70+ Telegram-каналов про PR и коммуникации

<p>Иллюстрация по промту «50 Телеграм-каналов про PR» от GigaChat.</p>

Иллюстрация по промту «50 Телеграм-каналов про PR» от GigaChat.

Я подписан на ≈100 авторских Telegram-каналов про всё на свете: PR, дизайн, музыку и так далее. В отличие от новостных медиа с кочующим с площадки на площадку контентом, в своих личных каналах авторы делятся реальным опытом, кейсами и захватывающими историями из жизни. Причём неважно, 30 подписчиков у автора, 1000 или 10 тысяч — каждый из них интересен по-своему.

Работая в коммуникациях, я решил собрать в одной статье максимальное число качественных Телеграм-каналов про пиар и смежные сферы: маркетинг, копирайтинг, работу в индустрии и т.д. Собирал их по следующему принципу (и/или):

  • Читаю канал сам;
  • Канал порекомендовали в комментариях к моему посту о сборе, я его изучил и сам готов советовать.

Получилось больше 70 штук. Все каналы я разделил на три группы: авторские каналы про PR, авторские каналы про смежные сферы и корпоративные/общественные каналы на те же темы. Каналы организаций включал, только если там есть уникальный полезный контент, а не сплошной репостинг новостей.

Оговорка: есть «Беспощадный пиарщик», БП online, UnderПяр и «Лобушкин». Их, я думаю, и так читают большинство людей в индустрии. А теперь — к каналам поскромнее, но не менее классным.

Авторские каналы про PR

Канал вашего покорного слуги и автора этой статьи — Ярослава Мешалкина (работал топ-менеджером по коммуникациям в ESforce (VK), Virtus.pro, «Европлане» и др.). Я один из архитекторов того, как сейчас в России воспринимают гейминг и киберспорт. В канале травлю байки, рассказываю истории из опыта и иногда пишу заумные вещи про коммуникации.

Канал Ирины Питерсон, которая работает в PR более 20 лет (Нордеа Банк, Сбер, ВТБ, ИКЕА). Сейчас — частный консультант и практик, специализирующийся на работе со СМИ. Канал — дневник и портфолио Ирины с личным опытом и размышлениями о PR.

Канал Дарьи Лапшиной, аккаунт-директора PR-агентства Comunica. Даша — пиарщик с журналистским и актёрским образованием, служила в двух театрах, преподавала в детских студиях, работала на ТВ. «Птички в голове» — её камерный канал про пиар, смыслы и творчество.

Канал Наталии Альгешкиной (Сбер), пиарщика из Чувашии с 13-летним опытом, которая с юмором и пользой рассказывает о региональном PR, SMM и рекламе.

Канал Ярослава Федосеева, пишущего и работающего под девизом «Пиарщик нового времени — это инженер национальной идеи». Остро, жёстко, патриотично.

Канал Анастасии Журавлёвой, PR-директора предпринимателя Юрия Максимова, ранее занимавшей посты директора по PR в QIWI, YADRO и др. В канале пишет «поразительные истории про PR» — и это правда! Сильный авторский канал от одного из реальных топов индустрии.

Канал Юлии Эмм, пиарщика со стажем 18+ (Сбер, НМГ, «Михайлов и Партнёры»). В канале рассказывает о своём опыте, делится наблюдениями за профессией, кейсами и технологиями.

Канал Ивана Афанасьева, который отвечает за PR российского специализированного машиностроения. Я лично знаю Ивана кучу лет и он мастер острого слова — обязательно пройдитесь по хэштегу #диалоги_которых_не_было , получите массу удовольствия от зарисовок с PR-натуры.

Канал Нины Ваниной — пиарщицы, жены, мамы и автора подкаста о современных женщинах «Встала и пошла». А ещё Нина создала и развивает небольшое коммуникационное агентство КАНВА. В канале рассказывает про навыки коммуникации, применимые в жизни, подкасты, свой путь в предпринимательство, а также про свою семью (что тоже очень интересно — ведь все мы живые люди).

