Чек-лист по продвижению продукта для маркетолога

Дополненный перевод тактик для маркетинга проекта: от исследования рынка до оптимизации процессов.

Чек-лист по продвижению продукта для маркетолога

До запуска

Исследования рынка

Если бы мы знали, что делаем, это уже не называлось бы исследованием

Альберт Эйнштейн

Обзор конкурентной среды

  • Составьте список конкурентов (здесь можно посмотреть список инструментов для изучения конкурентов). Какие данные собирать: ссылки на сайты конкурентов; рекламные слоганы и короткие остроумные шутки, которые используют ваши конкуренты; ценообразование и бизнес-модели; блоги и RSS-ленты; ссылки на социальные сети; ключевые сотрудники, которые занимаются социальными сетями.
  • Подпишитесь на RSS-ленты блогов ваших конкурентов.
  • Читайте своих конкурентов и их ключевых сотрудников в социальных сетях.
  • Отслеживайте изменения на сайтах конкурентов. Инструменты для мониторинга сайтов: Site Alerts; Versionista.
  • Подписывайтесь на рассылки, специальные отраслевые журналы по своей области.
  • Пользуйтесь Google Trends для изучения первоначального спроса и для поиска исследований по рынку (здесь есть конкретные советы). (Дополнительно стоит пользоваться сервисом «Подбор слов» от «Яндекса» — vc.ru).
  • (Также используйте сервисы и инструменты по исследованиям и рейтингам сайта Strategy Deck. Версия на английском — Side Project Checklist — vc.ru).

Изучение покупателей

  • Найдите в своем списке контактов тех, кто мог бы стать вашим будущим покупателем. Узнайте их мнение о своей идее.
  • Посещайте встречи и конференции по своему целевому рынку.
  • Встречайтесь с другими предпринимателями, у которых схожий с вашим, либо конкурентоспособный продукт.
  • Составьте список покупателей ваших конкурентов. Как их найти: проверьте кто читает или упоминает ваших конкурентов в Twitter; просмотрите их фанатов на Facebook; найдите людей, которые есть в связях на Linkedin; проверьте их сайт, некоторые компании размещают рассказы своих покупателей у себя на сайте.
  • Обратитесь к покупателям своих конкурентов, узнайте что им нравится или не нравится.
  • Составьте очередь для раннего доступа из потенциальных покупателей.
  • (Дополнительно стоит изучить поведение вашей аудитории через бесплатные исследования и данные, доступные в открытом доступе — Росстат, ФОМ, исследования «Яндекса», TNS WebIndex. Полный список инструментов можно посмотреть здесь — vc.ru).

Подготовка к рекламной кампании

  • Составьте список из технологических блогов, блогов по своей индустрии, а также блогов стартапов.
  • Составьте список небольших местных бизнес-журналов (например: журнал Crain’s Chicago). (Изучите российские региональные издания, например, журнал о бизнесе в Красноярске «Дела.ru» — vc.ru).
  • Создайте список из местных блогеров и журналистов по своей индустрии.
  • Создайте страницу «комплект материалов для СМИ» (здесь можно посмотреть пример).

Лендинг

  • Придумайте название и имя домена.
  • Напишите рекламный слоган для сайта и краткую презентацию .
  • Создайте логотип. Инструменты, которые могут понадобиться: The Logo Company, LogoFox, The Noun Project, FlatIcon, Logo Rank.
  • Создайте лендинговую страницу (ознакомьтесь со списком инструментов для создания лендинга).
  • Создайте страницы «О нас» и «Контакты».
  • Создайте страницу с ценами (здесь можно посмотреть список моделей ценообразования). Советы по ценообразованию: создайте бесплатную или пробную версии для платного продукта; предлагайте 100% гарантию возврата денег в случае, если клиенту не понравится продукт; сначала откройте доступ к продукту только по приглашениям; предложите бесплатный доступ или доступ со скидкой для ранних клиентов или бета-тестировщиков.
  • Добавьте на лендинг ссылки на свои аккаунты в социальных сетях.
  • Проанализируйте кто подписывается, а кто уходит. Платформы для аналитики: Google Analytics; Mixpanel; Kiss Metrics; Webmaster Tools. (Дополнительно стоит использовать платформу «Яндекс.Метрика» — vc.ru).
  • Организуйте на сайте возможность онлайн-переписки, чтобы собрать лидов и вовлечь покупателей, зашедших на вашу страницу (посмотрите список живых чатов с покупателями).

Настройка электронной почты

Ознакомьтесь со списком инструментов для email-маркетинга, с помощью которых управлять электронной почтой станет гораздо легче.

