Как сделать компанию привлекательнее с помощью брендинга: разбираем кейс ZenCode

Привет, это Antro. Мы делаем брендинг так, чтобы он конвертировался в прибыль для клиента. Разобрали, как для этого исследуем рынок, делаем выводы, а затем превращаем работу в брендбук.

Как сделать компанию привлекательнее с помощью брендинга: разбираем кейс ZenCode

В прошлом году нам написали ZenCode. Это IT-компания, которая предоставляет разработчиков и выделенные команды для других проектов. У ребят два офиса: в Тамбове и в Пензе — программистов набирают преимущественно там.

Управленцы компании хотели отредактировать фирменные цвета компании, поправить логотип и разработать иконки для оформления. Но пришли к тому, чтобы устроить полноценную работу по внутреннему брендингу. Рассказываем, как вели работу.

Выявили проблемы

Мы провели серию интервью с с генеральным директором ZenCode Сергеем Володиным. Провели бриф, чтобы определить задачи компании. Разобрались, зачем вообще команда хочет доработать бренд. Общался с Сергеем кофаундер Antro Костя Щербина — два управленца легче поймут друг друга, чем кто-либо ещё.

Во время диалога поняли, что бренд в первую очередь нужен для HR, чтобы легче привлекать соискателей. Компания быстро растёт, и зачастую сотрудников не хватает, чтобы сохранять высокий темп в работе.

Мы выделили три проблемы, которые нужно преодолеть с помощью брендинга:

У компании нет сформированных ценностей и корпоративной культуры. Это проблема для найма: согласно отчёту Global Brand Health Report сервиса Hired, 45% соискателей выбирают компанию по тому, какие ценности она разделяет.

На момент наших созвонов философию команды транслировал лишь директор. Сотрудники просто приходили на работу и выполняли свои задачи. Нужно было сформулировать ориентиры, которые бы объединяли работников и привлекали соискателей.

Текучка кадров. Привлекать новых сотрудников было сложно: они приходили только по рекомендациям специалистов из команды, либо после «холодного рекрутинга». На найм нового работника уходило много времени — HR-специалистам хотелось его сократить.

Для опытных сотрудников не существовало дополнительной ценности от работы. Когда они дорастали до потолка в компании, уходили в разработку продуктов. Требовался дополнительный фактор, который бы удерживал сотрудников в команде.

По исследованиям, инвестиции в бренд помогают сократить текучку кадров на 28%. Своей работой мы помогали и с этой задачей.

О компании мало информации в открытом доступе. Из-за этого соискатели переживали, что компания маленькая и может закрыться. Рекрутёрам приходилось презентовать компанию с нуля, чтобы заинтересовывать кандидатов.

Главная задача нашей работы — сделать представление о компании понятным для соискателей. Нам нужно оформить бренд так, чтобы действующие сотрудники стали более сплочёнными, а найм выходил быстрее и дешевле

Константин Щербина, кофаундер Antro

Собрали информацию о 17 конкурентах

Любой проект мы начинаем с конкурентного анализа. Он помогает определить, какие нормы есть на рынке, чем компания заказчика отличается от других организаций, какие практики стоит перенять. Анализ даёт понимание, как развивать компанию: на что сделать упор, чтобы выделяться на рынке, и заказчики выбирали вас, а не конкурента.

Список конкурентов мы получили от ZenCode — три списка с компаниями из Пензы, Тамбова и командами с похожей деятельностью со всей России. Мы профильтровали базу и оставили только те компании, которые целесообразно анализировать: есть сайт или социальные сети, развивают бренд, визуально и ценностно не застряли в девяностых.

Критериев для сравнения было четыре:

  • Привлекательность для соискателей. Смотрели, что делают компании, чтобы заинтересовать потенциальных сотрудников.
  • Визуальный образ. Мы анализировали, как выглядят компании: какие приёмы используют в графике, какие цвета задействуют.
  • Язык коммуникации. Это то, как общается компания на своих ресурсах. Определяли, какой подход получает больше положительных реакций.
  • Основные ценности. Выявили, какие установки транслируют другие компании. Так мы понимали, какие ожидания есть у соискателей на рынке.

