шолина.

Корпорации — тоже комьюнити

Комьюнити — это не только стартапы, клиенты и эксперты. Это также профессионалы рынка, крупные корпорации, которые заинтересованы в покупке современных решений и технологий.

В последние годы набирают обороты корпоративные венчурные инвестиции. Их ключевая цель — находить и финансировать проекты, которые будут релевантны бизнесу корпорации. К примеру, в 2021 году Авито Работа инвестировала в HR Messenger — сервис чат-ботов, позволяющий автоматизировать рутинные задачи по работе с персоналом: от первичной фильтрации кандидатов до онбординга новых сотрудников. В прошлом году отбор через него прошли 3 млн кандидатов в 90 компаний, часть которых — пользователи нашей платформы.

Что же касается стартапов, то после заключения контракта они также получают ряд бизнес-выгод. Речь, прежде всего идет, о доступе к клиентским и партнерским базам и каналам сбыта, о возможности воспользоваться технической и бизнес-экспертизой крупных компаний. Корпоративный венчур продолжит развиваться и дальше, особенно сейчас, когда в условиях ограничений нужно развивать внутреннее производство и замещать иностранное программное обеспечение (в том числе — в области HR).

Мы в Авито продолжаем смотреть проекты, в сотрудничестве с которыми сможем сделать жизнь пользователей лучше.

У нас теперь есть tg-канал, для тех, кто делает проекты в сфере HR tech.

Подписывайтесь — будем вместе развивать коммьюнити 🙌🏻

Что дает дружба с корпорациями

Несмотря на очевидные выгоды от взаимодействия с корпорациями, стартапы часто избегают общения с ними, полагая, что адаптируя бизнес-идею под нужды крупной компании, они не смогут разработать универсальный, легко масштабируемый продукт. Еще один фактор, мешающий дружбе стартапов с корпорациями — нередко жесткая, исключающая любые неудачи и ошибки, культура последних. Это отпугивает начинающих предпринимателей.

Предпринимателям выгодно быть частью бизнес-комьюнити и общаться с корпорациями. Вот почему

И все же доводов в пользу того, почему стоит сотрудничать с крупными компаниями — участвовать в их бизнес-форумах, конференциях, стартап-соревнованиях и акселерационных программах — больше:

  • Общение с корпорацией даст вам знания, как делать бизнес в конкретной отрасли и на конкретном рынке. Даже если корпорация захочет адаптировать ваш продукт под свои нужды, не исключено, что она же его потом и купит.
  • Представители корпорации приведут много бесценных примеров из собственной практики, вы погрузитесь в реальные бизнес-процессы крупного игрока, о которых вам никто больше не расскажет.
  • На встречи со стартапами корпорации приглашают опытных менторов — они поделятся не только историями успеха, но и неудачами, но главное — расскажут, как им приходилось преодолевать трудности, что они для этого делали и каких результатов добивались.
  • На встречах с потенциальными инвесторами фаундеры часто говорят: «У нас нет конкурентов, наш продукт уникальный!». Менеджеры корпораций объяснят, почему так говорить нельзя, особенно, если основатели проекта рассчитывают на получение финансирования. Вам помогут узнать конкурентов не только на российском рынке, но и в мировом поле. Осознав это, основатели стартапов, как правило, начинают более четко видеть свои конкурентные преимущества.

Начав сотрудничество с крупной компанией, предприниматели должны помнить: выгода от совместных усилий должна быть обоюдной. Иными словами, стартап должен решать стратегические цели партнера. Если этого не делать, время будет потрачено впустую, и дружба так и не обернется сделкой.

2424