Константин Филоненко в «Подкасте на колесах» от Звука: UX, исследования, бизнес

Это подкаст аудиосервиса Звук — но в текстовом формате. Из свежего выпуска вы узнаете, существует ли золотое сечение в мире пользовательских интерфейсов и как исследования в этой области помогают бизнесу. Рассказывает старший исследователь Студии Лебедева Константин Филоненко.

Константин Филоненко в «Подкасте на колесах» от Звука: UX, исследования, бизнес

Если вам больше нравится слушать, а не читать — ищите аудиоверсию эпизода в Звуке по ссылке.

О подкасте

«Подкаст на колесах: следующая остановка…» — это интервью со спикерами в полях самых актуальных мероприятий года. В этот раз мы побывали с нашим СТУДИО BUS на Российском интернет форуме 2022. С гостем общалась Ольга Соркина, PR аудиосервиса Звук.

Константин Филоненко в «Подкасте на колесах» от Звука: UX, исследования, бизнес

СТУДИО BUS — это многофункциональный автобус от сервиса Звук СТУДИО, который совмещает в себе массу возможностей и инструментов для музыкантов. Например, на нем можно с комфортом ездить в туры целым бэндом, устраивать пресс-ивенты, встречи с фанатами или вообще использовать в роли билборда на колесах. А главное — в автобусе оборудована полноценная звукозаписывающая студия, чем мы и воспользовались для записи подкаста.

- Костя, привет! Расскажи про UX. Что это и зачем он нужен?

- Привет! Постараюсь вкратце. UX — это аббревиатура, которая расшифровывается как «user experience». Если по-русски — «пользовательский опыт».

Мы называем UX-ом всё, что касается взаимодействия людей и цифровых продуктов. Цифровым продуктом может быть что угодно: приложение, сайт, смарт-панели в метро и ресторанах фастфуда.

В более узком смысле UX — это изучение такого взаимодействия. Мы разбираемся, какое влияние разные факторы оказывают друг на друга, анализируем оптимальные способы взаимодействия пользователей и цифровых продуктов, чтобы понять, что там должно быть, а чего следует избегать.

- Каждый бизнес хочет создать лучшее в мире «user-friendly» приложение, которое будет нравиться всем и приносить хороший доход. Существует ли определенное «золотое сечение» — единое правило или универсальные рекомендации для создания идеального цифрового продукта?

Недавно я перешел с приложения Альфы на Сбер. И я обнаружил: последнее оказалось гораздо более удобным для меня.

С одной стороны здорово, когда всё просто и понятно. А с другой — некоторая «элитарность», с её не слишком удобными, но полезными для определенной аудитории штуками, тоже имеет свои плюсы.

На мой взгляд, не существует универсальных требований и правил для всех. Каждый бизнес должен изучать специфику своей аудитории и понимать, что будет удобно именно его пользователям.

Проблема в том, что потребности и удобство клиентов часто вступают в противоречие с потребностями бизнеса. Например, большинству активных пользователей приложения какого-нибудь супермаркета удобнее, когда карта лояльности располагается на главном экране. Просто так быстрее: достал, показал кассиру, спрятал. Но если бизнес разместит карту лояльности на главном экране, целый ряд возможностей и предложений просто никогда не дойдет до пользователя.

Бизнесу всегда необходимо думать об удобстве клиентов, поскольку в противном случае они перестанут пользоваться их продуктами. Приходится проводить исследования и искать компромисс. Именно через такие исследования и поиски «золотой середины» происходит развитие UX.

- А сколько исследований провел именно ты? Расскажи о самых ярких выводах, которые поразили тебя самого.

- Счет проведенных мной исследований идёт на сотни. Один из моих наиболее интересных выводов — способность пользоваться цифровыми продуктами абсолютно не зависит от возраста. Вот как вы думаете, кто быстрее всех приспосабливается к новому цифровому продукту?

- Наверное, дети?

- А вот и нет. Это люди, которым сейчас пятьдесят лет. У многих в голове засело ошибочное представление, что пенсионеры — это ветераны Великой отечественной войны. А вообще-то, это уже лет двадцать не так.

