Как сохранять и развивать коммуникацию, когда всё меняется

Специалисты Nimax Media делятся своими наблюдениями и решениями, которые помогут вовремя перестроиться в период активных изменений и продолжить общение с аудиторией.

Как сохранять и развивать коммуникацию, когда всё меняется

Куда бежать

Бежать и суетиться не надо. Предлагаем сначала осмотреться по сторонам. Да, отключены Инстаграм, Фейсбук и ТикТок. Скорее всего с Ютубом тоже придется расстаться. Но это не значит, что жизнь в социальных сетях навсегда остановится.

Мы наблюдаем за великой миграцией российских социальных сетей: растет число пользователей и их активность в VK, Одноклассниках, Телеграме и на Яндекс.Дзен.

▪ Ежедневная аудитория VK достигла 50 млн человек, соцсеть запустила масштабную программу поддержки новых авторов.

▪ ОК зафиксировали рост числа новых пользователей на 66%, соцсеть развивает собственный рекламный кабинет с достаточно гибкими настройками для поиска аудитории.

Телеграм показал прирост на 4 млн пользователей у новостных каналов, а среднее проведенное время в мессенджере увеличилось на 20%.

▪ Общая аудитория Яндекс.Дзен стала больше на 0,4 млн пользователей. Соцсеть временно ввела функцию подписки на контент, чтобы помочь настроить ленту под себя.

Есть и другие площадки, которые пока не вырвались в топ, но тоже интересны пользователям:

  • TenChat
  • Pinterest
  • RuTube
  • Пульс от VK
  • iXBT.Live
  • LiveJournal

С нами остались медиа, в которых можно вести блоги от имени компании или отдельных экспертов:

  • Хабр
  • VC
  • Flacon
  • Яндекс.Кью

Работают платформы для подкастов:

  • Яндекс.Музыка
  • BOOM
  • PodFM

Часть пользователей Инстаграма и Фейсбука продолжает пользоваться соцсетями через VPN, поэтому мы предлагаем клиентам разместить ссылки на новые сообщества в шапке профиля или хайлайтс.

Сносить рекламные кабинеты тоже не стоит — при необходимости их можно скрыть. Но обязательно сохраните данные, чтобы в любое время быстро получить к ним доступ.

План переезда на новые площадки

01 Используйте действующие соцсети. Узнайте у подписчиков, где им удобнее оставаться на связи, и поделитесь ссылками на новые сообщества.

02 Обновите информацию на сайте: проверьте актуальность ссылок.

03 Вспомните про накопленную базу рассылки или возможности для рассылки в соцсетях: предупредите еще больше подписчиков о миграции.


Что публиковать

Мы выделили несколько отправных точек для работы над кризисным контент-планом.

Прислушивайтесь к людям: задавайте вопросы, смотрите аналитику

Эмпатия и забота стали главными трендами во время пандемии. Поддерживать и искренне вовлекаться в жизнь пользователей сегодня еще важнее.

  • Честно говорите о том, что происходит в компании. Многие бренды уже начали делиться внутренними процессами в соцсетях: «у нас вырастут цены, потому что поставщики их подняли», «у нас сложности с транспортной логистикой, время доставки увеличится».
  • Выносите реальные вопросы из комментариев в посты. Мы заметили, что пользователи активно спрашивают бренды о том, что их беспокоит: «Вы уйдете из России?», «Что изменится после санкций?», «Подорожает ли товар?».
  • Если вы развивали комьюнити — продолжайте. Аккуратно обсуждайте повседневные темы, поощряйте общение в комментариях, чтобы укрепить отношения и напомнить — ты не один. Например: «А что помогает расслабиться вам?», «Есть ли планы перейти на удаленку?», «Как думаете, стоит ли сейчас менять работу?».

Выстраивайте эмоциональную связь

Люди останутся с теми, кто поддержал их в трудный момент. В топе антикризисные предложения, например, бесплатный доступ к курсам или три пробных занятия вместо одного.

Одним из способов такой поддержки может стать коллаборация с другой компанией. Например, можно договориться с онлайн-кинотеатром о специальных условиях для подписчиков. Или провести трансляцию концерта филармонии в вашей группе ВК.

Обращайтесь к экспертам, работайте с доказательной информацией

Информации очень много — люди не понимают, кому можно доверять. Голоса реальных экспертов станут маяком и опорой для пользователей. Особенно если эти эксперты отвечают на актуальный вопрос.

Этап с советами о том, как дышать и анализировать собственные чувства, уже прошел. Вышла масса материалов, которые сейчас просто повторяются, и при желании их легко найти.

Поддержка и эмоциональная разгрузка по-прежнему нужны людям. Но вместо общих советов, подумайте, какую конкретную пользу может дать ваш бренд в текущей ситуации. Например, в соцсетях HR-направления компании можно рассказывать, что помогает вашим сотрудникам: от чтения определенных книг до рецептов, которые помогут отвлечься. Если вы до этого говорили про карьеру и рынок труда, попробуйте проанализировать ситуацию и найти точки опоры для подписчиков.