  • Зарегистрируйте адрес электронной почты для получения и отправки писем.
  • Разработайте форму регистрации.
  • Создайте стандартные шаблоны электронных писем для своего бренда.
  • Создайте сервисные сообщения для отправки пользователям, когда они регистрируются или делают покупку.

Создание блога

Контент-маркетинг — единственный маркетинг, который у нас остался

Сет Годин
  • Выберите для блоггинга подходящую платформу (список платформ).
  • Подберите ключевые слова, по которым ваш блог или сайт будет ранжироваться поисковыми системами. Какие инструменты использовать: Ahrefs, SpyFu, SEMrush, KeywordTool.io, Moz Keyword Explorer, KWFinder, Google Keyword Research.
  • Создавайте публикации с якорным текстом или страницы для ключевых слов, по которым хотите ранжироваться.
  • Устройте себе мозговой штурм, чтобы придумать идеи для статей (посмотрите этот большой список идей для публикаций).
  • Добавляйте форму подписки на рассылку в каждую публикацию.
  • Добавляйте ссылки на свои страницы в социальных сетях.

Создание страниц в социальных сетях

  • Проверить доступность названия в социальных сетях можно с помощью сервиса KnowEm.
  • Выберите аккаунты в социальных сетях, которые будете использовать. Возможные платформы: Facebook, Twitter, Linkedin, Pinterest, Instagram, Snapchat, YouTube. (Российские платформы: «ВКонтакте», «Одноклассники» — vc.ru).
  • Сделайте профиль во всех соцсетях одинаковым: фотография, фоновое изображение, ссылки и кнопки призыва к действию.
  • Прячьте премиум-контент за «pay with a tweet».

После запуска

Связи с клиентами

Вам следует общаться с небольшим количеством пользователей, которые серьезно заинтересованы тем, что вы делаете, а не с широкой аудиторией, которой в целом все равно.

Джессика Ливингстон, партнер-учредитель в Y Combinator
  • Отправьте своим близким друзьям и членам семьи купон на скидку, чтобы они попробовали ваш продукт.
  • Разошлите уведомления об открытии раннего доступа тем клиентам, которых вы определили в исследовании.
  • Обратитесь к читателям ваших социальных сетей, попросите их попробовать ваш продукт.
  • Совершите около 20 холодных звонков людям, которые могли бы стать вашими хорошими клиентами.
  • Устанавливайте контакт с потенциальными покупателями на Linkedin, обратитесь к ним, когда они примут ваш запрос.
  • Наблюдайте, когда пользователь пользуется вашим продуктом первый раз.
  • Проводите опросы своих пользователей, чтобы получить обратную связь (ознакомьтесь с нашим списком инструментов для проведения опросов на любой кошелек).
  • Собирайте и показывайте рекомендации довольных пользователей.
  • Запустите кампанию по холодной рассылке. Для начала составьте список из 30 адресов электронной почты потенциальных ранних покупателей (адреса электронной почты можно найти с помощью такого инструмента, как Hunter). Отправляйте по три холодных письма в день в течении десяти дней. Экспериментируйте с текстом сообщений, отмечайте, что работает. Отправляйте повторно по три письма в день в течение 10 дней. Также экспериментируйте с текстом, отмечайте, что работает; ищите другие варианты, проведите «капельную» маркетинговую кампанию, повторяйте ее каждый месяц. Здесь можно прочитать обстоятельную статью о том, как организовать холодную email-рассылку.

Бесплатные каналы рекламы

Не важно, сколько у вас денег, бесплатно — это всегда хорошо

Куин Латифа
  • Публикуйте информацию о своем продукте на сайтах обзоров (профессор University of Manchester Мэтт МакКаффри составил огромный список для Github).
  • Пишите и рассылайте пресс-релизы (здесь подробное руководство от Wajeez).
  • Напишите книгу и распространите ее в электронном виде взамен на подписку на рассылку.
  • Пишите рекламные буклеты и распространяйте их в обмен на подписку на рассылку.
  • Предоставьте бесплатный доступ известным в вашей области блогерам.
  • Создайте страницу «лучшее» с вашими лучшими публикациями, или с теми публикациями, которые вы разместили на других сайтах. Создатель ProBlogger называет это «Sneeze Page»).
  • Проверьте во всех ли публикациях в блоге изображения с хорошим разрешением. На этих платформах можно достать бесплатные стоковые фотографии: Unsplash, Skuawk, Pexels, Death to Stock.
  • Создайте онлайн-курс или руководство по своему продукту или своей индустрии (ознакомьтесь со списком инструментов, которые помогут управлять вашим курсом).
  • Проведите кампанию по построению ссылок. Стратегии построения ссылок: Skyscraper campaign; Ego baiting; интервью или публикация профессиональных ответов на вопросы; гостевые статьи; подкасты; станьте источником информации на Help a Reporter Out; еще больше стратегий на Backlinko.com. Инструменты для создания ссылок: Ahrefs — с двухнедельным бесплатным пробным периодом, Majestic, Rank Signals — бесплатный, SEMrush, Serpstat — условно-бесплатный аккаунт.

