Падает органика, но сайт в топе. Что происходит?

Падает органика, но сайт в топе. Что происходит?

Иногда случается, что у сайтов, находящихся в топе поисковой выдачи, наблюдается проседание трафика. То есть, даже несмотря на высокие позиции ранжирования, площадка не получает достаточного количества органических переходов: поисковый трафик снижается или совсем не растет. Если такая ситуация происходит систематически, стоит принимать соответствующие меры.

Разберемся, почему может упасть посещаемость сайта при хороших показателях ранжирования.

Прим.: Мы сразу убираем случаи, когда семантика собрана неправильно, и ранжирование отслеживается по пустым, с точки зрения потенциала трафика, запросам.

Снижение сезонного спроса

Спад интереса со стороны потребителей к тем или иным товарам, услугам, вызванный изменением сезона, может стать одной из причин снижения трафика. В периоды сниженного спроса, когда клиенты мало либо совсем не интересуются определенными продуктами, посещаемость не растет, а падает.

При этом видимость сайта в поисковых системах остается прежней, меняется лишь пользовательская заинтересованность в сравнении с предыдущими месяцами. Например, летом количество запросов типа «купить пуховик» или «детские лыжи» существенно ниже, чем в зимний период. Это значит, что количество переходов на сайт по ним будет околонулевым.

Чтобы проверить, как меняется сезонный спрос по определенным ключевым словам за выбранный временной интервал, используют такие сервисы, как Google Trends, KeyCollector или «Вордстат».

Рис. 1 Сезонность по запросу “рюкзак” по данным сервиса Яндекс Вордстат
Рис. 1 Сезонность по запросу “рюкзак” по данным сервиса Яндекс Вордстат

Снижение интереса к тематике

Здесь стоит упомянуть и о трендах, которые активно меняются год от года. Постепенно интерес людей к популярной некогда теме или продукции угасает, и то, что было востребованным в прошлом сезоне, в нынешнем уже таковым не является.

Низкий интерес к тематике приводит к уменьшению соответствующих поисковых запросов. Люди просто не ищут это в интернете. И если контент на сайте сформирован под неактуальные запросы, это нередко сказывается на посещаемости. Получается такая ситуация, когда сайт находится в топе, а посетителей нет.

Непривлекательный сниппет

Одной из причин, по которой не растет (а то и падает) посещаемость сайта, часто становится так называемая непривлекательность сниппета. Плохой сниппет может не препятствовать (в краткосрочном периоде) хорошему ранжированию сайта. Однако низкие показатели кликабельности CTR не позволяют получать необходимое количество трафика из поисковиков. Пользователи просто не переходят по ссылкам на сайт, выбирая конкурентов с более привлекательными сниппетами.

Чтобы сайт наиболее привлекательно смотрелся в поисковой выдаче, важно использовать микроразметку, правильно составлять и заполнять title и description, подключать дополнительные сервисы поисковиков, например, товарные подборки и список цен.

Советуем также следить за оценкой вашего магазина в сниппете. Если ваш рейтинг ниже 4 и существенно уступает конкурентам, то скорее всего, пользователи сделают выбор не в пользу вашего сайта.

Рис. 2 Сайт https://appleshops.ru/ ранжируется выше, но имеет низкий рейтинг и слабо проработанный сниппет. Конкуренты ниже имеют все шансы получить больше поискового трафика.
Рис. 2 Сайт https://appleshops.ru/ ранжируется выше, но имеет низкий рейтинг и слабо проработанный сниппет. Конкуренты ниже имеют все шансы получить больше поискового трафика.

Каннибализация трафика

Под каннибализацией трафика в данном случае подразумевается процесс пересечения органического трафика с рекламным, когда один «съедает» другой. То есть меняется канал, через который пользователь попадает на сайт.

Так случается при запуске рекламных кампаний, когда в первых трех позициях в выдаче по запросу отображаются блоки контекстной рекламы, а в естественной — ссылки на ключевой веб-сайт. При подобном раскладе часть поискового трафика переходит на сайт по рекламным объявлениям, что соответствующим образом отражается в статистике. При этом если смотреть на общий трафик, то каких-либо существенных изменений не будет.

Рис. 3 Спад переходов из поисковых систем после увеличения бюджета на рекламу и роста переходов по рекламе
Рис. 3 Спад переходов из поисковых систем после увеличения бюджета на рекламу и роста переходов по рекламе

Изменения в поисковых системах

Время от времени поисковые системы добавляют на страницы различные блоки, которые могут уводить трафик не только на искомый сайт, но и на сторонние сервисы. Особенно это характерно для коммерческих запросов.