В попытках проявить заботу важно не давать вредных советов. Никто точно не знает, что будет дальше, планировать сложно. Поэтому рекомендации по активным действиям, например, срочной смене работы, лучше отложить.

Ира Коморник, Тимлид команды контент-маркетологов Nimax

Как говорить с аудиторией

В этой части обсудим посыл, язык и интонацию кризисной коммуникации. Нужно ли вашему бренду менять tone of voice и с чего начать.

Как высказываться, когда на повестке острая тема

Бренд может иметь позицию и транслировать ее. Например, Икея говорит о важности устойчивого развития. Амазон в профиле о команде рассказывает о поддержке национальных меньшинств.

Готов ли ваш бренд транслировать конкретную позицию о ситуации в мире? Этот вопрос мы обсуждаем индивидуально с каждым клиентом, потому что единственно правильного ответа нет.

Сейчас мы видим три типа кризисной коммуникации: одни бренды взяли паузу и остановили постинг. Другие — в той или иной форме выразили свое отношение к происходящему. Третьи продолжили вести соцсети в обычном режиме.

Кризис — время, когда любая позиция может вызвать негативную реакцию.

Чтобы определиться с вашей стратегией, предлагаем учитывать следующие моменты:

01 как это повлияет на жизнеспособность вашего дела?

02 как это повлияет на благополучие ваших сотрудников и отношения внутри команды?

03 как это повлияет на жизнь клиентов, которым нужны ваши товары и услуги, и отношения с ними?

Бренды, которые выбрали нейтральный подход, тоже могут столкнуться с осуждением: «Почему вы делаете вид, что ничего не происходит?».

Ответ прост: мы знаем, что происходит, и стараемся продолжать делать то, что у нас хорошо получается. Приносить пользу людям так, как мы делали до этого.

Можно говорить о ценностях, которые искренне разделяете вы и ваша команда: желаете мира и благополучия людям. Доказательством этого может быть честный рассказ о том, как компания адаптировалась к изменившимся обстоятельствам или поддерживает связь с клиентами.

Мир вокруг стремительно меняется и ставит подножки. Людям важно чувствовать, что рядом есть те, кто остается на плаву, заботится и гарантирует надежность.

Стоит ли пересмотреть Tone of Voice

Здесь предлагаем провести параллель «бренд = человек». Вспомнить, что когда мы попадаем в разные ситуации, то сохраняем свои индивидуальные особенности. Как применить эту мысль на практике?

Не уходите от сложного разговора надолго

Каждый бренд сам выбирает стратегию: продолжать постинг или замолчать, дождаться подходящего момента. Но вернуться придется в любом случае. Как выбрать идеальный момент? Никто не знает!

  • Чтобы строить планы, важно четко представлять адресата: кому и зачем пригодится ваш пост? Своевременно ли это сейчас? Какие у вашей аудитории возникли потребности, запросы, проблемы, и как вы можете помочь?
  • Прямым текстом объяснять, почему вы продолжаете постинг в такое время, не обязательно. Иногда рассказ о работе бренда и своевременная публикация по актуальному запросу пользователя говорит сама за себя. Вы здесь, чтобы поддержать и продолжать вращать земной шар.
  • Уверенно-спокойная интонация передает пользователю ощущение, что все под контролем. А вот оправдания лишний раз напомнят о кризисе.

Не пытайтесь быть кем-то другим

Если TOV бренда был особенным, юморным или саркастичным, не меняйте его, а адаптируйте. Можно сократить количество шуток, снизить градус непринужденности и пореже обращаться к эмоджи. Но оставьте за собой право говорить образно и бойко. Юмор — один из способов борьбы со стрессом.

Для примера посмотрите, как шутят и говорят о будущем Katacombas.

Будьте искренними

Неискренность чувствуется. Желание быть слишком поддерживающим и заботливым может раздражать. Проявлять участие можно без фанатизма и «сюсюканья».

Используйте конкретику вместо абстрактного «все будет хорошо»

Представьте, что вы разговариваете с другом. Его настроение на нуле, а вам хочется его взбодрить, не нажимая на болевые точки. Не используйте шаблонные фразы: «я рядом» и «держись, за черной полосой следует белая». Говорите конкретно, приводите примеры и советы, которые помогут справиться с трудностями.

Вынесите суть в начало

Это правило работало и раньше, но исключения все-таки допускались. В кризисной коммуникации точно стоит отказаться от лирических заходов — лучше переходить сразу к делу. Пусть первое же предложение объяснит пользователю, почему ему нужно задержаться.

Сократите количество информации и подавайте ее дозировано

Люди все чаще устраивают информационные детоксы, отказываются от прочтения длинных текстов. Лучше дробить информацию на части, визуализировать, сокращать. Цельно представить раздробленную информацию помогают дайджесты: «Мы позаботились и отобрали самое нужное для тебя».

