Расшевелить крупные компании помогут дизайн-студии. Вот как мы это делаем

Я работаю дизайн-лидом в Прагматике, мы помогаем развивать разные продукты (Райффайзен лайф, Открытие, Skysmart, Газпром). В статье на примере работы с Faberlic расскажу, что помогает нам продвигать и утверждать идеи с руководством и не окуклиться до бюрократии.

Расшевелить крупные компании помогут дизайн-студии. Вот как мы это делаем

Немного контекста

Большинство примеров в этой статье будут из опыта сотрудничества с компанией Faberlic, которая работает на рынке с 90-х годов. Основная аудитория компании — MLM-специалисты, консультанты, которые используют площадку в качестве заработка десятилетиями. Другая категория — обычные пользователи сайта, самостоятельные покупатели, их мы будем называть ecomm-пользователи.

Задача, на которую нас наняли — увеличить количество простых покупателей за счет переработки чекаута. Это этап после корзины, где нужно выбрать способ оплаты.

Для любителей ретро-дизайна: вот так выглядел старый чекаут
Для любителей ретро-дизайна: вот так выглядел старый чекаут

Нам говорили, что консультанты боятся перемен и резко реагируют на изменения. Дальше расскажу про наши шаги, после которых чекаут утвердили, несмотря на все опасения.

Собрали дизайн-вики

Чтобы понять команду, пообщаться и познакомиться с пользователями и бизнесом, мы на две недели высадились в московском офисе Фаберлик.

Как это часто бывает в больших компаниях, мы обнаружили гору вводных из разных источников, собранную в разное время разными сотрудниками. Несколько версий user flow, старые исследования и карты экранов.

Вот пример, как это обычно выглядит вначале
Вот пример, как это обычно выглядит вначале

Копаться в этой толще информации было неудобно. Мы изучили материалы клиента и собрали дизайн-википедию со всеми актуальными артефактами.

Стало: Причесанные артефакты в единой Фигме клиента
Стало: Причесанные артефакты в единой Фигме клиента

Да, разобраться в старых документах и актуализировать данные требует определенного мужества. Но позже это окупится, когда в рабочем кураже вы будете судорожно искать какой-то макет или паспорт проекта, а потом просто откроете одну ссылочку… и вуаля. К тому же общее рабочее пространство позволит скорее понять обеим сторонам, над чем вы работаете.

Сокращали время до результата

Когда компания необъятная, важно визуализировать и детализировать варианты решения задачи в первые дни работы. Для этого мы используем сутевую концепцию.

Сутевая — это архитектура проекта, верхнеуровневый прототип. Сутевую можно собрать за пару дней и, без дополнительных теоретических встреч, прийти к заказчику с результатом, получить обратную связь и, в случае чего, быстро скорректировать заход.

На Фаберлике в роли сутевой были серые блоки чекаута с описанием основной логики и механик. Мы искали готовые решения, понимая, что это может сэкономить время фронту и бэку. Предложили на выбор несколько механик, описали плюсы и минусы каждой и добавили максимальное количество фич, чтобы клиенту было из чего выбрать.

Сутевые концепции для чекаута Faberlic

А на проекте Brainmama, где нам нужно было запустить больше десятка лендингов для разных стран, мы собирали будущие страницы из референсов по блокам.

Расшевелить крупные компании помогут дизайн-студии. Вот как мы это делаем

Плавно внедряли изменения

От сутевой все, конечно, впечатлились. Но наше идеальное видение разбилось о скалы легаси. Слишком много новшеств — консультанты не будут пользоваться этим чекаутом.

Мы предложили сделать переход более плавным и внедрять изменения мелкими итерациями. Начали с вещей, которые сильно выбивались из современного пользовательского пути, чтобы подстелить соломки пользователям и снизить неприятие от перехода.

Этапы для перехода к современному паттерну:

  • 1 этап – перенести оплату из личного кабинета в чекаут
  • 2 этап – перенести кнопку доставки из корзины в чекаут
Этапы реализации модульной концепции
Этапы реализации модульной концепции

Далее предложили перейти к более уверенным шагам и внедрить модульную механику чекаута, которую выбрали на этапе сутевой.

Собрали дизайн-систему, хотя нас не просили

Чуть позже мы поняли, чтобы внедрить тот функционал, который мы хотим, и в дальнейшем быстро реагировать на изменения, нужно перелопатить устройство организации макетов и компонентов. Тогда мы пошли копать дальше и собрали дизайн-систему.