Как это выглядит: к примеру, пользователь вводит в «Яндексе» запрос «купить смартфон» и сразу же видит в верхней части страницы товарные предложения из спецподборки «Яндекс.Маркета». Аналогичная ситуация наблюдается при продаже популярной продукции, например, востребованных лекарственных препаратов. В этом случае даже при вводе витального запроса сайт будет занимать не первые позиции, а иногда даже находиться за пределами первого экрана.

Рис.4 Аптека Невис по витальному запросу занимает первое место, но в выдаче отображается только после спец блока Яндекса.
Рис.4 Аптека Невис по витальному запросу занимает первое место, но в выдаче отображается только после спец блока Яндекса.

Ухудшение репутации компании

Репутация бренда влияет в том числе и на SEO-показатели. Если по каким-то причинам репутационные показатели компании просели, это может сказаться в том числе и на посещаемости сайта. В большинстве случаев пользователи склонны выбирать сайта с более высокими рейтингами и оценками.

Рис.5 Рейтинг и отзывы в карточке одной логистической компании.
Рис.5 Рейтинг и отзывы в карточке одной логистической компании.

Технические ошибки на сайте

Если посещаемость сайта упала, то проблема может скрываться в технических моментах. Из-за ошибок поисковой трафик может как полностью отсутствовать, так и просто некорректно отображаться в аналитических отчетах.

Какие ошибки возникают чаще всего:

  • Взлом. Нередки случаи, когда доступ к серверу, где расположен сайт, получают доступ злоумышленники, которые могут немало навредить. Например, начать распространять вредоносный контент, перенастроить переходы так, чтобы пользователи попадали на другие сайты. Из-за сомнительной активности сайт может попасть под пессимизацию. Но обычно это происходит не сразу — сначала наблюдается заметное снижение поискового трафика.
  • Удаление счетчиков аналитики. Сервисы аналитики могут слететь при внесении изменений на сайта. В такой ситуации фактического снижения органики, как правило, не происходит, однако из-за отсутствия счетчиков показатели учитываются некорректно.
  • Медленная загрузка. Причиной такой ситуации может стать загруженность хостинга из-за множества плагинов, а также недостаточный объем свободного дискового пространства для сайта.
  • Проблемы с индексацией новых страниц: Если сайт регулярно обновляется, но новые страницы плохо индексируются или не привлекают трафик, общий объем посещений может снижаться даже при сохранении позиций старых страниц.

В некоторых случаях просадка трафика наблюдается, когда большая часть органики направляется на турбостраницы, на которых не установлены счетчики. В этом случае входящий трафик из поисковиков попросту не учитывается, хотя реального спада может и не быть.

Что еще могло пойти не так?

  • Оффлайн активности: Если компания активно проводит рекламные кампании в офлайне (радио, ТВ, баннеры и т.д.), это может переключить внимание аудитории на прямые переходы (например, вводя адрес сайта напрямую в браузере), что приведет к снижению доли органического трафика.
  • Популярность бренда: Если брендовые запросы (по названию компании или продукта) составляют значительную часть органического трафика, их уменьшение из-за падения узнаваемости бренда или уменьшения офлайн-рекламной активности может привести к снижению трафика.
  • Каннибализация другими каналами: Мы уже говорили о том, что рекламные источники часто “отжирают” трафик на сайт. Но это работает и во всех схожих случаях. Если компания активно развивает другие каналы привлечения трафика, такие как социальные сети, контекстная реклама или email-маркетинг, это может уменьшить долю органического трафика, даже если общий трафик растет.
  • Мобильное приложение: Если компания запустила или активно продвигает свое мобильное приложение, пользователи могут предпочитать использовать приложение вместо посещения сайта, что приведет к снижению органического трафика.
  • Перенаправление трафика на маркетплейсы: Если ваш продукт или услуга доступны на маркетплейсах, пользователи могут предпочти совершать покупки или получать информацию непосредственно на этих платформах, а не посещать сайт.

Список причин того, что сайт теряет органический трафик при сохранении позиций в поиске, можно продолжать еще долго.

Даже когда сайт гордо держит свои позиции в поисковике, органический трафик может незаметно ускользать. Причины? От перемен в поведении пользователей до моды на маркетплейсы и мобильные приложения. Это как держать дверь открытой, а гости всё равно уходят через окно. Чтобы не остаться в одиночестве, нужно следить не только за позициями, но и за тем, что происходит вокруг — от конкурентов до технических мелочей на сайте.

3333
66
21 комментарий

Надо слитно. Не благодарите.

3
Ответить

пусть потом скажут, что мои тексты никто не читает!

3
Ответить

Хорошо разъяснили какие проблемы могут быть, спасибо

1
Ответить

Очень в тему статья, как раз сейчас в подобной ситуации

1
Ответить

Да уж, еще бы уследить за всеми этими факторами)

1
Ответить

надо стараться!

Ответить