Кто же такой коуч? Прежде всего, это специалист по недирективному развитию персонала. Его главная задача — не поделиться собственным опытом управления, а сделать так, чтобы клиент самостоятельно усовершенствовал профессиональные навыки, протестировал гипотезы и понял, как лучше изменить процессы, подкорректировал свои подходы и отказался от тех, которые не работают, впитал новые методики и вышел на новый уровень развития. Где учатся коучи? У консультанта без профильной экспертизы, даже если он работал топ-менеджером, нет подтвержденных компетенций по изменению стратегий мышления или снятию личностных и профессиональных блоков. Поэтому специалист, не получивший специализированного образования, может навредить бизнесу. Коучингу обучаются в специальных школах, образовательные программы которых аккредитованы в международных федерациях и ассоциациях. Самая крупная из них — Международная федерация коучинга (ICF), а которой состоит более 50 тыс. членов по всему миру. ICF предлагает три основных уровня сертификации: — ACC (Associate Certified Coach, ассоциированный сертифицированный коуч); — PCC (Professional Certified Coach, профессиональный сертифицированный коуч); — MCC (Master Certified Coach, сертифицированный мастер-коуч). Для получения сертификата ACC необходимо не только окончить специальную полугодовую программу, но и отработать 100 часов с клиентами, пройти 10 детальных разборов сессий с ментором, сдать международный тест и отправить результаты сессий на оценку аккредитованным специалистам. Для получения сертификатов PCC и MCC требуется потратить еще больше времени на обучение (от 125 до 200 часов) и коучинговую практику (от 500 до 2500 часов). Профессиональное развитие коуча продолжается непрерывно. Сертификацию необходимо подтверждать заново каждые три года, регулярно проходить курсы переподготовки и работать с менторами. Системный подход Даже профессиональный коучинг не всегда дает желаемый эффект. Причина в том, что организации пренебрегают системным подходом и стремятся к быстрым результатам. Приведу пример. Компания Х пригласила специалиста провести разовую стратегическую сессию для топ-менеджеров. Все прошло успешно: у команды появились новые идеи и мотивация. Но через какое-то время инициативы, которые были предложены, утонули в ворохе операционных задач. Вскоре, так и не заметив изменений, команда признала бесполезность коучинга. Однако руководитель решил разобраться, почему так произошло, и пригласил более опытного профессионала. Вместо того, чтобы провести одну стратсессию, тот предложил разработать программу изменений на год, включающую в себя как тренинги и воркшопы с привлеченными коучами, так и инициативы, которые компания могла бы реализовать без внешней поддержки — например, систему внутреннего менторинга. У топ-менеджеров появилась возможность тестировать гипотезы и корректировать их, сверяя полученные результаты с первоначальной целью. К концу года компания смогла на 80% разработать один продукт и на 60% — второй, выделить новое направление бизнеса и реорганизовать процесс взаимодействия с клиентами. Итак, чтобы добиться максимального результата и эффективно использовать индивидуальный и командный коучинг как инструмент развития сотрудников, необходим системный подход, состоящий из нескольких этапов.