Канал Андрея Чиркова про PR в цирке (не шутка). Андрей работает в пресс-службе питерского Цирка на Фонтанке, а в канале делится своими мыслями, инсайтами, озарениями и умозаключениями. Получилось некое подобие заметок пресс-секретаря из культурной индустрии и обычного пробивного парня.

Канал Ольги Песковой — консультанта по PR, преподавателя НИУ ВШЭ. Очень необычный и актуальный канал про информационные войны, чёрный пиар, пропаганду и “cancel culture”.

Канал Юлии Матвеевой, экс-PR директора Национальной Музыкальной Корпорации, PR-директора лейбла «Подземка». Работала в пиар-командах множества селебрити, но главное — она придумывает сумасшедшие (и эффективные) PR-акции с говорящими именами: «Мужчина из сна», «Сбежавшая невеста» (топ-10 PR-кейсов для музыкантов по версии BandLink) и др.

Канал Анны Борисовой для PR-специалистов, продюсеров и маркетологов. Разбирает кейсы, делает подборки новых подкастов и YouTube-каналов, составляет аналитику, которую репостит к себе даже Ксения Собчак.

Канал Евгении Велевой, рассказывающий о PR, коммуникациях и литературе. Женя окончила филфак, родом из Карелии, поэтому всё с региональным контекстом и филологическим подтекстом. Опыт 12+ лет: РБК, Segezha Group, «Леруа Мерлен», пресс-служба главы Республики Карелия.

Канал Александра Каримова, пиарщика «СофтКлаб» и «Купикод». Пишет об играх, кино, пицце и мемах. А ещё о пиаре в игровой индустрии, конечно.

Канал Владислава Александрова, PR-менеджера в диджитал-агентстве Wemakefab. Пишет про сферу диджитал и всё, что с ней связано. Любит самоиронию, сарказм, мемы и шутейки.

Канал Марии Белевитневой, консультанта по PR с 20-летним опытом в коммуникациях. Экс-журналист «Ведомостей» и Reuters, отвечала за PR в международных FMCG и фармкомпаниях. Публикует много лично-профессиональных историй.

Канал Анна Подпрятовой из ВШЭ. Автор больше 10 лет делала персональный бренд, digital PR и официальные коммуникации для первых лиц страны. В канале публикует новости и кейсы людей и компаний, которые строят бренд в медиа.

Канал Юрия Нестеренко, эксперта по интегрированным коммуникациям, с необычным взглядом на тренды и новости, экспертными мнениями с рынка PR и GR.

Канал Ксении Тиханкиной, организатора премии LOUD и преподавателя PR в ЛЭТИ. Ппро работу в PR, личный бренд и осознанные коммуникации.

Канал Дарьи Бонд, PR-консультанта, ментора и даже Head of HR в швейцарской entertainment-компании. Пишет для всех, кто ищет структурных знаний в коммуникациях и хочет выйти на новый уровень в развитии своего бренда.

Канал Алексея Чернышова, независимого пиар-агента, автора подкаста «Пиар по-русски». Пиарщик, который 10 лет отработал на заводе, а потом в ковид ушёл и открыл свое дело.

Канал Юлии Моховой, фаундера JM Communications. Пишет о пользе социальных и бизнес-коммуникаций. Среди клиентов: Альфа-Банк, Ростелеком, РЖД, Росатом и Газпром.

Канал Розалии Каневской (создательница Mediabitch и агентства MONTANA) о PR, полезных программах, новых медиа и эффективности.

Канал Татьяны Соколовой, пиарщика «Хантфлоу». Пишет про PR по любви, пытаясь разобраться, как стать пиарщиком эффективным, но не потерять любовь к профессии (и это действительно та ещё задачка).

Канал Лизы Таировой, где она рассказывает про PR для экспертов и брендов: разбирает кейсы и делится своим опытом продвижения личных брендов. Лиза пиарит и себя лично, делясь всеми лайфхаками по продвижению в канале.

Канал Стаса Бендиченко, «PR-директора из жаркой Сибири». За плечами опыт интернет-журналистики, в PR (как управленец) c 2015 года: ритейл, угольная сфера, государственная, медиа. В канале пишет о современной специфике PR, маркетинге и диджитале.