Дизайн-система для Faberlic
Дизайн-система для Faberlic

Вместе с фронтом мы создали библиотеку компонентов для дизайнеров и разработчиков. Эту базу использовали на проекте, а в дальнейшем она станет началом для полноценного редизайна сайта.

Дизайн-система заняла больше времени в начале, а позже мы его наверстали и завершили проект вовремя. Но чтобы согласовать такие повороты сюжета, стоит упомянуть еще один важный пункт.

Нашли своих людей со стороны клиента

Этакие онлайн-копатели, которые верят в продуктовый подход и путь исследований. Этот человек позже будет защищать ваши интересы перед главными боссами. Этот человек даст инсайдерскую инфу про пользователей. Он поможет ускорить процессы согласования и, возможно, повысит лояльность руководства к вам. Найдите его :)

Чаще всего даже в самой глухой компании, где не течет даже ручеек продуктового подхода, вы сможете найти такого человека. Поэтому подумайте заранее — кто это может быть.

Работаем по CJM с Фаберликом
Работаем по CJM с Фаберликом

На Фаберлике это были арт-директор Денис Марар и продакт Наташа Емцова. Привет!

Так вот, Наташа прониклась нашим чекаутом, и согласовала его делать полностью вот прям сейчас без переходных этапов.

Объясняли и внедряли продуктовые практики

Чтобы сдвинуть большую неповоротливую компанию, нужно сеять внутри нее культуру продуктового подхода.

Мы собрали команду со стороны Фаберлик, пользователей, директора ecomm и за 2 дня провели воркшоп с исследователями из Сбера и Авито. Результатом стали собранная CJM и прототипы.

Один из вариантов прототипов на тесты
Один из вариантов прототипов на тесты

Воркшоп потребовал много организационной работы, но мы лучше поняли наших пользователей и показали наш подход бизнесу. Нам рассказали, как работает внутренний сервис, это дало много свежих мыслей для всех.

Оказалось, что пользователи не такие «архаичные», как о них думали — они обращали внимание на новые фичи и узнавали знакомые ecomm-паттерны.

Пушили хэдов, чтобы закрыть бреши в информации

Важно не бояться быть навязчивым. Созваниваться с продактом, арт-диром, разработчиками и уточнять, почему что-то там нельзя, говорить с бизнесом. Задавать неудобные вопросы. Делиться идеями и мыслями.

После разработки CJM на Фаберлике у нас осталось несколько пробелов. Чтобы разобраться, мы подготовили вопросы и организовали встречу с директором ecomm. Не могу делиться конкретикой, скажу только, что вы никогда не можете наверняка знать, когда и кем были приняты решения в создании продукта до вас.

Помогали продать решение дальше

В идеале нам самим нужно защищать решение, но бывает в больших компаниях идею презентует продакт оунер или кто-то еще со стороны клиента.

На Фаберлике идею презентовал арт-директор Денис Марар. Мы рассказали Денису про концепт: компактность, модульность, современные ecomm-паттерны, дали прокликанные макеты, описали стратегию, как это можно внедрять и передали ему.

Не смотря на долгий цикл согласований: время для своей команды, ресурсы фронта, бэка, бизнеса, разговоры про демо-версию, в итоге чекаут приняли, и он ушёл в работу.

Новый чекаут
Новый чекаут

Fin

В больших компаниях легаси, бюрократия, куча ролей, людей и созвонов. Разобраться во всем этом и продвигать свои решения можно, внедряя практики продуктового подхода.

Не бойтесь бюрократии и не пытайтесь под нее подстроиться. Бейте её по башке, ведь вас для этого и звали.

И ещё раз, в работе с большими компаниями:

  • Актуализируйте данные
  • Часто показывайте результат и получайте обратную связь
  • Подходите системно и оптимизируйте процессы
  • Найдите своих людей со стороны клиента
  • Готовьтесь к презентации, даже если идею защищаете не вы
  • Объясняйте и внедряйте продуктовые практики

Про Фаберлик еще есть видео, которое мы сделали с ребятами из Прагматики. Там я подробнее рассказываю про гипотезы, дизайн-систему, HADI. Собрали все, что не под НДА. Приходите смотреть.

3939
1 комментарий

Серьезно? Ни одного коммента…

SUS как померяли? Сколько респондентов и кто?
В вашем чате телеграмма → полные неадекваты, как модераторы, так и аудитория.

Может вы здесь сможете ответить за свои 8.95%? :)

2
Ответить