Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Унывать и жаловаться – не для промышленных дизайнеров. 2020 год, который везде уже окрестили как самый плохой и ужасный, мы провели с надеждой на лучшее. Раскрываем карты: что удалось сделать в прошлом году.

Глобальное исследование рынка промышленного дизайна

Дизайн-процесс начинается с исследования. Невозможно работать в вакууме, ориентируясь только на себя. Поэтому еще в конце 2019 года 2050.ЛАБ запустил масштабное исследование рынка промышленного дизайна. В России подобных исследований больше нет.

Оно состоит из трех блоков: исторического (со времен СССР до наших дней), актуальной картины рынка, основанной на мнении ведущих профессионалов, а также 10-летнего прогноза развития отрасли. В третьей части приведен анализ состояния зарубежного рынка промышленного дизайна.

Совместно с Autodesk открыт Центр компетенций по промышленному дизайну

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Кстати, опрошенные нами для проведения исследования представители вузов часто говорили, что они всеми силами стремятся дать студентам максимум, но есть темы, которые все равно западают. Одна из них – это умение пользоваться современными программами. Оказалось, что это общая проблема, даже среди тех, кто давно окончил вуз и сейчас активно работает. Информации на русском языке не так много, часто приходится осваивать системы чуть ли не интуитивно.

Поэтому 2050.ЛАБ совместно с компанией Autodesk - крупнейшим мировым производителей программного обеспечения для дизайнеров, создали Центр компетенций. Наш шеф-дизайнер и два моделлера получили сертификаты инструкторов по работе с программами Autodesk Fusion 360 и Alias Design. По сути, они подтвердили глубину своих компетенций на международном уровне.

Теперь мы проводим тренинги для всех желающих: новичков, тех, кто уже давно пользуется софтом. Так как программа, образно говоря, межотраслевая, 2050.ЛАБ сделал отдельные тренинги для инженеров. Сейчас у нас есть опыт работы с крупными компаниями, для которых разработаны индивидуальные программы.

Design Day 2050

Еще одна «болевая точка» промдизайна в России – отсутствие экосистемы. Промышленность, дизайн-студии, институты развития и т.д. недостаточно взаимодействуют друг с другом. Не хватает дискуссионных площадок, где все могли бы собраться и поговорить, поделиться опытом.

Чтобы помочь формированию экосистемы промдизайна, 29 июня, в Международный день промышленного дизайна мы провели Design Day 2050. Пять часов стрима. Эксперты, руководители индустриальных компаний, государственных и общественных организаций, ВУЗов, энтузиасты и любители отрасли со всего мира. Многие спикеры выходили прямой эфир не только из России, но и из США, Германии, Франции и Италии.

Вступление в WDO

2050.ЛАБ официально вступил в World Design Organization (WDO). Членами WDO являются более 170 организаций со всего мира. И вступление в организацию – это доступ к опыту участников международного рынка, возможность взглянуть на рынок шире, что тоже нужно для развития экосистемы промышленного дизайна в России.

Так считает и Президент WDO Срини Сринивасан. Он выразил надежду, что этот факт – движение к еще более глубокой интеграции российского промышленного дизайна в мировую индустрию, обмену опытом и мнениями.

Всероссийский конкурс генеративного дизайна

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Сразу после Design Day 2050 был дан старт Всероссийскому конкурсу генеративного дизайна. Generative design – это достаточно новая и перспективная технология. Суть ее в том, что при разработке детали или узла дизайнер или инженер задает компьютеру все необходимые параметры, а машина предлагает массу вариантов. Дизайнеру надо выбрать лучшие.

При этом технология эта очень перспективна. Международные исследования говорят, что рынок генеративного дизайна будет расти невероятными темпами, так как технология позволяет экономить время, повышать эффективность работы и многое другое.

Поэтому 2050.ЛАБ не просто организовал конкурс, но и в рамках него провел просветительскую программу, где рассказывал о технологии, показывал, как можно ее применять. Это нужно для популяризации и самой технологии, и промдизайна, и развития промышленности. Без этого сложно будет говорить о конкурентоспособности нашей экономики.

На конкурс зарегистрировались более 200 человек из разных городов и даже сел. Три финалиста включены в кадровый резерв ТМХ – крупнейшего производителя подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ. Один из финалистов сейчас работает в нашей дизайн-студии. Победитель же получил главный приз – 150 тыс. рублей, а также возможность сотрудничества с компанией ТМХ.

