Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Привет, на связи Логомашина. Дополнительные образы внутри логотипа помогают компании запомниться потенциальному клиенту. Рассказываем простыми словами, как работать с негативным пространством, чтобы не получить обратный эффект.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Негативное пространство — это не про токсичность

В каждом логотипе есть два вида пространств: позитивное и негативное. Позитивное — это фактические элементы: шрифтовое написание, знак, а негативное — пустое пространство между ними.

Самый простой пример негативного пространства — бумажные снежинки. В детстве мы делали снежинки из бумаги, и каждая из них получалась неповторимой из-за вырезанной части — пустого, или, если говорить дизайнерскими терминами, негативного пространства.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Обычно в логотипах негативное пространство дизайнеры не используют активно — оно просто даёт «воздух» композиции. Однако иногда дизайнеры помещают в негативное пространство дополнительные образы, которые наделяют лого новыми смыслами. Считается, что этот приём помогает сделать лого запоминающимся, и отчасти это так: сложность изображения привлекает внимание зрителя и заставляет его какое-то время подумать над тем, что изображено на картинке.

Классический пример — логотип компании FedEx. Между буквами “E” и “Х” дизайнер разместил дополнительный образ — стрелку. Она символизирует движение, то чем занимается компания — перевозкой грузов. В этом логотипе негативное пространство выполняет бизнес-задачу: отражает деятельность компании.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Почему же лого с дополнительными образами может «не работать»

С негативным пространством нельзя «переигрывать»: согласитесь, если добавить вензеля на логотип Apple, получится как минимум странно. «Неработающие» логотипы от логотипов здорового человека вы сможете отличить по нескольким признакам.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Признак 1. Образ сложно распознать

Если в логотипе вашей компании есть спрятанная фигура, но о ней никто кроме вас не знает, значит, приём с использованием негативного пространства не работает.

«Спрятанный» образ должен считываться за несколько секунд — именно столько обычно удаляет зритель логотипу. Например, в логотипе Yoga Australia в области между рукой и ногой, за которую держится девушка, можно рассмотреть географический контур Австралии. Однако с первого взгляда понять это не так просто — образ практически не читается.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Признак 2. Приём используется ради приёма

Иногда компании используют приём с негативным пространством только для того, чтобы хоть как-то выделиться на рынке. Ну или дизайнер решает показать свои профессиональные навыки. В этом случае спрятанный образ не будет нести дополнительных значений — отражать деятельность компании или её ценности.

Примеров «пустых» логотипов в интернете тысячи: образы в негативном пространстве не сообщают что-то новое клиенту о компании, следовательно, приём не работает.

Например, логотип Black Box Theatre полностью состоит из негативного пространства: позитивное пространство — чёрные элементы — являются второстепенными. Их сложно воспринимать без контекста — свободного пространства, которое вырисовывает буквы из названия театра.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Как не сделать лого бессмысленным: правила использования негативного пространства

У каждого приёма в дизайне есть свои правила: если им следовать, логотип будет решать бизнес-задачи компании, а не просто украшать фирменные носители.

Правило 1. Сначала основной образ, и только потом дополнительный

Посмотрите, что вы видите: скорее всего, набор чёрных фигур. Но если сфокусироваться на негативном пространстве, можно увидеть другой образ — слово «текст».

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Образ в негативном пространстве — это бонус для зрителя. Он должен узнавать о нём во вторую очередь, после основного. Если дополнительная фигура будет попадаться на глаза раньше основного, логотип может показаться слишком простым и не запомниться.

Хороший пример использования негативного пространства — логотип компании Ed’s Electric. Основной образ — вилка и розетка — образуют между собой дополнительный образ — букву “E” — первую букву названия компании. Она не бросается в глаза зрителю, но всё же хорошо читается и несёт дополнительный смысл.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Правило 2. Дополнительный образ должен читаться однозначно

Образы в негативном пространстве логотипа, несмотря на свою «скрытность» с первого взгляда, должны угадываться просто, чтобы зритель мог понять, что именно там зашифровано.

Например, если мы посмотрим на логотип Smile, то кроме образа ведьмы в позитивном пространстве найдём несколько символов в негативном. Однако что они значат, так и остаётся загадкой.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

А вот в логотипе зоопарка Сан-Диего образы птицы и носорога в негативном пространстве читаются понятно. Благодаря им логотип показывает зрителю, что в зоопарке живут не только львы.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Правило 3. Используйте в логотипе один-два цвета

Дополнительные образы в негативном пространстве логотипа — это полноценный графический приём. Если лого дополнить другими приёмами, можно легко перегрузить композицию: восприниматься она будет слишком сложно, а мозгу зрителя потребуется слишком много глюкозы, чтобы расшифровать знаки.

Если решите использовать в своём лого дополнительные образы, не перегружайте композицию другими элементами — например, цветами. Достаточно будет использовать один или два цвета. Идеально, если один из них будет нейтральным — белым или чёрным.

Сравните два логотипа: второй зрителю воспринимать проще, потому что разнообразие цветов не отвлекает от расшифровки дополнительных образов.

Как использовать негативное пространство внутри логотипа правильно

Вывод

Если вы хотите спрятать пару дополнительных образов в лого, лучше соблюдать простые правила: так шанс попасть в одну из подобных подборок будет минимальным.

  • Убедитесь, что образы читаются в том порядке, который вы задумали: сначала основной, а потом дополнительный.
  • Все образы читаются однозначно: зрителю не придётся сильно напрягаться, чтобы расшифровать, что вы хотели показать.
  • В логотипе используется только один или два цвета.

Команда Логомашины каждую неделю делает рассылку с полезными материалами про брендинг и бизнес. Подписаться можно по ссылке.

Логомашина в соцсетях: Telegram | ВКонтакте | Instagram | Facebook

73
40 комментариев

Если в логотипе вашей компании есть спрятанная фигура, но о ней никто кроме вас не знает, значит, приём с использованием негативного пространства не работает.В FedEx® стрелку удалось разглядеть только после объяснения, но возможно только мне.

11
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пример отличной статьи. Коротко, по делу, с примерами и визуализацией и без воды. Прочитал, понял. Спасибо за отличный материал

6
Ответить

Интересно, возможна ли хоть ода заметка о негативном пространстве без логотипа FedEx?

5
Ответить

Была на том же сайте, где рассматривают минималистичные лого без Nike.

2
Ответить

Слишком тонкий инструмент, есть горадо более прямолинейные способы, вроде (Twins или кilled). А искать медведя на горе в Тоблероне интересно разве что самому производителю (имхо, естессно).

2
Ответить

По теме негативного пространства вспоминается сантехник

5
Ответить