Канал Анастасии Семёновой, PR-консультанта с 13-летним опытом. В канале публикует обзоры креативов, новости и тренды, которые могут вдохновить на идеи.

Канал Анастасии Ждановой, PR-менеджера в диджитал-агентстве Wemakefab. Автор старается находить нетривиальные подходы и писать про вещи, с которыми многие ежедневно сталкиваются, без духоты.

Канал Ксении Косоян, свободного PR-менеджера. Делится практическим опытом, обозревает новости, а также рассказывает о том, как не потерять себя и свои амбиции, находясь в декрете. Ксения успела поработать с такими брендами, как Rubeus Milano, Graham&Pott, Château Côtes de Saint Daniel.

Канал Екатерины Сербиной про юридический PR. Рассказывает, как юристы могут выйти на новый уровень клиентов и своей карьеры с помощью юридических коммуникаций.

Канал Дарьи Иноятовой с познавательными постами о PR в России и фантазиями на тему, какая креативная стратегия могла быть у «Теремка». Название говорит само за себя: на канале много подборок с доступными инструментами для самостоятельного продвижения, а также советы начинающим пиарщикам. Дарья работала с Hobby Games, Chika Bar и «Кухней на районе».

Анонимный канал со взглядом на пиар-карьеру, инструменты, отчётность и трудности со стороны пиарщика небольшого диджитал агентства. «Иногда ною, иногда смеюсь над чем-то, но коллеги говорят — жиза».

Анонимный канал, который ведут журналист-международник и пиарщица (пишут, что оба злые). Весьма интересный и личный взгляд на события в мире и в нашей прекрасной индустрии.

Канал Тимура Асланова о PR, медиа, рекламе, маркетинге и коммуникациях. Автор — бизнес-тренер, спикер, издатель и главный редактор журнала «Пресс-служба».

Канал Елизаветы Леонтьевой и Ксении Белоусовой, основателей PR-агентства Fame. Девушки работают с предпринимателями, онлайн-образованием и FMCG брендами. На канале разбирают успешные и не очень PR-кейсы (обязательно почитайте пост про интервью Макана), делятся практическими рекомендациями и предложениями для выступлений.

Авторские каналы про смежные сферы: маркетинг, копирайтинг, вакансии и др.

Канал Антона Буланова о стратегиях, стратегах и стратегировании. Антон (помимо того, что он друг автора статьи) — абсолютная легенда маркетинга. Психолог, эксперт по стратегиям и идеологии, доктор экономики. Автор двух книг, лучший медиаменеджер России и прочая, и прочая.

Канал Тани Ивановой, президента Ассоциации блогеров и агентств и СЕО агентства hello blogger. Рассказывает множество интересных вещей про диджитал. Как и автор статьи, уважает гейминг и киберспорт.

Канал Елены Сичкар, незрячего копирайтера, автора, блогера. Пишет, собственно, про копирайтинг и незрячие будни. Очень искренний и такой же профессиональный канал.

Канал Владимира Култыгина, моего друга, выпускника факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и полиглота. Пишет о переводах и о языках — в основном о португальском, английском и польском. И о Латинской Америке. И заметки обо всём на свете.

Канал Ольги Дементьевой, руководителя консалтингового агентства HR4PR, специализирующегося на подборе топ-менеджеров в области коммуникаций/маркетинга. Ключевые назначения и отставки в нашей индустрии, вакансии, советы и рекомендации.

Канал Юлии Штейман о текстах, редактуре, Телеграме и литературе. Здесь вы узнаете, как круто писать и развивать свой канал, чтобы на нём зарабатывать. А ещё у автора четверо детей, но нет мамского контента.

Канал Дмитрий Комендантова, директора по работе с государственным сектором VK. И, по собственному признанию, начинающего блогера. Ведёт канал для тех, кто хочет посмотреть на себя со стороны, поговорить про свою карьеру, себя в профессии или зашёл в тупик профессиональный и личный. У читателей есть возможность помочь не только себе, но и благотворительным фондам, которые Дмитрий поддерживает.