Когда мы определили категории для сравнения, начали собирать информацию. Пользовались открытыми источниками: раз готовим публичный образ для клиента, то и анализировать у других должны только публичный образ. Без болтовни от бывших сотрудников и прочих закрытых данных.

Мы отсматривали сайты и аккаунты в соцсетях вручную — так формировали общее впечатление и оценивали, насколько легко найти информацию о компании. Данные для сравнения собирали по ключевым запросам, например «ценности». Это помогало находить упоминания нужных позиций.

Информацию для потенциальных сотрудников мы искали на Head Hunter и других рекрутинговых площадках. Если в компаниях были открытые вакансии, звонили для уточнения: расспрашивали рекрутёров об условиях и уточняли детали.

По итогам выделили две категории преимуществ: базовые и редкие. Базовые — те, что встречаются в большинстве компаний. Соискатели воспринимают эти предложения как норму, поэтому их необходимо внедрять. Редкие — те, что встречаются не так часто. Так можно найти идеи, чтобы их позаимствовать.

Например, несколько базовых преимуществ в сегменте:

  • стажировки и обучение для соискателей;
  • удалённая работа;
  • гибкий график;
  • корпоративные мероприятия.

Правило простое: если конкуренты пишут «у нас офис с чаем, печеньками и дженгой» — пейте чай, ешьте печеньки и играйте в дженгу. Это норма рынка, и если вы не будете ей соответствовать, кандидаты уйдут на чаепитие к конкурентам.

Яна Севостьянова, лид бренд-дизайнеров Antro

Определили, что большинство компаний — красные и современные

В конкурентном анализе мы сравнили, как компании общаются с аудиторией. Мы выделяли, какие ценности они транслируют, какой стиль общения используют. Определяли общие тенденции и фиксировали результаты.

Мы определили семь шкал для сравнения. На каждой из них — две противоположные характеристики. Каждой компании присваивали значение, насколько она соответствует одному или другому критерию.

Пример одной из страниц с выводами. Там, где сосредоточено большинство компаний, сформировались нормы рынка. В остальных случаях можно занимать свободные ниши
Пример одной из страниц с выводами. Там, где сосредоточено большинство компаний, сформировались нормы рынка. В остальных случаях можно занимать свободные ниши

Когда анализировали визуальное оформление компаний, располагали их на цветовом спектре. Это необходимо, чтобы понять, какие цвета используют в сфере чаще всего. Если тоже использовать их в дизайне, можно стать очередной компанией, которую путают с десятками похожих.

Конкуренты ZenCode заняли почти весь спектр красного. Определили, что для уникального фирменного стиля нужно использовать свободные зоны — весь спектр фиолетового и синего, оранжевый и, с меньшей вероятностью голубой и зеленый
Конкуренты ZenCode заняли почти весь спектр красного. Определили, что для уникального фирменного стиля нужно использовать свободные зоны — весь спектр фиолетового и синего, оранжевый и, с меньшей вероятностью голубой и зеленый

Результаты конкурентного анализа мы упаковали в большую презентацию. Только выводы заняли 51 слайд.

Как сделать компанию привлекательнее с помощью брендинга: разбираем кейс ZenCode

Выявили, что ценят разработчики

Для ZenCode мы подготовили домашнее задание: попросили команду подготовить список преимуществ, которые их выделяют. Для этого разработали большую анкету: предусмотрели в ней закрытые вопросы, чтобы выявить «среднюю температуру по палате» и открытые — на размышление и фантазию. Информация из ответов пригодилась нам, чтобы сравнить предложение компании с тем, что предлагают конкуренты.

После мы пообщались с руководителем команды и сотрудниками. Каждый из них поделился, какие ценности определяет для компании, что считает важным в работе, каким критериям должна соответствовать идеальная организация.

Утилитарные ценности распределили по трём категориям:

  • для штатных сотрудников — с опытом и без опыта
  • для соискателей
  • для удалённых сотрудников

А дальше пошли на Head Hunter — смотреть резюме разработчиков. Ориентировались на джунов и мидлов, как на основную аудиторию компании. Из резюме определяли усреднённые запросы кандидатов к компаниям: им нужно соответствовать, чтобы легче привлекать соискателей.