Обеспечьте анонимные или персонализированные каналы связи с клиентами

Консультации и техподдержка в сообщениях, мессенджерах и по телефону. Необходимо быть там же, где и ваши клиенты. Предлагаем задуматься о простоте связи на всех возможных площадках. Это поможет сдержать волну комментариев, и покажет, что бренд готов выслушать. Помните, что лучше живое общение, чем бот.

Стоп-слова и стоп темы

01 Двусмысленные слова и фразы: лучше на время забыть про бомбы, огонь, стрелы (даже Купидона) и про врагов, которым можно отдать ужин.

02 Ностальгия: «раньше было лучше», «вернемся в 90-е».

03 Хайп или попытка извлечь выгоду из текущей ситуации: «оформите кредит пока не поздно», «купите квартиру пока не подорожала».

04 Образные сравнения текущих событий с житейскими сложностями: тревога перед экзаменом или беспокойство перед собеседованием — нерелевантные примеры. Общие слова «стресс», «тревога», «беспокойство» и «неопределенность» в текущий момент достаточно точно описывают ощущения — пользователь в контексте и понимает, что вы имеете в виду.

Как часто постить и как работать над контентом

Поговорим о продакшене в экстремальных условиях и частоте постинга. Как делать быстро, но не терять в качестве?

Планируйте микрошагами

Хорошо, когда контент-план готов заранее и можно перейти к другим делам. Но в текущей ситуации рекомендуем не строить планы на срок дольше двух недель. О том, что к работе над каждой публикацией нужно подходить серьезно, вы и так знаете, — это гигиена во все времена.

Экспериментируйте с частотой контента и объемом постов

Предугадать реакцию пользователей сложно, поэтому пробуйте разные подходы: замеряйте результаты и делайте выводы. Если у вас уже собрана активная аудитория на площадке, честно спросите, что бы хотелось обсудить и на какие вопросы получить ответы.

Не забывайте про продакшн

Продакшн кажется самым трудозатратным видом контента, но его тоже можно делать быстро и бюджетно. Визуализация помогает восприятию: люди скорее заметят удобную и увлекательную подачу и будут благодарны. А в кризисный период особенно важно держать эмоциональную связь с аудиторией.

Визуальный сторителлинг поможет увлекательно рассказать про бренд, философию, продукт, работу сервиса, сотрудников. А ещё описать ваш подход в нынешней ситуации или принятое решение. Текстом может прозвучать сухо, а визуал поможет добавить фактуры и эмоций.

Яна Коваль, Креатор Nimax

Для быстрого продакшена можно использовать подручные средства: архивные кадры, зум-видео, съёмки на фронталку или кружочки Телеграма, мобильную съёмку, UGC-контент, авторские стоки.

Склеить разношерстные материалы в историю и вписать в концепцию ведения аккаунта помогут текст или голос за кадром, субтитры и привычные графические приемы, например, графика и шрифт.

Вот несколько примеров.

Как быть с интеграциями и блогерами

Сейчас с инфлюенсом не помешает осторожность. Многие высказали личное отношение к ситуации, есть риск нарваться на хейт или маленькие охваты. Предлагаем пока пересмотреть планы по амбассадорству: двигаться короткими итерациями, отказаться от долгосрочного планирования.

Ваня Стуков, Тимлид команды инфлюенс-маркетинга Nimax

Ситуация в VK и Телеграме похожая. Многие блогеры перешли туда из Инстаграма: создали свои каналы, страницы или вернулись к ведению старых.

Самым стабильным вариантом размещения у инфлюенсеров сейчас выглядит Телеграм. Там давно сформировался рынок, можно прогнозировать стоимость одного просмотра и интеграции, продвигать каналы и вести на сторонние ресурсы. Например, предлагать сделать покупку на сайте.

А вот рынок размещений VK формируется заново. Раньше реклама была только в сообществах и группах. Сегодня мы видим, что на личных страницах лидеров мнений уже начали появляться первые интеграции — соцсеть запустила большую программу поддержки авторов.

Подкасты продолжают выходить в Яндекс.Музыке и BOOM, но, в отличие от VK и Телеграма, они больше подходят для повышения узнаваемости и хуже работают на лидогенерацию и покупки.

Полезными материалами о маркетинге в новом времени мы делимся в телеграм-канале Команда Nimax. Будем рады увидеться в комментариях. Остаемся на связи!

3939
4 комментария

Хабр, виси, ixbt — безусловно, а вот тенчат пока перегружен весьма функционалом (перестаралось ребята немного, пока не тянет заниматься им)

1
Ответить

Согласна. Пока сил нет даже дублировать туда контент. Но чувство того, что пропускаешь что-то новое и важное не покидает)

1
Ответить

Спасибо за статью!

1
Ответить

1
Ответить