Сегодняшним пятидесятилетним в девяностых было двадцать лет. Возраст их наибольшей активности пришелся на взрыв новых технологий — каждые пять лет им приходилось осваивать новую. Они привыкли к тому, что технологии меняются очень быстро, поэтому научились в них эффективно разбираться.

Мне кажется, что борьба с такими эйджистскими заблуждениями — важный повод проводить UX-исследования такого формата.

- Можешь назвать твой личный топ самых классных приложений на российском рынке с точки зрения UX?

- Мне очень понравилось приложение Soberone, кажется даже российской разработки. Оно призвано помочь человеку бросить пить. Сейчас есть великое множество приложений для отслеживанию состояний: всяческие дневники настроений, календарь триггерных событий и так далее. Но всё это очень плохо реализовано, как слишком грубый инструмент.

В Soberone в самом начале пользователь должен заполнить анкету, после чего алгоритмы приложения формирует для него личные цели на основе ответов. Это полезно, потому что иногда ты сам не до конца осознаешь, зачем тебе что-то нужно. Или не догадываешься о скрытых причинах. Soberone помогает докопаться до истины.

А еще там есть абсолютно гениальная функция отслеживания всего, что ты сделал за день. Она реализована иначе, чем в большинстве популярных приложений, и построена на геймификации. Регулярное заполнение «дневника» награждается новыми статьями и полезными тестами. В общем, даже если вам нечего бросать, вы можете использовать это приложение как отличный инструмент для самонаблюдения.

А если бросаться брендами, то приложение «Кухня на районе», например, удобнее «Лавки». Приложение «Самоката» гораздо удобнее других подобных приложений. Но я назвал именно приложения по «контролю реальности», отслеживанию и самонаблюдению, потому что другие приложения довольно сильно завязаны на чем-то извне. На чем-то, что не зависит от этого приложения. Например, электронный банкинг, который базируется на деньгах и кредитах.

Еще одно классное приложение — «Flo», от наших белорусских коллег. Его создали для того, чтобы отслеживать менструальные циклы. Из чистого интереса я решил изучить «Flo», чтобы посмотреть, как оно работает — абсолютно гениальная вещь. А порой даже пугающая — настолько хорошо сделано. А пугает меня то, что это приложение знает о моем партнере гораздо больше, чем когда-либо смогу узнать я.

У вас может быть максимально удобная онлайн-бухгалтерия по обслуживанию ИП, но как только у вас начнутся проблемы с налоговой, никакой UX не поможет. И вы будете ненавидеть это приложение. Ровно то же самое произойдет, если вам доставят некачественную еду. Не имеет значения, сколько шагов занял заказ еды в приложении, если она добралась до пользователя протухшей.

В общем, когда мы сталкиваемся с тем, что приложения и сервисы существуют не только на экране телефона, недостаточно просто сделать идеальный интерфейс — слишком сильно переплетаются цифровая и обычная реальности.

- В России уже научились делать классные приложения. Но большинство из них располагаются и хранят данные в зарубежных «облаках». На твой взгляд, есть ли какая-то перспектива импортозамещения в данном контексте?

Все пользуются Google Docs, и всем плевать, где они находятся, потому что это удобно. Мне кажется, это напротив — отличный способ избавиться от границ. Чтобы всё было везде.

- Исследования — это суперважно для бизнеса. Можешь вспомнить, какие твои исследования принесли пользу бренду? И в какой сфере?

- Например, мы проводили ресерчи в ритейле. Там мы сделали ряд любопытных выводов, касающихся касс самообслуживания. Наши исследования помогли сделать серьезный буст в развитии этой области.

В заключение я хотел бы обратить внимание, что в дизайне и исследованиях существует очень большой шаг между произведенными работами и итоговым внедрением. Меня нет в той реальности, где никто не проводит исследования. Я занимаюсь ими каждый день, поэтому не знаю, как живут те, кто их не делает.

33
1 комментарий

Один из моих наиболее интересных выводов — способность пользоваться цифровыми продуктами абсолютно не зависит от возраста. Вот как.
Это чушь.