На пересечении представлений действующих и потенциальных сотрудников мы сформулировали 12 ценностей, которые характеризуют ZenCode. Некоторые из них:

Как сделать компанию привлекательнее с помощью брендинга: разбираем кейс ZenCode

Когда ценности чётко сформулированы, гораздо легче формировать образ компании. В этом случае коммуникация с аудиторией будет системной, а не по принципу «я так чувствую». Это помогает развивать бренд последовательно и больше привлекать целевую аудиторию.

Мы определили смысловое пространство и выделили качества, которые транслируют компании, и от каких дистанцируются. Это задаёт ориентиры для команды
Мы определили смысловое пространство и выделили качества, которые транслируют компании, и от каких дистанцируются. Это задаёт ориентиры для команды

Доработали оформление и подготовили брендбук

Работу над визуальной частью мы расписали в кейсе на нашем сайте. В этой статье пройдёмся по изменениям коротко.

Внесли несколько правок в оформление. Немного скорректировали цвета компании, добавили дополнительную версию логотипа для аватарок.

Паттерны в виде неидеальных эллипсисов на фоне — элементы фирменного стиля
Паттерны в виде неидеальных эллипсисов на фоне — элементы фирменного стиля

Немного изменили маскота. Сотрудники его любят, поэтому мы оставили его почти без изменений — лишь немного доработали, чтобы он выглядел добрее.

Эволюция маскота во время нашей работы
Эволюция маскота во время нашей работы

Вся часть с оформлением ушла в гайдбук, а в брендбуке мы описали характер компании, стиль её общения, историю, миссию и другие составляющие философии команды.

Потенциальные клиенты воспринимают разные аспекты компании единой сущностью. Если им что-то не понравится, они откажутся от бренда уже после первого негативного опыта — так поступают 37% пользователей. Брендбук делает компанию целостнее: с его помощью клиенты и подрядчики смогут получить одинаково хорошее отношение.

Мы совместили брендбук и гайдбук в одно большое руководство. В первой части рассказываем о позиционировании, во второй — как работать с фирменным стилем
Мы совместили брендбук и гайдбук в одно большое руководство. В первой части рассказываем о позиционировании, во второй — как работать с фирменным стилем

Сделали клиента довольным :)

Вместе с ZenCode мы проделали большую работу: помогли команде сориентироваться и сфокусировать своё позиционирование на рынке. Доработали HR-бренд, чтобы он мог привлекать больше соискателей. Лучше всех итоги подведёт заказчик:

Мне понравился сам процесс. Со мной проводили брейнштормы не только по визуалу, но и по общему бренду. В итоге это и хороший результат, и богатый опыт от работы с ребятами. Много пищи для размышлений. Брендбуком активно пользуемся, он сильно упростил и в чём-то даже улучшил нашу жизнь.Сейчас постепенно внедряем новый визуал: приводим соцсети в порядок и готовимся делать новый сайт. По ценностям и бренд-платформе результат увидим в перспективе. По щелчку начать использовать наработки у нас не получается, будем постепенно адаптировать и внедрять

Сергей Володин, CEO ZenCode

Подпишитесь на наш телеграм-канал, если вам понравилась статья. В нём мы пишем о дизайне и пользовательском опыте, рассказываем о своей работе. А если ищете команду для разработки дизайна — напишите нам. Мы разберёмся в вашей задаче, проведём исследования и подготовим работу.

5151
41 комментарий

какая крутая ящерка

5

Стало подобрее, скажите?)

1

Очень круто, что вы так заморачиваетесь! Часто вижу дизайнеров, которые ни одного решения обосновать не могут.

4

потому что закончат разные курсы, но увы ничего толком не умеют

2

Спасибо, мы и правда очень старались!

1

Спасибо! Лично у меня другой опыт, часто общаемся с ребятами коллегами и все шарят. Но это конечно мой информационный пузырь, будем надеяться, что так будет делать побольше людей)

1

намного лучше оригинала

4