Канал Ирины Кибиной, в прошлом — заместителя генерального директора RUSATOM Overseas, вице-президента ТНК-ВР, вице-президента EVRAZ Group и т.д. Ныне — одной из ведущих экспертов по эффективному взаимодействию в бизнесе, лидерству, управлению конфликтами, повышению эффективности работы команд топ-менеджеров. Об этом и рассказывает в канале.

Канал Артём Логинова, СЕО агентства КОМРЕДА, ex-PR Team Lead в Пиархабе. Рассказывает о том, как заработать в digital что-то кроме трёх рублей и геморроя.

Канал Алексея Парфуна, CEO Agenda Media Group, вице-президента АКАР. Рассказывает о грамотном управлении собой и командой, о нейросетях для продуктивности, свежих трендах в профессии — а ещё просто травит байки из практики топ-менеджера.

Анонимный канал директора по маркетингу и владельца медиабаинговой команды. Рассказывает о тёмных сторонах маркетинга, арбитраже трафика и т.п. Использовать необязательно, но, я думаю, знать надо.

Канал Павла Одокиенко, «алкоблогера» и медиаменеджера. Очень необычный канал, где Паша публикует приглашения на ивенты (презентации, пресс-конференции, вечеринки и пр.), куда его зовут бренды. А ещё там вакансии в индустрии.

Канал Ирины Райт — консультанта по коммуникациям с 15 годами опыта в PR (руководила пресс-службой МегаФона, отвечала за корпоративные коммуникации в Tele2). В канале пишет про коммуникации, самореализацию и смелость быть собой в разрезе авторской концепции Homo Publicus.

Канал Алины Щеблецовой — ex. senior PM и бренд-продюсера в SETTERS и SETTERS Media. Публикует истории и выводы об управлении и карьере, отдельных кампаниях и работе с мышлением.

Канал Дарьи Кармадоновой — журналиста, редактора отдела экспертного контента RB.RU. Пишет про работу в медиа, немного про клиентов и продажи; воспоминания и факапы, между строк — полезные советы.

Канал Владислава Синчугова, исполнительного директора в Центре робототехники Сбера. Пишет про публичные выступления, ораторское искусство, оформление презентаций и технику речи.

Канал Ивана Большакова. Говорит, что копирайтер — и реально живо пишет. В канале рассказывает и про факапы, и про крутые вещи. «Мясо, изнанка и прочий убедительный продающий текст, чтобы все такие “Вау!” и подписались».

Канал Юлии Дорониной, CMO в IT-стартапе. В канале показывает закулисье будней CMO и кофаундера cybersecurity-проекта, ведёт практические заметки для тех, кто строит или планирует запускать свой стартап.

Канал Глеба Васильченко, владельца собственного рекламного агентства и интернет-технолога. Рассказывает про маркетинг, новости и политику. С хорошей аналитикой и интересным авторским взглядом.

Канал Ивана Макарова с аналитикой и новостями медиапотребления. Иван — мощный медиаменеджер («Дзен», РБК, «Магнит», Sports.ru и др.), канал читать очень познавательно.

Канал Аси Власовой, фаундера коммуникационного агентства iTrend для ИТ-компаний. Рассказывает о предпринимательстве и ИТ.

Канал Аси Шабалиной, директора digital департамента агентства iTrend. Рассказывает о digital PR и SMM для IT-компаний. Стратегии, подходы к контенту, потенциал рекламных инструментов и как всё это работает в b2b.

Канал Надежды Кобиной, CEO агентства «Космос-4», которое специализируется на создании персональных брендов для топ-менеджеров. На деле, а не как это нынче модно, когда каждый инстаграмщик вдруг становится «экспертом по личному бренду». В канале Надежда пишет о том, как сделать имя инструментом влияния на бизнес и карьеру.

Канал Леры Дмитриевой, бизнес-консультанта с 14 годами опыта работы в ивентах и 9 — в маркетинге и менеджменте. Пишет про использование ивентов в маркетинге и продвижении. Специфический юмор, много профессиональных лонгридов, метрик, обзоров и прочих аналитических штук.