Платные каналы рекламы

Одни люди не заботятся о деньгах, пока те не закончатся, другие делают то же самое со временем

Иоганн Вольфганг фон Гете
  • Платная реклама в социальных сетях и поиске. Социальные и поисковые платформы: Google Adwords, Linkedin, Facebook, Bing, Twitter, StumbleUpon, Pinterest, Instagram, Launchbit, Izea, SponsoredReviews.com. (Дополнительно стоит использовать платформу «Яндекс.Директ» — vc.ru).
  • Партнерская реклама. Платформы для партнерской или аффилированной рекламы: Commission Junction, Affiliate.com, Rakuten Marketing.
  • Станьте спонсором для местной встречи или конференции для ваших целевых покупателей.
  • Спонсируйте подкасты, которые могут слушать ваши покупатели.
  • Спонсируйте или рекламируйте новостную рассылку по своей области (посмотрите на Newsletter.city).
  • Создайте систему реферального маркетинга. Какие платформы пригодятся: Harry’s Prelaunchr (бесплатная, на основе открытого исходного кода), CleverTap (предлагает бесплатную версию), Expect Referrals, FrederickGenius, Referrals, InviteBox, InviteReferrals, Referral Candy, Viral Loops, Girafi, Campaigned.
  • Запустите соревнование за призы или бесплатные продукты для вовлечения пользователей.
  • Купите базу адресов электронной почты или лидов.

Регулярная повторяющаяся работа

Ведение блога

Блоггинг — это как работа, но без коллег, которые расстраивают твои планы на каждом шагу

Скотт Адамс
  • Создайте или обновите график публикаций для своего блога.
  • Регулярно публикуйте публикации в своем блоге.
  • Просите ранних покупателей и фанатов вашего продукта писать гостевые публикации.
  • Переориентируйте уже существующие публикации. Как это сделать: запишите или опубликуйте видео для YouTube; превратите публикации в подкасты; создайте инфографику по своим публикациям; создайте презентацию для своей публикации.
  • Рекламируйте свой контент. Техники продвижения блога: отправляйте публикации на список рассылки; продвигайте свои страницы в социальных сетях; отправляйте письма своим друзьям и членам семьи, просите их поделиться контентом, если он для них актуален; пишите другим блогерам, просите их об обратной связи, просите поделиться контентом, если он им нравится; добавляйте ссылки на последнюю публикацию или лендинг в подпись электронного сообщения.

Электронная рассылка

Электронная рассылка это Джейсон Борн онлайн-мира: кто-то постоянно пытается ее уничтожить. Но это не возможно

Неизвестный
  • Регулярно делайте рассылку с публикациями из блога, кейсами, историями покупателей, и так далее.
  • Продвигайте свой список рассылки в соцсетях.
  • Отправляйте 20 холодных писем в неделю своим ранним покупателям, попросите их об обратной связи.
  • Отправьте новым пользователям персональные письма, представьте себя.

Социальные сети

Наконец-то у нас есть технологии, которые впервые в человеческой истории позволяют людям поддерживать огромное количество связей с еще большим количеством людей

Пьер Омидьяр
  • Составьте график для регулярной публикации контента в социальных сетях (попробуйте эти инструменты для автоматизации процессов в социальных сетях). Идеи для создания контента: покажите, что происходит «за кулисами» (например, фотографии вашего рабочего места, или то, над чем вы сейчас работаете и так далее); блог-публикации из вашего блога (или блога партнеров); специальные предложения или скидки; актуальные новости, советы или блоги; забавные или мотивирующие цитаты; голосования или вопросы вашим читателям; книги для чтения; полезные инструменты или сайты.
  • Вступите в группы на Facebook и Linkedin, где ваш продукт может быть полезным.
  • Отправляйте эксклюзивные предложения владельцам групп на LinkedIn или Facebook.
  • Участвуйте в обсуждениях в Twitter, которые относятся к вашей индустрии или продукту.
  • Делайте ранним пользователям скидки за фотографии с вашим продуктом.

