Стартапы часто думают, что у них нет на это времени. В условиях высокого давления мы думаем о том, как решить проблемы, которые валятся прямо сейчас, и откладываем важные решения. Обычно мы не находим времени на то, чтобы правильно выстроить процессы, позаботиться о корпоративной культуре, создать устойчивую технологическую архитектуру, и клиентоцентричное развитие - не исключение в данном случае. Как говорится, всегда не хватает времени, чтобы сделать работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится. А по мере роста стартапа в нем все больше проявляются те пробелы, на которые в начале махнули рукой. Проблемы могут прогрессировать и однажды привести бизнес к краху. Если вы чувствуете, что ваша рабочая среда похожа на работу с высоким давлением и слишком большим количеством задач на скорую руку, попробуйте заложить основы клиентоцентричного подхода. Вы можете начинать с малого, с общения с клиентом, насколько сможете осилить, а когда появится возможность, расширить это направление работы.
Не вводите людей в заблуждение. Customer Development изначально - это методология создания/развития продукта, впервые представленная Стивом Бланком в 2005 году в одной из его книг, основанная на взаимодействии с клиентами, где через эти различные взаимодействия ищутся или валидируются гипотезы. Помимо этой методологии есть еще ряд других - например методология развития продукта от конкурентов, от видения CEO, и так далее.
То, о чем вы пишете в статье и называете кастдевом - это лишь один из инструментов нахождения и валидации гипотез через глубинные интервью, которых кстати тоже много видов среди которых наиболее популярные это проблемные, решенческие и jtbd-интервью. Помимо интервью как инструмента, существует еще огромное количество различных других методов поиска и валидации гипотез, которые входят в качественные виды исследования (UX-тестирования, дневниковые исследования, групповые интервью, этнографические исследования и тд). А помимо них есть еще и количественные исследования в которые входят такие инструменты как A/B тесты, мультиваринтные тестирования, тест многорукого бандита, опросники, тестирование рекламой и так далее. И все это входит в Customer Development в том числе.
Поэтому глубинные интервью, которые в русскоязычном сообществом с легкой подачи некоторых прозвали CustDev - это ужасное сужение понятия и смысла изначально большой методологии Customer Development. Не надо так делать =)
Все так, но охватить все одной статьей не могу, будут новые)
четкий коммент, респект
но за илитный термин "Customer Development" можно на изи взять и писят косарей, и курс по кастдевам продать лошкам за пецот писят косарей, а про "дневниковое исследование" вас никто даже слушать не будет, потому что звучит это словно школьник придумал.
я иронизирую сейчас, но, думаю, идею вы уловили.
Хорошее изложение CustDev с элементами Дизайн мышления. Удивительно, что не все пока слушают голос клиента и не изучают его потребности. Впрочем, мое удивление связано с многолетней работой в маркетинговых исследованиях ).
Мне кажется что сфера пока полностью не осознаваема людьми в бизнесе. Раньше могли уйти годы чтобы распознать наболевшие места, а сейчас люди свободно делятся информацией и обратной связью
Много кто просто не догадывается для каких целей можно использвать связь от клиентов