Канал Наты Акимовой, маркетолога. Публикует информацию с актуальными горящими запросами ТВ и других СМИ (чувствую коммерческую составляющую, поэтому канал в группе «околопиара»).

Канал Ильи Ефимова. Автор — контент-маркетолог, редактор и креативный копирайтер. Пишет про менеджмент создания текстов и системную работу над проектами — о том, как брифовать клиентов, и строить взаимодействие в команде. А также про разные виды и форматы контента и про его визуализацию.

Канал Максима Лунина о коммерческих текстах, журналистике и писательстве. Но в основном с вакансиями в копирайтинге.

Корпоративные и общественные каналы про PR и смежные сферы

Канал пермского PR-агентства «Март» о региональном пиаре и коммуникациях: кейсы, инструкции, советы по продвижению в СМИ и соцсетях. Ведётся при непосредственном участии основателя и CEO агентства Любови Акимовой.

Канал агентства PR Perfect о коммуникациях: бесплатные инструменты продвижения, удачные и не очень кейсы. Ведётся при непосредственном участии основателя и CEO агентства Кристины Петровой.

Канал агентства PR-Consulta. Освещают новости медиа, PR и digital-коммуникаций, делятся лайфхаками и наблюдениями, проводят интересные исследования.

ComInsights
Канал компании PR News Лилии Глазовой об анализе коммуникаций. Здесь рассказывают, как работают различные метрики и способы измерения, делятся кейсами из практики, собирают подборки полезных сервисов, публикуют анонсы профильных курсов. А также делятся полными версиями презентаций исследований и объясняют сложные материи с помощью карточек.

Канал МиП. Из особо интересного — регулярное раскрытие темы ESG и «словарь коммуникатора».

Канал известного профильного сообщества. Поток из запросов контактов в СМИ, поиска спикеров для выступлений на конференциях и в медиа. Плюс есть вакансии.

Канал коммуникационного сообщества prspb (питерские пиарщики, но не только — например, автор статьи тоже подписан). Анонсы, вакансии, аналитика с фокусом на Северо-Западе.

Канал про диджитал-коммуникации, PR и медиа. Много аналитики и отраслевых новостей, включая назначения и отставки.

Канал СКАН-Интерфакс. Здесь регулярно выпускаются отраслевые рейтинги, рассказывается про медиааналитику и публикуются свежие новости и лайфхаки из мира PR.

Канал с приглашениями для журналистов и блогеров на мероприятия, поиском героев для сюжетов, экспертов для публикаций и т.д.

Канал MEDIACOM. Из особо интересного — много индустриальных исследований, аналитики и рекомендаций.

Канал PR-агентства «Управление пониманием», где можно почитать о важности доверия в коммуникациях, как их эффективно выстраивать с помощью PCM (модель процесса коммуникации) и поискать смыслы в работе. Коллеги делятся лайфхаками профессии и создают забавные мемасики.

Пиарошная
Канал проекта нейросети для пиарщиков и владельцев бизнеса. Новости рынков PR/AI, обучение и т.д.

Канал агентства BALAGAN через призму творчества, креатива, объединений и маркетинга. Рассказывают про стиль и продюсирование.

Канал про работу в пиаре от Rassvet.digital, а также новости от акселератора и образовательных проектов агентства.

Бонус

Для удобства я создал для вас две папки:

Приятного и полезного чтения!

3131
44 комментария

спасибо за подборку :) на самом деле самая большая на моей памяти)
можно ещё включить https://t.me/pyaroshnaya

4
Ответить

и https://t.me/underpyar тоже, не увидел) если где то в списке есть, не бейте :)

2
Ответить

Изучу, спасибо!

1
Ответить

Добавил канал нейросети))

1
Ответить

Спасибо автору за его труд и всеобъемлющую подборку)

2
Ответить

Автор доволен)

Ответить

Добрый день
Вот еще хороший: «Надо было вчера»
https://t.me/nadobulovchera

1
Ответить