Нейросети и брендинг: когда машины начнут «чувствовать» бренд

Нейросети и брендинг: когда машины начнут «чувствовать» бренд

За последний год нейросети перевернули с ног на голову все известные мне бизнес-процессы. С ИИ советуются, в нём ищут вдохновение и при его помощи автоматизируют несложные (а иногда очень даже сложные) процессы.

Мы жили нарративами заложенными нам писателями-фантастами. Помните роман «Я, Робот» Айзека Азимова, который словами Уилла Смита в одноимённом фильме рассказывал, что робот никогда не нарисует картину и не напишет симфонию? Пару лет назад я был категорически согласен. И каково мне теперь, когда уже сейчас к нейросетям люди только и обращаются, чтобы написать креативный текст, что-то нарисовать или, внимание, написать музыку. Как тебе такое Илон Маск? Не сегодня завтра они начнут выдавать профессиональные видеоролики из ничего, в моей голове этот факт укладывается с трудом.

Но почему я пока не могу с уверенностью сказать, что нейросети категорически изменили правила игры и рынок труда. Просто такие прорывные решения уже бывали с человечеством. Самое лучшее, что мне приходит в голову — принцип конвейера, который в начале ХХ века придумал Рэнсом Олдс. Сейчас вы перечитали это имя и фамилию и решили, что я тупой. Но нет, придумал его тот, кого я написал выше, а вот ввёл с промышленным размахом Генри Форд, тот самый. Успех взбудоражил мир.

Тогда могло показаться, что половину сотрудников можно увольнять и обрекать на нищенское существование. А что произошло в итоге? Скачок производства, рост количества предприятий и как следствие — рост рабочих мест. Парадокс, но всё именно так. У этого явления есть даже научный термин — парадокс автоматизации (об этом есть пару слов в моей книге «Эффективное управление»).

Нейросети и брендинг: когда машины начнут «чувствовать» бренд

Я думаю, что с ИИ нас ждёт такой же сценарий. Просто вырастет производительность, и вырастет потребление. Это только начинается с цифровых технологий, а коснётся всего, чего касается любая бизнес-среда.

Но это всё лирика. Почему же я считаю, что пока нейросети не столь эффективны компаниям, как многие считают?

Смотрите, я сейчас руковожу диджитал в компании Гельтек. Я и собственник бизнеса уверены в необходимости развития нейросетей и внедрения их во все процессы, в которые только можно. Диджитал — это цифровые технологии, и я буду отталкиваться от своих бизнес-процессов.

Фотографы и видеографы научились переводить ролики на английский, создавать аватары спикеров, генерят музыку и создают титры парой кликов.

Дизайнеры в Midjourney словно рыба в воде (хоть у нас и есть подписки на стоковые сервисы), они находят нужное изображение и прогоняют его через Midjourney. Потом в Photoshop, который тоже со вшитым ИИ и после уже дело доходит до Figma. Копирайтеры эксплуатируют все существующие GPT, как будто это база.

Нейросети и брендинг: когда машины начнут «чувствовать» бренд

Я вижу головокружительный рост производительности. Он кратный. Это ошеломительные результаты. Рост показателей порой десятикратный, по сравнению с годом ранее! Но что мы видим? SMM-специалистам, диджитал-маркетологам и маркетологам, админу сайта, продактам, менеджерам всего на свете внезапно перестало хватать этого настоящего каскада контента. И случилась поразительная вещь: упрощая и автоматизируя процессы, я вынужден разрастаться в человеческих ресурсах ещё сильнее.

Учитывая все эти переменные, я понял, чего мне поистине не хватает в фантастических возможностях нейронок. Ни одна из них не способна работать с брендбуком.

Отсюда тезис:

Нейросети и брендинг: когда машины начнут «чувствовать» бренд

Нейросети становятся все более популярными в бизнес-среде, но их истинный потенциал будет раскрыт не просто в анализе данных или автоматизации процессов, а в способности работать с уникальным стилем и голосом бренда.