Дизайн интерьера концепта модульного вагона

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

В 2020 году нам удалось показать возможности промышленного дизайна широкой публике. Знаковым стал проект дизайна интерьера концепта нового плацкартного вагона (выполнен для ТМХ) – его мог посмотреть каждый желающий на Павелецком вокзале Москвы.

85% из 3,5 тыс. тех, кто оставил отзыв после посещения вагона, дали высокую оценку дизайну.

В новом вагоне пассажиры верхних и нижних полок обеспечены равным уровнем комфорта. Также для удобства путешественников дизайн-команда придумала решения, позволяющие любому человеку уединиться на своем месте.

Дизайнеры полностью переосмыслили внутреннее пространство плацкартного вагона. «Пассажиры верхних полок могут удобно сидеть на своих местах. Багаж и обувь складываются в специальный модуль, который расположен внутри жилого отсека и разделен на отсеки, закрывающиеся дверцами. У каждого путешественника есть собственные столики, шторки, чтобы отгородиться от соседей. Для удобства поездок в паре в перегородках между соседними отсеками сделаны специальные «окошки», открыв которые можно легко общаться друг с другом», - рассказывает о новых решениях шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков.

Дизайн интерьера капсульного вагона

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Буквально через месяц после презентации модульного вагона, был представлен концепт интерьера капсульного пассажирского вагона. Проект также выполнен по заказу ТМХ.

Капсульный вагон – еще один некупейный вагон, созданный базе плацкарта, но с организацией индивидуальных мест. Он похож на ставшие уже привычными капсульные отели. 56 спальных мест находятся вдоль прохода. Каждая капсула отгораживается от остального вагона шторкой. Полки на 15 см длиннее традиционных. И сверху, и снизу можно сидеть, выпрямив спину. Кроме того, у всех путешественников есть собственное окно, столик, USB-розетки и пространство для личных вещей.

Проект «Спинка» - призер международного конкурса Archasm Urban Chair

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Еще один знаковый проект - городское кресло «Спинка». За него мы получили приз престижного и авторитетного конкурса Archasm Urban Chair.

«Спинка» – это не просто лавочка. Это продуманная система из индивидуальных комфортабельных кресел для парков или скверов. В них люди могут отдохнуть наедине с собой. Но есть и возможность общаться – кресла поворотные, расположены так, чтобы легко было разговаривать друг с другом, даже знакомиться. Социальная дистанция, а это важно, учитывая наши реалии, соблюдается.

Этот проект – шаг к изменению окружающей среды, наглядная демонстрация возможностей промдизайна. Ведь, по сути, мы объединили два абсолютно противоположных запроса людей: индивидуализацию и социализацию.

Проект парковки-центра для бездомных - призер конкурса Parkx. Designing for Driverless Future

Дизайн-мышление в деле. Как найти точки роста в пандемию и локдаун

Другой проект, который показывает возможности дизайна и способен изменить окружающий мир – проект парковки-центра для бездомных. Он создан для конкурса Parkx. Designing for Driverless Future и возглавил список People's Choice Award (голосование пользователей). Это абсолютно интернациональный проект. Реализовать его можно в любой точке мира.

Проект отражает все современные общемировые и архитектурные тенденции. Задача конкурса в том, чтобы перепрофилировать существующие парковки Лос-Анджелеса, которые в будущем, вероятно, будут заброшены из-за распространения беспилотных автомобилей и модели шеринговой экономики. Участникам думали, чем может быть полезно обществу освобождаемое пространство в пригороде Скид Роу.

2050.ЛАБ предложил построить на месте парковки The Sheltering centre – здание, которое стало бы не просто реабилитационным центром, но и рекреационной зоной, где бездомные чувствовали бы себя в безопасности и смогли вернуться к нормальной жизни в обществе.

33
4 комментария

В моей географии этим урбанкреслам не жить.

Разрисуют красками, обклеят объявлениями, посидят ботинками, и в итоге разнесут на дрова или металлолом.

У нас как-то в сквере поставили модные изящные фонари с солнечными панелями. Напротив одного из них стоял столб с панорамной видеокамерой. Так вот первым снесли именно этот фонарь — за которым наблюдали.

А потом и все остальные.

Ответить

Все это со временем должно пройти. В метро вот юсб порты никто жвачками не залепляет. Каждый раз удивляюсь.

Ответить

Проект парковки-центра для бездомных — звучит как социальная столовая для без тысячи рублей миллионеров.

Ответить

Спасибо, не знал обо всем этом

Ответить