Связи с общественностью

Искусство распространения информации — это черная магия; но оно пришло на долго, и каждый год его сила только растет

Томас Пейн, англо-американский писатель
  • Попросите блогеров добавить ссылку на ваш сайт в их публикации.
  • Обратитесь в маленькие бизнес-журналы, к репортерам, блогерам. Расскажите о себе, попросите написать о вас.
  • Найдите профессоров и студентов на сайтах с доменом .edu, поделитесь ссылкой на свой контент (хорошо для SEO).
  • Поищите обзоры на похожие продукты или списки продуктов. Попросите, чтобы вас добавили в список или оставьте комментарий о своем продукте.
  • Пишите гостевые публикации в других блогах. Советы по гостевому постингу: составьте список блогов, которые подходят вашему продукту, разместите их гостевые публикации у себя. Сохраните контактную информацию. Сначала напишите несколько статей в собственном блоге (для демонстрации); создайте список идей для публикаций с названием статьи и кратким содержанием в один абзац, которые могут зацепить блогеров. Рассказывайте о своей идее каждому из выбранных блогеров. Посмотрите на что они отзовутся и помогайте продвигать свои публикации через социальные сети, рассылку и так далее. Напишите еще раз через месяц и попробуйте другую идею. Попытайтесь стать «регулярным» приглашенным гостем.
  • Оставляйте интересные комментарии в публикациях, которые относятся к вашей индустрии или продукту.
  • Присоединяйтесь и участвуйте на форумах, которые относятся к вашему продукту или области.

Внешние сайты

  • Отвечайте на актуальные вопросы на сайтах Q&A или в сообществах (регулярно проверяйте комментарии). Какие сайты Q&A смотреть: Stack Overflow, Quora, форумы по своей области, Product Hunt. Более подробную информацию о том, как запуститься на Product Hunt можно почитать здесь.
  • Оставляйте комментарии на презентациях Slideshare.
  • Оставляйте обзоры книг по своей области на Amazon, Goodreads и других сайтах.
  • Зарегистрируйтесь на F5Bot, чтобы получать уведомления по актуальным обсуждениям на Reddit и Hacker News.
  • Создавайте и публикуйте презентации, актуальные для вашей индустрии. Какими программами пользоваться: Google Slides, Prezi, Slides.com, Slideshare

Оптимизация

  • Запустите опрос среди покупателей (отсюда можно брать идеи для создания контента для своего блога или аккаунтов в социальных сетях).
  • Создайте сторонний проект, чтобы продвигать свой продукт (больше на эту тему здесь).
  • Проводите A/B-тестирование своих лендингов и страниц платежей (ознакомьтесь с Optimizely).
  • Проводите A/B-тестирование рассылок и акций.
  • Встраивайте в свои публикации карточки Twitter.
  • Встраивайте полезные сниппеты в результаты поиска в Google.
  • Проанализируйте путь пользователя до регистрации.
  • Протестируйте свой сайт на разных браузерах, убедитесь, что он быстро загружается.
  • Используйте сервис Website Grader, чтобы отмечать улучшение сайта.
  • Отслеживайте еженедельный трафик и ставьте новые цели для роста.
  • Планируйте публикации в социальных сетях и рассылку на то время, когда ваша аудитория сможет откликнуться.
  • Проверьте, чтобы каждая страница на вашем сайте имела понятный призыв к действию.
  • Отслеживайте и исправляйте конверсию (пошаговая инструкция).
  • Настройте автоматическую доставку отчетов по аналитике на электронную почту.
  • Экспериментируйте с различным положением, цветами и размерами формы регистрации.
  • Добавьте на свой сайт или блог всплывающее окно «Exit Intent».
  • Создайте страницу FAQ.
  • Экспериментируйте с различными сообщениями на сайте для увеличения показателей вовлечения и конверсии.
  • Проверьте корректность своих тегов с помощью Google Tag Assistant.

(По ссылке — список российких инструментов для маркетолога).

2222
11
18 комментариев

VC, у меня предложение. Приделайте к блогам счётчик "булшит", и если он наберёт например более 10, то автор добавляется на пол года в блэк лист и лишается возможности пилить свой имбицильный бложик.

7
Ответить

Пишем петицию?)

2
Ответить

вы перепутали с пикабу

1
Ответить

Безобразная статья. Масса неструктурированных решений. Не просто неоднозначных, а порой даже и диких. Для кого она, так понять и не удалось.

"Напишите книгу и распространите ее в электронном виде взамен на подписку на рассылку".

"Отправляйте 20 холодных писем в неделю своим ранним покупателям, попросите их об обратной связи".

???

2
Ответить

Какая-то гремучая смесь разных решений.

1
Ответить

Уважаемые критики, привидите пожалуйста конкретные примеры, где почитать правильгый чек-лист.?

Ответить

Дорога к правильному чек-листу выстлана из собственных проб и ошибок.

1
Ответить