То есть сейчас нейросеть готова создавать что-то с нуля, как это «видит» она и вы с ней торгуетесь. Я бы даже провёл аналогию написания промпта — это как разговор с гопником, когда нужно обдумывать каждое слово. Потому что оно может перевернуть идею с ног на голову, увести его в совершенно другую степь и швырнуть вас через бедро при защите продукта перед коллегами.

Как-то одна из моих дизайнеров в моменте зарядила в обсуждении разработки оформления слово «гексагон». А согласно нашему брендбуку, шестигранная формула молекулы (бензольное кольцо) превратилась в «соту» с закруглёнными краями. И гексагон для священного для нас элемента брендбука прозвучало как оскорбление. Потому что для нас это осталось «бензольным кольцом» (Что она вообще себе позволяет?!). Но до меня внезапно дошло, что чтобы получить от Midjourney именно нужной фигуры элемент, дизайнер называет его «гексагоном», переводя с «менеджерского на нейросетский».

К чему я клоню? К тому, что это здорово, что можно генерить бесконечное количество чего угодно с нуля. Но у всех развитых компаний, в 100% случаев уже существует брендбук, логобук, сторителлинг, tone of voice, разработаны этикетки, креативы, дизайны, карточки товаров, которые давно ассоциируются с брендом, в общем, огромное количество материалов, которые работают и будут работать, и категорически что-то менять — это добровольный выстрел в ногу.

И что же должны научиться делать нейронки, скажете вы? А я скажу. Действительно прорывным моментом станет тот, когда вы предоставите сервису с искусственным элементом тезисы, фотки продукта и брендбук и этот сервис сам разработает вам, например, десять карточек товара для маркетплейса, так, чтобы они категорически не отличались по стилю от тех ста карточек, которые уже выгружены на ваши платформы. И так со всем остальным. Полная приверженность к принятым стандартам и максимальная производительность — это будет такой перелом, который и не снился при выкатке GPT-3 пару лет назад.

Да, сейчас уже не отличить написан текст человеком или сгенерирован искусственным интеллектом. Возможно, уже в ближайшем будущем нейросети смогут полностью адаптироваться под брендбук и tone of voice компании, предлагая не только тексты, но и визуальный контент, который будет соответствовать фирменному стилю. Это молниеносно откроет новые горизонты для персонализированного маркетинга и укрепления бренда.

Можете сказать, ну, ты, Василий, расфантазировался, закатай губу. Я всё же уверен, что это произойдёт гораздо быстрее, чем может показаться.

Я добавлю лишь одну ремарку. В апреле 2024 года я посетил конференцию Skillout, посвящённую нейросетям. Там выступал интересный спикер из студии Артемия Лебедева — Никита Дивенков, который рассказал про устройство их собственного ИИ — «Николая Иронова». Прикольный инструмент, который тоже работает лишь с нуля, но вот с готовым стилем бренда работать не может. И пообщавшись с Никитой на эту тему, я получил занимательнейший ответ.

Такой формат нейронки не то, чтобы невозможен сейчас, он просто всё ещё невыгоден агентствам, и даже разработчикам, и пока одна инфографика, создаваемая по макету в Figma, приносит хорошие бабки, никто не будет вкладываться в такой мощный инструмент. Но ведь однажды нейронки создадут всё с нуля. И в тот момент, тот, кто первым научит свой искусственный интеллект полноценно считывать стиль, действительно «почувствовать» бренд, понимать его эмоциональную сущность и ценностные ориентиры, то сорвёт настолько жирный куш и создаст такую промышленную революцию в сфере диджитал, что Генри Форду и не снилось.

Так что ждём, когда нейросети станут не только генерить новый стиль, но и начнут работать с конкретным стилем далее, беря его за основу. Может кто-то знает, что где-то работают над подобной идеей? Приглашайте нас на тестирование. А если текст понравился, заглядывайте на наш канал в Telegram, с удовольствием подискутируем.

44
Начать дискуссию